Найти в Дзене
Дарвиновский музей

«Морж» 2.0

Как известно, не обязательно родиться в Арктике и отрастить бивни, чтобы стать моржом. Иногда достаточно просто окунутся в прорубь. Только вот, достаточно ли этого на самом деле? Тесно связанная с закаливанием культура моржевания популярна не только в России, но и у многих наших соседей по Северному полушарию. В России, Польше и Нидерландах – это «моржевание», а увлекающиеся, соответственно, – «моржи». В Финляндии, где культура погружения в прорубь развита, пожалуй, сильнее всего, любителей холодной воды называют «выдрами» или «тюленями», а в Северной Америке, где предпочитают купаться в морской воде – «белыми медведями». А вот включившиеся в последние годы в моржевание китайцы не выбрали себе животное-покровителя и просто «принимают зимние ванны». Но откуда взялась сама идея погружения в холодную воду для закаливания? Может показаться, что это изобретение северных народов, но нет. Еще в античности Гиппократ и Гален советовали использовать холодную воду для укрепления здоровья. Но нас
Оглавление

Как известно, не обязательно родиться в Арктике и отрастить бивни, чтобы стать моржом. Иногда достаточно просто окунутся в прорубь. Только вот, достаточно ли этого на самом деле?

Моржевание: от проруби до морской волны

Тесно связанная с закаливанием культура моржевания популярна не только в России, но и у многих наших соседей по Северному полушарию. В России, Польше и Нидерландах – это «моржевание», а увлекающиеся, соответственно, – «моржи». В Финляндии, где культура погружения в прорубь развита, пожалуй, сильнее всего, любителей холодной воды называют «выдрами» или «тюленями», а в Северной Америке, где предпочитают купаться в морской воде – «белыми медведями». А вот включившиеся в последние годы в моржевание китайцы не выбрали себе животное-покровителя и просто «принимают зимние ванны».

Но откуда взялась сама идея погружения в холодную воду для закаливания? Может показаться, что это изобретение северных народов, но нет. Еще в античности Гиппократ и Гален советовали использовать холодную воду для укрепления здоровья. Но настоящая популярность к водным процедурам пришла в XIX веке благодаря немецкому пастору Себастьяну Кнейпу, который пропагандировал контрастные обливания, купания и прогулки босиком по росе. Хотя Кнейп был самоучкой, его идеи распространились по Европе как универсальная оздоровительная методика.

В XX веке наука всерьез обратила внимание на воздействие холодных ванн на здоровье. В 1950-х годах появились первые серьезные исследования терморегуляции, а позже – исследования, посвященные влиянию кратковременного охлаждения на иммунную систему, сосуды, выносливость и психическое состояние. В этот момент купание в холодной воде перестало быть исключительно культурной традицией и превратилось в инструмент физиотерапии.

Способность и пределы реальной адаптации к холоду

Если на полезность холода для организма могут быть разные точки зрения, то степень приспособленности человека к низким температурам – понятие объективное. Как бы мы не старались развивать возможности своего организма, человек изначально плохо приспособлен к холоду. Наше становление как вида прошло в условиях теплого климата. У человека тонкая кожа, почти лишенная защитного меха, относительно небольшие запасы подкожного жира и практически полное отсутствие развитого бурого жира во взрослом возрасте, высокая чувствительность к охлаждению конечностей. Человек без подготовки способен продержаться в ледяной воде:

* от нескольких минут до 15 минут в воде около 0 °C;

* до 30–60 минут в воде 5–10 °C;

* несколько часов в воде 15–20 °C.

Но новичка в воде +2 °C подстерегает опасность не переохлаждения, а от резкого спазма сосудов, скачка давления и остановки дыхания.

Тренированный "морж". Фотография из интернета
Тренированный "морж". Фотография из интернета

Но это если речь идет об обычном человеке. Другое дело «морж»! При правильно организованных и регулярных тренировках в организме начинаются физиологические перемены. Улучшается работа кровеносных сосудов – они привыкают быстро сужаться и расширяться, уменьшая теплопотери и снижая риск шока от погружения в холодную среду. Повышается активности бурой жировой ткани – хотя бурого жира у взрослых очень мало, его роль очень важна в метаболизме и теплообмене человека. Воздействие низких температур помогает увеличить количество и активность бурой жировой ткани. Ускоряется метаболизм – организм начинает тратить больше энергии «на обогрев», повышая базальный метаболизм на несколько процентов. При регулярных тренировках снижается чувствительность к холоду – нервная система адаптируется, воздействие холода становится менее болезненным.

Правда все эти изменения сохраняются только при непрерывных тренировках.

А как же народы Крайнего Севера?

Инуиты, чукчи и другие народы Арктики действительно обладают мягкой физиологической адаптацией: у них более высокий метаболизм, более эффективная терморегуляция и менее выраженная реакция на холод. Но это лишь чуть большая приспособленность к низким температурам, а не супер-способность. Даже с более быстрым метаболизмом и эффективной терморегуляцией коренные народы севера нуждаются в теплой одежде, и уж тем более не плавают в ледяной воде часами.

Не мерзнет тот, кто тепло одевается. Фотография из интернета
Не мерзнет тот, кто тепло одевается. Фотография из интернета

Но если человек не может изменить своих организм навсегда, есть ли смысл опускать ногу в холодную прорубь? Наука подтверждает пользу такого закаливания, хотя и считает ее довольно умеренной. Исследователи подтверждают небольшое снижение частоты простуд, улучшение настроения, эффективность в качестве тренировки сосудов, умеренное снижение воспалительных процессов и повышение устойчивости к стрессу.

Но экстремальное закаливание подходит далеко не всем, так, при сердечнососудистых заболеваниях или гипертонии такие практики опасны.

Чего не хватает человеку, чтобы стать моржом

Можно сколько угодно тренироваться, но в мире природы существуют вещи, которых не добиться даже самыми упорными тренировками. Поэтому человек, даже самый упорный морж, никогда физиологически не сравняется с настоящим моржом – морским зверем. И вот почему.

У моржа есть встроенная шуба, которой мы можем только завидовать, десяти сантиметровый слой подкожного жира - это биологический пуховик, созданный миллионами лет эволюции. Человек же получает «зимний жирок» максимум в несколько сантиметров, что при нашей толщине кожи не может дать сколько-нибудь сопоставимого эффекта. Моржевый метаболизм – это реактивный двигатель, морж может поддерживать тепло тела даже лежа на льду, практически не расходуя энергию. Его метаболизм рассчитан на экстремальные условия. От воздействия холода метаболизм человека ускоряется на 5–15%, и это уже много. Мы нуждаемся в паре плюшек после проруби, морж – нет. Морж не теряет тепло через конечности, у него есть уникальная система теплообмена, позволяющая минимизировать теплопотери в ластах. Человеческие пальцы же замерзают до появления болевых ощущений за минуты. Морж не переживает температурного шока, для него вода в 0 °C – это «приятненькая ванна». Для человека – стресс, скачок давления, резкое учащение дыхания. Даже тренированный организм должен входить в ледяную воду аккуратно. Морж может пробыть в холоде сколько угодно, мы же через 2–3 минуты вылезаем, почувствовав, что рано или поздно понадобится отогревать все тело сразу.

Проще говоря: мы можем стать «моржами» в культурном смысле, но никак не в биологическом.

Первый шаг к большой цели. Фотография из интернета
Первый шаг к большой цели. Фотография из интернета

Закаливание действительно может быть полезным: оно тренирует сосуды, улучшает настроение и повышает устойчивость к стрессу. Но важно помнить: человечество по своей природе – не арктические животные, и никакие тренировки не отменят базовые пределы человеческой физиологии. Холод можно сделать союзником, но природу – не обманешь.

Вам было интересно узнать что-то новое о мире вокруг нас?

Хотите узнать больше?

Приходите в Дарвиновский музей и подписывайтесь на наш канал!