Найти в Дзене
МИР МАСЕЛ И СМАЗОК

Льётся как песня, греет как печка: какая «советская классика» могла отогреть душу и пальцы зимой

Привет, братаны-автолюбители! Давайте начистоту: вот садимся мы в свои современные тачки, жмём кнопочку «auto», и тут же на нас веет ласковым тёплым ветерком. А ведь было время, когда борьба с холодом в салоне напоминала не комфортную поездку, а настоящую полярную экспедицию на колёсах. Я покопался в истории, почитал старые журналы «За рулём» и хочу поделиться с вами открытием. Оказывается, у наших дедов — владельцев «Москвичей», «Запорожцев» и «Волг» — были свои, порой гениальные, а порто безумные, «климат-системы». Давайте разберём по полочкам, у кого же из них была лучшая печка. Начало времён: от «Эмки» до «Победы» Представьте себе ГАЗ-М-1, ту самую «Эмку». Печка? Была! Но назвать её отопителем – это сильно сказано. Тёплый воздух из неё выходил еле-еле, словно последний вздох, и был не в силах победить сквозняки, гулявшие по салону из-за отсутствия нормальных уплотнителей. О обдуве лобового стекла можно было только мечтать. Прорывом стала «Победа». Вот тут инженеры впервые серьёзно
Картинка 1. Авторская работа
Картинка 1. Авторская работа

Привет, братаны-автолюбители! Давайте начистоту: вот садимся мы в свои современные тачки, жмём кнопочку «auto», и тут же на нас веет ласковым тёплым ветерком. А ведь было время, когда борьба с холодом в салоне напоминала не комфортную поездку, а настоящую полярную экспедицию на колёсах.

Я покопался в истории, почитал старые журналы «За рулём» и хочу поделиться с вами открытием. Оказывается, у наших дедов — владельцев «Москвичей», «Запорожцев» и «Волг» — были свои, порой гениальные, а порто безумные, «климат-системы». Давайте разберём по полочкам, у кого же из них была лучшая печка.

Начало времён: от «Эмки» до «Победы»

Представьте себе ГАЗ-М-1, ту самую «Эмку». Печка? Была! Но назвать её отопителем – это сильно сказано. Тёплый воздух из неё выходил еле-еле, словно последний вздох, и был не в силах победить сквозняки, гулявшие по салону из-за отсутствия нормальных уплотнителей. О обдуве лобового стекла можно было только мечтать.

Прорывом стала «Победа». Вот тут инженеры впервые серьёзно задумались о том, чтобы водитель не превращался в сосульку. Появился тот самый обдув лобового стекла, салон стал более герметичным. Но и этого, скажем прямо, было маловато. Читаю журналы 60-х годов: сплошные жалобы и народные инструкции, как «усилить» штатную печку. Народ голосовал за тепло руками и паяльником.

«Москвич»: герой самостроя

Картинка 2. Авторская работа
Картинка 2. Авторская работа

Владельцы «Москвичей» 402-403 серий знали – штатная печка это слабое подобие обогревателя. Весь тёплый воздух уходил на лобовое стекло, а пассажиры на заднем сиденье мёрзли, как в сарае.

И что вы думаете? Народ не сдавался! В том же журнале «За рулём» я нашёл гениальное в своей простоте решение от свердловского инженера Ю. Каца: установить вторую печку! Да-да, не смейтесь. «Родной» радиатор сдвигали поглубже, ставили ещё один, а вместо штатного вентилятора монтировали самодельную, более мощную крыльчатку, которую приходилось вручную вырезать и балансировать. Представляете масштаб работ? Это вам не кнопку нажать. Но зато в салоне становилось по-настоящему тепло. Вот это я понимаю – народный тюнинг!

Картинка 3. CONDOR OIL
Картинка 3. CONDOR OIL

«Запорожец»: советское «Вебасто» и тёплый пол

А вот «Запорожец» был, без шуток, технологическим фриком. У него же двигатель воздушного охлаждения сзади! Казалось бы, бери тепло от цилиндров и грей салон. Но нет, наши инженеры пошли другим путём и придумали… автономный отопитель на бензине. Прям аналог нынешних «Вебасто» и «Гидроников»!

Звучит круто? На практике же этот агрегат был тем ещё ребёнком: капризный, прожорливый, коптящий. Если его вовремя не чистить – в салоне стояла такая вонь, что хоть противогаз надевай. Зато был и неоспоримый плюс – им можно было прогреть двигатель перед запуском зимой. Гениально!

Но и это не всё. Воздух в салон шёл по неутеплённому каналу под днищем и здорово остывал по пути. Народные умельцы и тут нашли выход: утеплили канал, а резиновый коврик с пола убрали. Получался самый настоящий «тёплый пол»! Вот так, забесплатно.

Выводы и исторический парадокс

Так у кого же была лучшая печка? Если смотреть штатно – пожалуй, у «Волги» после «Победы». Но если брать в расчёт народную смекалку, то пальму первенства я бы отдал «Москвичу» за его невероятный потенциал к апгрейду.

Парадокс в том, что в стране с суровым климатом заводские системы отопления были откровенно слабыми. Это сейчас мы покупаем качественное моторное масло, скажем, CONDOR OIL, чтобы защитить мотор от износа в любую погоду, и даже не думаем о том, как бы доработать печку. А тогда каждый второй водитель был немножко инженером-изобретателем.

Картинка 4. Авторская работа
Картинка 4. Авторская работа

Кстати, о масле. Любой, даже самый простой двигатель того времени, будь то у «Москвича» или «Запорожца», требовал хорошей смазки. Современные моторы куда более сложные и требовательные. Качественное моторное масло – это как хорошая печка для мотора: оно не даёт ему «замёрзнуть» от износа и «перегреться» от нагрузок.

Если вы являетесь счастливым обладателем советского раритета или просто цените качественную смазку для своего современного автомобиля, обратите внимание на моторные масла CONDOR OIL. Это те самые современные технологии, которые обеспечивают стабильность свойств на протяжении всего межсервисного интервала, защищают от износа и нагара, чего так не хватало тем же капризным отопителям «Запорожцев». Подробнее со всей линейкой можно ознакомиться на сайте — www.компания-кондор.рф/condor-oil/motornye-masla-condor-oil/

Картинка 5. Авторская работа
Картинка 5. Авторская работа

Надеюсь, было интересно! А на каких машинах ездили или ездите вы? Сталкивались ли с зимними подвигами по утеплению салона? Делитесь своими историями в комментариях — будет жарко, как в салоне доработанного «Москвича»! Если понравилось, не забудьте поставить лайк и поделиться статьей с друзьями-автолюбителями. Им тоже будет любопытно!

Читайте также:

1.

2.

3.

4.

5.