В Советском Союзе их знали наизусть: «Аракс» были группой, чьи песни звучали со сцены “Ленкома” и во дворах обычных панелек. Их сравнивали с западными суперзвёздами, а на концертах «Аракса» в 70-х собирались полные залы, вплоть до того, что специальные комиссии следили за “идеологической чистотой” их музыки.
Рождение группы — романтика студентов МГУ
История «Аракса» началась в конце 1960-х, когда два студента экономического факультета МГУ, Эдик Касабов и Алексей Пантелеев, решили вместе поиграть рок-н-ролл на университетском смотре художественной самодеятельности. Позже к ним присоединились друзья и братья, коллектив был назван в честь бурной закавказской реки, а их лидером стал - энергичный Юрий Шахназаров — выходец из «Скоморохов» Александра Градского.
Авторская эстрада, рок и лучшие музыканты страны
Уникальность «Аракса» была в необычном сплаве. Коллектив играл свой собственный рок, но активно сотрудничал с топ-композиторами советской эпохи: Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. В разное время вместе с группой выступали Александр Буйнов, Евгений Маргулис, Константин Никольский, Анатолий Алёшин и другие музыканты, позднее ставшие настоящими звёздами.
«Аракс» стали первыми исполнителями саундтреков к культовым спектаклям «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», также они писали музыку для “Юноны и Авось”, сочиняли собственные рок-композиции с мощным, экспрессивным звучанием. Именно на их концертах взрослые впервые танцевали под электрогитару, а молодёжь с восторгом слушала лирику, которой не было на советском радио.
Запрет, миф и легенда: почему о них не слышал Запад
Судьба оказалась к группе суровой: в 1982 году, на пике славы, усилиями министерства культуры СССР «Аракс» запретили выступать под этим именем — команду обвинили в “нецелесообразных” тратах, расформировали, а музыкантов разбросало по разным коллективам. Часть команды, стараясь сохранить дух группы, пыталась играть под названием «Феникс», но успеха “Аракса” повторить не удалось.
На Западе о «Араксе» действительно никто не знал: советские границы не выпускали ни музыкантов, ни их пластинки. Иногда имя группы случайно встречали эмигранты или коллекционеры винила, но даже сейчас “Аракс” — это загадка для западного слушателя, в отличие от “Машины Времени” или “Воскресения”, которые хоть немного слышали за пределами СССР.
Возвращение спустя десятилетия
В 80-х и 90-х музыканты «Аракса» выступали с сольными проектами, участвовали в театрах, записывали новые альбомы. Но только в 2000-х команда смогла воссоединиться со “старыми бойцами” и продолжить играть для нескольких поколений поклонников. Для советского слушателя эта группа – символ “первого настоящего рока”.
А вы слышали песни “Аракса”? Какие композиции для вас стали гимном юности или открытием уже во взрослом возрасте? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал– вместе сохраняем настоящую музыкальную историю страны!