Гладиаторы давно стали символом Рима. В массовой культуре они живут в образе обреченных рабов, которых бросают на поединки до смерти перед толпой, ревущей «Хлеба и зрелищ». Император будто бы только и делает, что решает их судьбу прихотливым движением пальца, а богатые римляне наживаются на бойне.
Эта картинка удобная и зрелищная, но мало связана с реальностью.
Ниже разберем ключевые мифы и посмотрим, как все было на самом деле.
Миф первый. Гладиаторские бои придумал Рим ради забавы толпы
Представление о том, что арена выросла из римской жестокости, упрощено. Традиция родилась у этрусков и относилась к погребальным ритуалам. Бой был жертвой духам и сопровождал прощание с умершим. Рим унаследовал эту идею целиком.
Сначала сражались две или три пары гладиаторов, а сами игры организовывали семьи покойных. Со временем обряд превратился в общегосударственное моление о благополучии. Масштаб вырос, а сакральный смысл постепенно растворился. Ко II веку нашей эры большинство римлян уже воспринимало игры просто как большое шоу.
Миф второй. Гладиаторы были бесправными рабами, которых гнали на смерть
На арену насильно выталкивали совсем других людей. Преступников, пленных, рабов, которым вынесли смертный приговор. Их действительно выгоняли плетьми и раскаленным железом. Они были жертвами, но не гладиаторами.
Профессиональные гладиаторы представляли собой отдельный мир. Среди них были рабы, но были и свободные, которые сами подрабатывали на арене. Выбор сомнительный с точки зрения престижа, но прибыльный.
Если гладиатор погибал достойно, его хоронили со всеми почестями. О таких бойцах заботились, лечили, ценили. Известно, что лечение рабов-гладиаторов в одной из школ вел сам Гален.
К этому миру примыкали и женщины. Есть археологические находки и тексты, подтверждающие существование гладиатрикс. Нерон и Домициан прямо позволяли свободным женщинам выходить на арену.
Миф третий. Смысл боя был в том, чтобы остаться единственным выжившим
Убить хорошо подготовленного соперника было трудно, дорого и не всегда уместно. Бойцы стоили больших денег, а их обучение занимало годы. Никто не хотел терять вложения. Поэтому гладиаторы редко стремились уничтожить друг друга, они работали на шоу.
В школах учили не только технике. Учили выступлению. Как держать публику, как создавать напряжение, как тянуть бой так, чтобы зритель видел мастерство.
Если кто-то терял контроль и убивал раньше положенного, мог последовать суд.
Арена была жестокой, но не хаотичной.
Миф четвертый. Гладиатор выглядел как фитнес-модель
Римские бойцы были сильными, выносливыми, но вовсе не скульптурными героями кино. Их рацион строился на бобовых и ячмене. Они специально набирали вес и поддерживали жировую прослойку. Это снижало риск глубоких порезов и давало дополнительную защиту.
Мяса в их меню почти не было. Это объяснялось не только практикой, но и традицией. Гладиатор изначально считался частью ритуала, а у ритуальных участников были пищевые запреты.
Кости у них были плотнее, чем у обычных римлян. Вегетарианская диета и постоянные нагрузки делали свое дело.
Миф пятый. Император решал судьбу гладиатора поднятым или опущенным пальцем
Жест с пальцем это художественный миф XIX века, который закрепился после картины Жерома «Pollice Verso». На деле в амфитеатре трудно было увидеть положение пальца с десятков метров.
Историки считают, что использовали простые жесты вроде сжатого кулака или открытой ладони. Что значило что, однозначно неизвестно. Источники расходятся.
Возможно, и сами жесты менялись с течением времени.
Миф шестой. Гладиатор почти неизбежно погибал на арене
Исследования некрополя гладиаторов в Эфесе показали, что большинство бойцов умирало не от ранений на арене. Намного чаще причиной были инфекции вроде сепсиса.
Статистика времен ранней Империи показывает, что шансы выжить были высокими. Историк Джордж Вилль изучил данные о двух сотнях боев. Погибли только 19 бойцов. На игры гладиатор выходил с шансом выжить примерно 9 к 1. Даже проиграв, он оставался живым в четырех случаях из пяти.
Бои проходили редко. Примерно два или три раза в год. Победителей щедро вознаграждали. Рабы, которые последовательно показывали результат, могли заработать свободу.
Лучший пример Фламма из Сирии. Он провел 34 боя, 21 выиграл. Четырежды получал деревянный меч рудис, символ свободы, но так и не ушел из арены.
Позднее ситуация изменилась. В III–IV веках смертность выросла. В Республике она зависела от прихоти толпы и политиков, которые хотели понравиться электорату. Но даже тогда гладиаторская карьера не была смертным приговором с первого боя.
Все не так просто
Гладиатор мог выжить, накопить деньги, даже получить свободу. Жить долго ему было трудно, но шанс был.
Римляне прекрасно понимали, что надежда мотивирует лучше кнута. Пока существовал шанс на вольную, рабы соглашались выходить на арену.
Ведь если забрать последнюю надежду, сдержать таких людей было бы невозможно. История Рима подтверждает это. Настоящие восстания гладиаторов почти не встречаются. Исключение Спартак. Остальные эпизоды слишком мелкие, чтобы о них всерьез говорить.
Теперь ты знаешь больше! Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы проводить время в Интернете с пользой!