Найти в Дзене

Школьные сообщества — полигон управленческого опыта. Пример Гимназии Сколково

Что такое настоящая школьная жизнь? Это не только уроки, домашние задания и оценки. Это время, когда закладываются основы будущей личности, знаний, более того личных качеств и навыков, которым невозможно научить по учебнику. В Гимназии Сколково, мы уверены, одна из главных задач — создать среду, где ученики могут пробовать, инициировать, ошибаться и учиться на своих ошибках. Именно для этого мы выстроили уникальная систему студенческих сообществ. Почему это важно? Студенческие сообщества — это не просто кружки по интересам. Это настоящая лаборатория лидерства и самоуправления. Здесь ребята на практике осваивают то, что пригодится им в любой сфере жизни: Как это устроено? Ключевой принцип нашей системы — самостоятельность студентов. У них есть свое пространство и время для творчества и реализации проектов, направленных на то, чтобы сделать гимназию лучше для себя и других. Но самостоятельность не означает брошенность. Взрослые (кураторы, тьюторы, педагоги) играют в этом процессе решающу

Что такое настоящая школьная жизнь? Это не только уроки, домашние задания и оценки. Это время, когда закладываются основы будущей личности, знаний, более того личных качеств и навыков, которым невозможно научить по учебнику. В Гимназии Сколково, мы уверены, одна из главных задач — создать среду, где ученики могут пробовать, инициировать, ошибаться и учиться на своих ошибках. Именно для этого мы выстроили уникальная систему студенческих сообществ.

Почему это важно?

Студенческие сообщества — это не просто кружки по интересам. Это настоящая лаборатория лидерства и самоуправления. Здесь ребята на практике осваивают то, что пригодится им в любой сфере жизни:

  • Самоорганизация и управление проектами от идеи до ее реализации: студенты сами составляют дорожные карты, распределяют роли, управляют бюджетом и сроками.
  • Инициативность и ответственность: студенты не ждут указаний сверху, а сами видят возможности для улучшения жизни гимназии и берут на себя ответственность за изменения.
  • Командная работа и коммуникация: студенты учатся слышать друг друга, доверять друг другу, договариваться, конструктивно конфликтовать и приходить к общему решению.
  • Приобретение управленческого опыта: самый ценный навык — это умение вести за собой, мотивировать команду и нести ответственность за общий результат.
Мария Рогачева - тьютор, наставник 8С класса на дебатах кандидатов в Президенты Студенческого совета
Мария Рогачева - тьютор, наставник 8С класса на дебатах кандидатов в Президенты Студенческого совета

Как это устроено?

Ключевой принцип нашей системы — самостоятельность студентов. У них есть свое пространство и время для творчества и реализации проектов, направленных на то, чтобы сделать гимназию лучше для себя и других.

Но самостоятельность не означает брошенность. Взрослые (кураторы, тьюторы, педагоги) играют в этом процессе решающую роль — роль навигаторов. Их поддержка строится не на прямых указаниях, а на грамотном сопровождении:

  1. Стратегические сессии: перед запуском большого проекта наша педагогическая команда помогает студентам провести мозговой штурм, сформулировать четкие и измеримые цели, увидеть риски и возможности.
  2. Групповые тьюториалы. Это регулярные встречи, где команда вместе с тьютором обсуждает прогресс, определяет личные и командные цели, ищет пути решения возникших трудностей. Вопрос «Какой следующий шаг?» заменяет указание «Сделай так».
  3. Рефлексия после проектов. Самый важный этап обучения. После завершения инициативы команда вместе с координатором анализирует, что получилось, что пошло не так и почему, какой опыт студенты извлекли.

Это позволяет превратить любую ошибку в ценный урок.

Кандидаты на пост Президента Студенческого совета гимназии 2024-2025 учебного года
Кандидаты на пост Президента Студенческого совета гимназии 2024-2025 учебного года

Формат коммуникации — вопросы вместо поучений.

Такой подход кардинально меняет формат общения «взрослый-ученик». Координатор не говорит: «Ты должен сделать это так». Он задает вопросы: «Как ты считаешь, какой из вариантов будет эффективнее?», «Что произойдет, если мы выберем этот путь?», «Какой поддержки тебе не хватает от команды?»

Такая коммуникация создает безопасную среду для ошибок. Мы понимаем, что управленческие промахи, неверная расстановка приоритетов или конфликты в команде — это не катастрофа, а часть учебного процесса. Гораздо лучше пройти через это в школе, где тебя поддержат и помогут проанализировать ситуацию, чем столкнуться впервые в университете или на первой работе.

«Так, например, один из Президентов Студенческого совета Гимназии, собрав команду из числа своих друзей-сподвижников, понял, что ребята не готовы брать ответственность за совместную работу. Президент пересобрал полностью всю команду, и там оказались совершенно другие люди, другие лица, и работа стала складываться иначе. Стало понятно, что друзья — это одно, а работа — это другое. И можно дружить с людьми, которые не хотят делать то, что ты хочешь, но при этом можно быть лидером у тех, кто хочет вкладываться в общее дело.

Другой пример — опыт лидера студенческого совета, в котором он не уделял достаточно времени для обратной связи команде, не отмечал ее достижения и успехи и вследствие которого к середине учебного года он остался один. Отрефлексировав эту историю, лидер понял, почему руководителю нужно и важно чаще говорить «спасибо», чтобы работа пошла, а последователи этого президента взяли этот приём по эффективной обратной связи на вооружение», отмечает тьютор, наставник 8 С класса Мария Рогачева.

Студенческие сообщества в Гимназии Сколково — это живой, постоянно развивающийся организм, где рождаются и реализуются идеи, растут будущие лидеры и управленцы. Это пространство, где ученики не готовятся к жизни, а уже живут.