К середине 1960-х японская автомобильная промышленность была на подъёме. Государственная программа развития, принятая в 1955 году и ограничения на ввоз импортных автомобилей, дали свои плоды. Так к 1965 году, по количеству выпущенных автомобилей Тойота занимала 11-е место в мире, а Ниссан 14-е. К этому времени Япония выпускала больше автомобилей, чем, например, Италия или та же Франция! Правда это были преимущественно кей-кары с мотоциклетными моторчиками для внутреннего рынка, а для выхода на международную арену нужна совсем другая техника. И она не заставила себя ждать: стали выходить технологичные спортивные модели, многие из которых стали иконами, имеют фанатов по всему миру, а коллекционеры выкладывают за них приличные деньги. Давайте посмотрим на вторую половину 60-х годов, вот некоторые из них:
Isuzu Bellett 1600GT/GTR (1964-1969)
Первым японским спортивным автомобилем с шильдиком GT стал в 1964 году Isuzu Bellett 1600GT. Правда к Гранд Туризмо он никакого отношения не имел, зато имел спортивный кузов фастбек (или купе) по европейской моде, независимую подвеску, дисковые тормоза (редкость для Японии тех лет) и 1,6 литровый мотор на 90 л.с., а на модификации Bellett 1600GTR все 120 лошадей. Такие активно участвовали в гонках туристических автомобилей, а сама модель проникла на скандинавский рынок и продавалась в Швеции, Финляндии и Норвегии.
Nissan Silvia (1965—1968)
Nissan Silvia, почитаемая сторонниками дрифт-культуры в версиях S-13,14,15, родилась в середине 60-х как малосерийный спортивный автомобиль практически ручной сборки. В проектировании двигателя принимали участие специалисты Yamaha, а создании стиля - тот самый немец, кто разрабатывал классический BMW 507. Машина не была рассчитана на коммерческий успех, а создавалась больше для демонстрации возможностей Ниссана. Поэтому тираж составил 554 ед. и большинство из них поехало по разным автовыставкам и шоу-румам, а несколько штук изготовили с левым рулём для европейских мероприятий. Понятно, что все сохранившееся экземпляры имеют большую коллекционную ценность.
Prince Skyline 2000GT (1965-1968)
Имя Skyline стало известно уже в начале его долгой истории, даже до того, как его стал использовать Nissan. А сделала его известным компания Prince, которая изначально выпускала под этим названием обычные седаны и универсалы в стиле Москвич-402. Но всё изменилось, когда руководство Prince решило выпустить штучный, дорогой Skyline Sport ручной сборки с дизайном Дж. Микелотти. А затем небольшую партию из 100 дорожных Skyline GT с 6-цилиндровым мотором, перед этим успешно обкатав их в гоночной серии. При этом возник невероятный спрос, а производственных планов и возможностей у компании в тот момент не было. Продажи возобновились в начале 1965 года после запуска на новой линии свежей модели Prince Skyline 2000GT. Машины отлично продавались не только в Японии, но и экспортировались в Австралию, где был открыт дилерский центр Prince.
Nissan Fairlady (Datsun) 2000 (1967-1970)
Развивая тему легких родстеров Ниссан выпустил по-настоящему спортивный Fairlady (Datsun для США) с серьёзным 2-литровым двигателем и новой 5-ступенчатой коробкой. Это был один из первых японских спортивных автомобилей, который составил конкуренцию популярным в то время MG, Triumph, Alfa Romeo и Fiat, а стоил дешевле их. И конечно он давал прикурить оппозиции на гоночных трассах от Гран-при Японии до ралли Монте-Карло, а также завоевал несколько титулов американском чемпионате SCCA, даже после окончания производства. Всё это сработало на спортивный имидж марки Nissan/ Datsun и заложило основу успеха для будущих Z-каров.
Toyota 2000GT (1967-1970)
Тачка действительно уникальная. Кто-то называет её первым японским суперкаром, кто-то ставит в один ряд с лучшими гранд турерами типа Ferarri, Maserati или например Aston Martin. Я бы назвал 2000GT первым непрактичным японским автомобилем. Давайте разберёмся. Тойота в те годы считалась самым консервативным японским автопроизводителем, не с самым спортивным имиджем. Да, была шустрая модель S 800 с моторчиком объёмом с бутылку игристого, но это другая лига. Тогда руководство приняло решение создать спорткар европейского уровня (в прицеле Jaguar E-type). Элегантный кузов фастбек имел низкий сигарообразный профиль аэродинамической формы, полностью независимая подвеска с дисковыми тормозами по кругу – всё как у лучших европейских тачек. Двигатель 2 литра, больше не было, зато модифицированный спецами из Yamaha, там же наладили всё производство. Интерьер был добротный, но не роскошный – спортивные кресла из винила, деревянный руль, отделка из шпона палисандра и куча приборов с хромированными ободками.
Вроде всё отлично, но автомобиль полностью провалился в продажах. Причина проста: клиенты тогда были не готовы за 6800$ покупать непонятного японца с тесным салоном и 2-литровым мотором (дороже Ягуара с 4,2 литрами). В итоге тираж составил 351 экземпляр, зато теперь любой из них оценивают выше 1 000 000 $! Да, уникальная тачка.
Mazda Cosmo Sport 110 (1967-1972)
Мазда Космо осуществила прорыв в автомобильном мире, как Гагарин в космос, хотя японцы к освоению внеземных пространств отношения не имели. Зато после дебюта Cosmo Sport 110, компания Mazda получила известность в Европе и в Америке. Главной фишкой был роторно-поршневой двигатель Ванкеля, разработанный по лицензии германской фирмы NSU. С 1 литра рабочего объёма удалось получить приличные 110 л.с. (указано в названии модели), а японским покупателям бонус –налог без доплаты за превышение объёма в один литр. Считалось, что эти моторы были недостаточно надёжными, но Cosmo Sport доказал обратное. В изнурительном 84-часовом марафоне на Нюрбургринге машина прошла 344 круга по 28-километров каждый и заняла высокое 4 место среди всех участников. Об этой уникальной гонке можно прочитать здесь😊:
Isuzu 117 Coupe(1968-1973)
Для того, чтобы закрепить успех модели Bellett 1600GT руководство Исудзу решило добавить немного шика. Для этого поручили известному автомобильному дизайнеру Дж. Джуджаро разработать стильное купе с посадочной формулой 2+2. Автомобиль выглядел как супермодель, выпускался практически вручную небольшими сериями для внутреннего рынка. Неудивительно, что стоил он тогда приличных денег, несмотря на посредственные характеристики производительности. Всего за пять лет производства выпустили 2458 ед. Isuzu 117 Coupe первой серии, которая очень ценится любителями JDM.
Mazda Luce Rotary Coupe ( R130) (1968-1971)
В компании Мазда тоже не сидели сложа руки и пригласили того же Джуджаро поработать над флагманским купе модельного ряда Mazda. Элегантная спортивная тачка в стиле Fiat Dino Coupe соединила удачную платформу седана Mazda Luce с роторным двигателем (теперь 1,3 литра объёма). Кроме ротора под капотом, купе имело ряд инноваций, применённых на Mazda впервые: передний привод, торсионная передняя подвеска, дисковые тормоза. Это дополнялось такими опциями, как усилитель руля, электрические стеклоподъёмники, кондиционер, стереомагнитофон и отделка кожей. Весь этот люкс стоил денег - за три года нашли своих покупателей только 976 единиц.
Nissan Skyline 2000 GT-R (1969-1971)
Следующее поколение Skyline, представленное в 1968 г., уже продавалось под маркой Nissan, поглотившей Prince и тоже было доступно в версии 2000 GT. А через год японские инженеры доработали подвеску и тормоза, облегчили кузов и установили двигатель уже с 24-клапанной головкой. Так появился гоночный «Скай» с шильдиком GT-R. Это сочетание букв будет иметь в будущем долгоиграющие последствия и даже обратится в самостоятельную модель. А пока Skyline 2000 GT-R выпускался в кузове седан и купе и продавался у дилеров Nissan по цене вдвое выше обычных скайлайнов. Ну а гоночные GT-R по прозвищу «Hakosuka» (в моём полупереводе - квадратная suka) громили всех в различных спортивных дисциплинах и чемпионатах.
Так рождались легенды японского автопрома, некоторые из которых и сейчас можно увидеть на дорогах в погожий летний денёк. Если очень повезёт.....
Все фото взяты свободно из интернета.
Всем хорошего настроения, энтузиастам JDM почет, а продолжение следует…