Найти в Дзене
Реацентр Казанский

Ругать или не ругать, если ребёнок не может научиться ходить на горшок

Все чаще мы встречаем детей, которым уже больше трех лет, а они никак не научатся ходить на горшок. Причем это становится характерно и для детей без задержек развития. Давайте разберёмся — почему ругать нельзя, и что можно делать вместо этого. Если ребёнок не ходит на горшок — это не потому что он "ленится", "вредничает" или "манипулирует". Часто причина — физиологическая или нейропсихологическая: Особенно часто это встречается при ЗПР, ЗРР, СДВГ, аутизме, гиперчувствительности. Горшок — это про контроль, телесную осознанность, координацию, а не про воспитанность. Когда ребёнка: он начинает бояться не мочиться, а разочаровать взрослого. А страх — плохой помощник в обучении. Вы можете и не заметить, как малыш начнёт прятаться, зажиматься, терпеть до последнего, регрессировать в поведении. Это не решает проблему, а усугубляет её. В «Реацентре Казанский» к навыку туалета мы подходим не как к домашнему воспитанию, а как к части сенсомоторного и психологического развития.
На занятиях с
Оглавление

Все чаще мы встречаем детей, которым уже больше трех лет, а они никак не научатся ходить на горшок. Причем это становится характерно и для детей без задержек развития.

Давайте разберёмся — почему ругать нельзя, и что можно делать вместо этого.

Перовое – это не упрямство

Если ребёнок не ходит на горшок — это не потому что он "ленится", "вредничает" или "манипулирует". Часто причина — физиологическая или нейропсихологическая:

  • ещё не созрела нервная система,
  • ребёнок не улавливает сигналы тела,
  • плохо чувствует границу «хочу – не хочу»,
  • не может выразить словами, что ему надо,
  • пугается самого процесса, звуков, обстановки.

Особенно часто это встречается при ЗПР, ЗРР, СДВГ, аутизме, гиперчувствительности. Горшок — это про контроль, телесную осознанность, координацию, а не про воспитанность.

Что делает ругань

Когда ребёнка:

  • стыдят («Ты уже большой!»),
  • сравнивают («А Коля вон давно без подгузника!»),
  • наказывают («Снова в штаны? Значит мультики отменяются!»),

он начинает бояться не мочиться, а разочаровать взрослого. А страх — плохой помощник в обучении.

Вы можете и не заметить, как малыш начнёт прятаться, зажиматься, терпеть до последнего, регрессировать в поведении. Это не решает проблему, а усугубляет её.

Как мы работаем с этим в реабилитации

В «Реацентре Казанский» к навыку туалета мы подходим не как к домашнему воспитанию, а как к части сенсомоторного и психологического развития.

На занятиях с дефектологом, нейропсихологом, логопедом и даже АФК мы работаем над:

  • осознанием тела,
  • ощущением сигнала «хочу»,
  • снятием тревоги,
  • обучением через игру,
  • созданием безопасной и понятной системы,
  • подключаем микротоковую рефлексотерапию, чтобы активизировать участки мозга, связанные с контролем и регуляцией.

🧸Памятка: Как помочь ребёнку научиться ходить на горшок — без слёз и стресса

1. Не торопите. Нормально, если ребёнок не готов в 2 года. Или даже в 3. Особенно если есть задержка развития.

2. Не ругайте. Мокрые штаны — не повод для стыда. От страха и давления навыки не формируются, только откатываются назад.

3. Превратите в ритуал. Утро — горшок, после сна — горшок, перед прогулкой — горшок. Без давления, просто как часть дня.

4. Дайте освоиться. Пусть горшок будет всегда на виду. Сначала — просто сидим в одежде, потом — без.

5. Хвалите даже за попытку. «Ты молодец, что попробовал» — такая фраза важнее, чем «ну почему снова в штаны?»

6. Не приучайте в сложные периоды. Адаптация в саду, болезнь, переезд — не время для новых привычек.

7. Обратитесь за помощью, если:

  • ребёнок боится горшка,
  • терпит до последнего,
  • не чувствует, что хочет в туалет,
  • панически реагирует на снятие подгузника.

Ребёнок не делает это вам назло. Он учится управлять своим телом, чувствами и поведением. Это сложно. Особенно, если его нервная система развивается с задержкой.

Не сравнивайте, не давите, не наказывайте. Лучше — поддержите, обнимите, предложите попробовать ещё.

Клиника Реацентр в Казани.

Горшок — не экзамен на родительскую любовь. Даже если мокрые штаны — любовь и принятие должны оставаться.