Найти в Дзене
Artemisia Studio

ДИЗАЙНЕР И КОЛОРИСТИКА.

Сперва может показаться, что изучение колористики или цветоведения – это дело живописцев, поскольку мир цвета и оттенков состоит напрямую по их ведомству. Действительно, изначально колористика в качестве практического занятия возникла и развивалась благодаря эстетическим изысканиям живописцев. Но парадокс в том, что живописец вполне может прожить и без изучения колористики, полагаясь исключительно на свою художественную интуицию при написании картин. А вот профессиональная компетенция дизайнера будет поверхностной, если он не знаком с базовыми законами цветовых гармоний и контрастов. И это понятно – ведь творчество художника мало учитывает обратную связь со зрителем, тут важнее поиск собственного изобразительного языка; а вот дизайнер как раз нацелен на коммуникацию с целевой аудиторией, ему необходимо действовать наверняка при выборе цветовой гаммы проекта, моделируя обратный положительный импульс потребителя. Ведь помимо собственно концептуально-эстетических достоинств дизайн-продук

Сперва может показаться, что изучение колористики или цветоведения – это дело живописцев, поскольку мир цвета и оттенков состоит напрямую по их ведомству. Действительно, изначально колористика в качестве практического занятия возникла и развивалась благодаря эстетическим изысканиям живописцев. Но парадокс в том, что живописец вполне может прожить и без изучения колористики, полагаясь исключительно на свою художественную интуицию при написании картин. А вот профессиональная компетенция дизайнера будет поверхностной, если он не знаком с базовыми законами цветовых гармоний и контрастов. И это понятно – ведь творчество художника мало учитывает обратную связь со зрителем, тут важнее поиск собственного изобразительного языка; а вот дизайнер как раз нацелен на коммуникацию с целевой аудиторией, ему необходимо действовать наверняка при выборе цветовой гаммы проекта, моделируя обратный положительный импульс потребителя. Ведь помимо собственно концептуально-эстетических достоинств дизайн-продукта, об успехе дизайнерской работы также свидетельствует эффективность продаж продукта или распространение социальной или коммерческой рекламы. Что во многом справедливо, поскольку дизайнер -профессионал должен ясно представлять свою целевую аудиторию, её социальную характеристику и культурные коды; следовательно, он имеет возможность не просто вести диалог с потребителем, но и управлять коммуникацией.

У дизайнера могут быть любимые цвета и гаммы, но профессиональный подход предусматривает равноценное отношение ко всем цветам палитры. Выбор колористического решения должен определяться функциональностью в каждом отдельном случае с учётом специфики поставленной задачи.

 

Цвет и коммуникация

Вряд ли было возможным, чтобы человечество проигнорировало такой мощный и ясный инструмент коммуникации, каковым является цвет. Характер информации, передаваемой с помощью цвета, варьируется от простейшей утилитарной до сложной, нагруженной многоуровневыми коннотациями.  

Вспомним примеры передачи элементарной информации с помощью цвета, где символика цвета абсолютно не важна. Если мы проанализируем, по каким критериям присваивается цвет маршрутным линиям на транспортных схемах, то обнаружим, что эти критерии в отношении символических значений абсолютно произвольны. (В самом деле, не означает же, например, зелёный цвет ветки метро, что она проходит через экологически благополучные районы?)

Линии московского метро по топонимическим названиям помнят, наверное, только сами москвичи. Нагляднее и проще указывать цветовой маркер, сравните: «Таганско-краснопресненская линия» – или «фиолетовая ветка»? При проектировании всевозможных схем, таблиц, графиков или организации систем рубрикаций усилия дизайнера должны быть направлены на максимальную дифференциацию цветовых маркеров, чтобы исключить путаницу. Не все люди колористически чутки, поэтому вряд ли функционально одновременное существование, допустим, светло-оранжевого и тёмно-оранжевого оттенков.

-2

А вот в чётко структурированной системе родов войск работают уже цветовые ассоциации, пусть и не наделённые глубиной. Элементы голубого цвета на форме лётчика подразумевают небесную высь, а зелёный на околыше фуражки, погонах и петлицах пограничника намекает на поля и лесные массивы, среди которых проходит его служба.

-3

В сфере цветовых коммуникаций сложного типа определённый цвет всегда будет знаком, а не просто колером с цифровым индексом. Цвета, с которыми отождествляют какие-либо идеи и убеждения, способны объединять сторонников и порождать непримиримых антагонистов – таким образом, цвет выступает в качестве отличительного признака (маркера), обладающего возможностью выстраивать опознавательные системы.

 

Дресс-код – тоже отчасти является социальной коммуникацией, использующей язык цвета. Деловой стиль предписывает сдержанную гамму в костюме, строгие цвета и оттенки должны олицетворять серьёзность и сосредоточенность на работе. А вот при выборе наряда для корпоративного торжества будет уместно поэкспериментировать с яркими цветами.

Можно вспомнить и другие коммуникационные системы на основе цвета в области дорожного регулирования, логистического планирования, мерчандайзинга и других сферах.

-4

Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!

А нам будем приятно)

Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт