Найти в Дзене
Ценитель Винила

The Doors (1991): Фильм, после которого хочется выключить свет, налить выпить— и ни с кем не разговаривать

Сегодня не просто биография рок-звезды. Это портрет саморазрушения, снятый человеком, который сам прошёл через ад. Это «The Doors» Оливера Стоуна. Фильм 1991 года. Фильм, который не развлекает. Он — выматывает. Я смотрел его впервые лет десять назад. Потом пересматривал. И каждый раз одно и то же чувство: будто провёл ночь в комнате с человеком, который кричит, пьёт, падает, встаёт — и требует, чтобы ты его любил. За талант. За голос. За то, что он «особенный». Это не кино про музыку. Это кино про то, что бывает, когда гений встречается с хаосом — и проигрывает. Почему Стоун? Почему именно он? Потому что Оливер Стоун знал эту эпоху. Он был там. Он пытался продать сценарий самому Джиму Моррисону ещё в 60-х. Он видел, как рождалась легенда и как она рушилась. Он не сторонний наблюдатель, он участник. И в этом фильме он не судит. Он — показывает. Он не делает из Моррисона героя. Не делает из него мученика. Он делает из него человека. Человека, который не простил отцу, что тот был адмирало

Сегодня не просто биография рок-звезды. Это портрет саморазрушения, снятый человеком, который сам прошёл через ад. Это «The Doors» Оливера Стоуна. Фильм 1991 года. Фильм, который не развлекает. Он — выматывает.

Я смотрел его впервые лет десять назад. Потом пересматривал. И каждый раз одно и то же чувство: будто провёл ночь в комнате с человеком, который кричит, пьёт, падает, встаёт — и требует, чтобы ты его любил. За талант. За голос. За то, что он «особенный».

Это не кино про музыку. Это кино про то, что бывает, когда гений встречается с хаосом — и проигрывает.

Почему Стоун? Почему именно он?

Потому что Оливер Стоун знал эту эпоху. Он был там. Он пытался продать сценарий самому Джиму Моррисону ещё в 60-х. Он видел, как рождалась легенда и как она рушилась. Он не сторонний наблюдатель, он участник. И в этом фильме он не судит. Он — показывает.

Он не делает из Моррисона героя. Не делает из него мученика. Он делает из него человека. Человека, который не простил отцу, что тот был адмиралом. Человека, который потерял детство.

Вал Килмер: превосходная игра.

-2

Забудьте всё, что вы видели у Килмера до и после. Здесь он не актёр, он — Джим Моррисон. Не внешне (хотя сходство поразительное), а внутри. Его голос, его походка, его взгляд — пустой, пьяный, полный боли и презрения.

Килмер проживает эту роль, он ей одержим. И это лучшая роль в его карьере. Возможно, не побоюсь этого сказать, это лучшая роль о рок-звезде в истории кино.

Когда будите смотреть этот фильм, особое внимание обратите на концертные сцены. Толпы людей, пот, крики, хаос. Как будто вы не перед экраном, а стоите в первом ряду.

Но музыка… музыка прекрасна

Да. «Light My Fire». «L.A. Woman». «The End». «Break On Through». Они вечны. И фильм — это показано. Он даёт вам эти моменты. Моменты, когда талант прорывается сквозь пьяный туман. Когда голос Моррисона не крик, а мольба. Когда музыка не фон, а спасение.

Но потом… потом снова бутылка. Снова предательство. Снова падение.

Жизнь как «вечеринка»

Фильм Стоуна — это не восхождение и падение. Это падение без восхождения. Нет «звёздного взлёта». Нет «дна и возвращения». Есть только стремительный, красивый, полёт в пропасть.

Моррисон ищет забвения. Он одержим смертью. Он карабкается по карнизам отелей. Его нарциссизм — это маска. А под ней скрывается ненависть к себе. К миру. Ко всему.

А где же группа?

-3

Они — тени. Верные, уставшие, преданные тени. Рэй Манзарек (Кайл Маклахлан) — сидит за клавишами, как статуя. Смотрит на Джима и ничего не говорит. Потому что знает, что это бесполезно. Гитарист, барабанщик угрожают уйти. Они устали. Они профессионалы. А он стихия.

Есть сцена, где они слушают готовый альбом. Джим говорит: «Неплохо для парней, которые даже не разговаривали друг с другом в день записи». Это не шутка. Это — правда. Горькая, злая, пьяная правда.

Женщины. Любовь. Боль.

Мег Райан — его жена. Милая, светлая, беспомощная. Она любит его. Она терпит его. Но она всего лишь ещё одна жертва. Потому что в этом фильме любовь — не спасение.

-4

А потом — Кэтлин Куинлан. Журналистка. Ведьма. Садомазохистка. Единственная, кто пробивает его броню. Кто заставляет его чувствовать. Через боль. Через кровь. Через ритуал. Это — его последний момент «настоящего». Последний раз, когда он живой.

Последний час. Последняя боль.

Последний час фильма — это похороны. Пьяные оргии. Скандалы. Концерты, на которых он не появляется. Или появляется чтобы обнажиться. Чтобы орать. Чтобы плевать в публику.

Моментами смотря на это хочется выключить. Потому что это не трагедия. Это — пытка. Для него. Для тех, кто рядом. Для нас зрителей.

Вопрос, который вы зададите себе

Как Моррисон смог уехать в Париж, если его приговорили к тюрьме за непристойное поведение на сцене? В фильме нет ответа. Но это не важно. Важно другое: он уехал. Умер в 27. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Его могила место паломничества. Его фанаты исписали граффити все соседние надгробия.

Даже после смерти он не даёт покоя.

-5

Так стоит ли смотреть?

Да. Но не для удовольствия. Не для настроения. Смотрите, если хотите:

— Увидеть лучшую роль Вэла Килмера.

— Понять, что гениальность и саморазрушение — часто одно и то же.

— Послушать музыку The Doors так, как вы никогда не слушали.

— Задать себе вопрос: «Что важнее — человек или его талант?»

Смотрите вечером, дома, в тишине, без компании. Потому что после этого фильма — не хочется разговаривать. Хочется выключить свет. Налить чего-нибудь выпеть и слушать «Riders on the Storm» в одиночестве.

А вы смотрели «The Doors»?

Любите Моррисона или считаете его переоценённым эгоистом? Пишите в комментариях. Без фанатизма. Честно.

Ставьте лайк, если статья зашла. Подписывайтесь на канал впереди еще много интересного.

До новых встреч.

P.S. Если после просмотра вам захочется переслушать «The End» —это нормально.