Вводятся цифровые удостоверения личности (digital ID), за посты в соцсетях людей сажают в тюрьму, повышаются налоги при отсутствии экономического роста (то есть люди не стали больше зарабатывать, но налогов стали платить больше).
Речь идет не о Северной Корее. Это Великобритания в 2025 году.
Экономика слабая. Государство быстро становится похожим на то, которое было описано у Оруэлла (полицейское государство), а люди, которые оплачивают его содержание, становятся беднее. Либо уезжают из страны.
Британский публицист Гай Тернер (Guy Turner) рассказал о подробностях.
Давайте посмотрим, насколько сильно дела в Великобритании ухудшаются, почему все стало таким плохим, и сможет ли Великобритания изменить ситуацию в лучшую сторону.
Для начала возьмем некоторые базовые показатели, по которым мы поймем, как идут дела в экономике.
За последние недели в британских газетах много писали об эффективности национальной экономики. Мягко говоря, она движется не в ту сторону (то есть падает). А это ведет к снижению уровня жизни населения.
Как ожидается, Управление бюджетной ответственности (Office of budget responsibility, OBR) собирается снизить прогнозируемый показатель эффективности экономики на 0.3 процента. Возможно, это не покажется вам огромным снижением, но в результате его госбюджет может недополучить 20 миллиардов фунтов. И такой тренд наблюдается уже долгое время.
В Великобритании перестала расти производительность труда. Такой показатель, как темп прироста ВВП в час, за период с 2019 по 2024 год упал на 0,5 процента. По оценке Resolution Foundation, это самый худший показатель за пятилетку, за исключением времен финансового кризиса.
Затем еще есть инфляция, которая сильно ударила по простым людям в большинстве стран мира, но в Великобритании дело идет к тому, что по результатам 2025 года среди стран Великой семерки (Great 7) инфляция будет самой высокой.
Низкие эффективность экономики и производительность труда при высокой инфляции это уже стагфляция, которую британцы ощущают на себе каждый день (кризис стоимости жизни).
При стагфляции спрос и ВВП идут вниз, инфляция и безработица - вверх.
Из-за высокого уровня инфляции центробанк (Bank of England) сохранил ключевую процентную ставку в 4%, хотя голоса лиц, принимающих решения по этому вопросу разделились в соотношении пять к четырем. Банк сохраняет ключевую ставку довольно высокой, чтобы сделать кредиты для населения и бизнеса более дорогими и остановить упорный рост инфляции, но в таких условиях добиться роста экономики будет крайне нелегко.
А во что все это выливается в реальной жизни? Прежде всего, в неравномерное распределение доходов, поскольку экономика Великобритании это механизм, части которого движутся с двумя разными скоростями.
Возможно, вы слышали о так называемой К-образной экономике, которая, по сути, означает, что богатые все время богатеют, а бедные все время беднеют. Великобритания годами следует такой модели.
Лондон всегда был центром процветания Великобритании, в первую очередь благодаря зависимости Великобритании от финансовых услуг как ведущего двигателя экономики. Но теперь стагнирует даже столица.
Недавний аналитический доклад организации по изучению состояния городов Center for Cities показал, что эффективность экономики в Лондоне длительное время не повышалась, поэтому некоторые другие крупные города стали догонять Лондон по этому показателю.
Это может звучать как хорошая новость, пока вы не поймете, насколько концентрированной является налоговая база в стране. В 2023 году в виде налогов с финансовых и связанных с ними профессиональных услуг (банки, страховые компании, управление активами) в бюджет поступило 110 миллиардов фунтов, что составило свыше 12 процентов всех налоговых поступлений.
Когда такая большая часть доходов государственного бюджета зависит от единственной экосистемы, сосредоточенной в Лондоне и его окрестностях, вся система является менее диверсифицированной и более хрупкой.
Во всей этой мрачной картине, молодые британцы сейчас испытывают большие финансовые трудности, чем когда-либо. Невыплаченная задолженность по студенческим кредитам не позволяет молодым людям идти на какие-либо экономические риски, снижает их мобильность, не позволяет переезжать в другие города в поисках лучшей зарплаты и карьеры.
По состоянию на июнь 2025 года свыше 150 000 выпускников британских вузов имеют невыплаченную задолженность по кредиту на обучение в среднем в сумме от 100 тысяч фунтов и выше каждый.
Это тяжёлое бремя, которое мешает молодому поколению британцев покупать жильё, создавать семью и заниматься в дальнейшем предпринимательством.
Усугубляет ситуацию и то, что эти студенческие кредиты обеспечены государством, то есть правительство выступает поручителем при выдаче студенческих кредитов. Поэтому в случае невозврата кредита, правительство возместит потери кредитной организации за счет налогоплательщиков, которые и несут на себе финансовые риски по таким кредитам.
Таким образом, невыплаченные кредиты удушают необходимый для развития динамизм в текущем моменте, что с высокой вероятностью приведет к образованию у них еще большей задолженности в будущем, которая будет тормозить их материальный рост все больше и больше.
Можно было бы привести множество других показателей, демонстрирующих, насколько плохи дела в Великобритании, но для того, чтобы увидеть общую картину и этих достаточно:
- падающая эффективность экономики,
- высокая инфляция,
- экономическая модель, завязанная на оказание финансовых услуг,
- входящее во взрослую жизнь поколение, обремененное долгами и начинающее рабочую жизнь с крайне низкой точки.
Какова реакция правительства и широкой публики на эту ситуацию?
Помимо произнесения стандартных успокаивающих речей о стабильности и долгосрочных планах, тем рычагом, на который власти нажимают и который ощущается всеми, стал мощный рычаг налогов.
Перед принятием очередного госбюджета министра финансов Ривз уже предупредила британцев о том, что рассматривается очередное повышение налогов. Она не исключила повышения подоходного налога, НДС, взносов по социальному страхованию и почеркнула, что каждый гражданин должен будет внести свой вклад.
И это произошло после того, как нынешний правящий режим уже внес изменения в налоговую политику, вызвавшие неоднозначную оценку в обществе. В частности, в прошлом году правительство отменило правило, которое действовало очень долгое время. Правило касалось освобождения от налогообложения лиц, не имеющих юридического адреса в Великобритании. С апреля текущего года налог будет взиматься на основе фактического адреса лиц, а не юридического. Суть изменения в том, что раньше состоятельные резиденты Великобритании могли получать денежные переводы в виде доходов от бизнеса, зарегистрированного за рубежом, и не платить с этого подоходный налог в Великобритании, а сейчас этому пришел конец.
Новое правило однозначно вызвало коренной сдвиг. Правительство как бы объявило состоятельным людям, владеющим предприятиями по всему миру: либо платите налоги, либо выезжайте. И, по-видимому, многие из них начинают выезжать.
Согласно отчету Henley прогнозируемый отток миллионеров из страны за 2025 год составит 16 500 человек, выше, чем где бы то ни было. Это показывает, насколько пессимистично состоятельные люди относятся к Великобритании.
Но речь не только об очень состоятельных людях, которые очень чувствительны к повышению налогов. В период с октября 2024 года по июль 2025 года почти 3800 директоров компаний объявили о переводе своего официального места жительства за границу.
Чиновники королевской налоговой службы, предчувствуя, что эта тенденция сохранится, стали обдумывать идею введения налога на выезд директоров. Поступают сообщения, что на некоторые виды коммерческой недвижимости будет введен налог в 20 процентов от стоимости, уплачиваемый тогда, когда состоятельные владельцы будут ее освобождать. В некоторых странах такой налог уже существует, и Великобритания открыто рассматривает возможность его введения, на фоне массового оттока коммерсантов, это выглядит как отчаяние и похоже на неуклюжую попытку захлопнуть ворота конюшни, когда лошадь уже убежала.
Хотя некоторые считают, что такое налогообложение является более справедливым, однако рынки, руководители и владельцы бизнесов почувствовали смену политического момента и отреагировали. Акционеры компании AstraZeneca недавно одобрили листинг акций компании на фондовой бирже Нью-Йорка (NYSE), что стало крупнейшим перераспределением британского капитала в сторону Америки. Хотя компания и сохранит листинг на Лондонской фондовой бирже, но это будет откачивать ликвидность из Лондона, и такой шаг, вероятно, повлечет аналогичные шаги со стороны других компаний. Действительно, AstraZeneca была не первым крупным брендом, предпринявшим подобный шаг. Финтех-компания Wise ещё летом объявила о переносе своего основного листинга из Лондона в Нью-Йорк.
И, разумеется, эта тенденция не сулит ничего хорошего Великобритании. Однако налоговая политика затрагивает не только амбициозных лондонских капиталистов и крупные корпорации.
С апреля 2026 года были ограничены налоговые льготы на передачу по наследству сельскохозяйственных площадей и коммерческой недвижимости. Кроме того, с апреля 2027 года большая часть неиспользованных пенсионных накоплений и пособий по смерти будет включена в налогооблагаемую базу для исчисления подоходного налога (то есть теперь фермеры и получатели наследства будут платить более высокие налоги). Сказать, что эта политика не пользуется популярностью у фермеров и широкой общественности, было бы преуменьшением.
И, конечно же, всё это происходит еще до повышения подоходного налога, которое ожидается в следующем бюджете.
Итак, если мы отступим назад и посмотрим на эту динамику, она не из приятных: самым громким ответом правительства на мрачное состояние дел в экономике стало повышение налогов.
В свою очередь, самые богатые люди уезжают, компании переводят производство за границу, а публика находится в состоянии крайнего недовольства.
Справедливо будет сказать, что правительство Великобритании столкнулось с очень сложной ситуацией. Также справедливо будет сказать, что принимаемые правительством решения не решают проблемы.
И еще. Одно дело, когда правительства проводят непопулярную экономическую политику. Мы все в целом к этому привыкли. Однако в тандеме с изменениями в налогообложении нынешнее лейбористское правительство настойчиво продвигает нечто потенциально гораздо более драконовское: цифровые удостоверения личности.
Как и следовало ожидать, министры продвигают цифровые удостоверения личности как изящное решение проблемы иммиграции и мошенничества, начиная с обязательных проверок наличия у работников разрешений на работу. Правительство заявляет, что к концу срока полномочий парламента текущего созыва эта схема станет обязательной для доказательства того, что вам разрешено работать.
Но вот в чем проблема. Мало оснований полагать, что это будет работать так, как должно работать. Критики справедливо сомневаются, что это остановит недобросовестных работодателей, которые и так обходят проверки на предмет наличия у работников разрешений на работу.
Таким образом, риск заключается в том, что вы создаете правило получения разрешения на работу, которое обременяет тех, кто соблюдает это правило, и едва ли затрагивает его нарушителей.
Существует также вполне реальная проблема неоправданного расширения функций. Имеется в виду то, что когда создается некая инфраструктура, тут же расширяется ее использование и увеличивается степень контроля за гражданами. Это помимо проблемы сохранения конфиденциальности персональных данных и предотвращения их утечек.
И действительно, возможности по использованию новых цифровых удостоверений личности растут. Приложение и официальный электронный бумажник официального правительственного портала gov.uk уже позиционируются как основное цифровое хранилище для ваших официальных документов, начиная с удостоверения личности, которое понадобится для трудоустройства, но может быть расширено до таких вещей, как получение других разрешений и подача налоговой отчетности.
Из электронного бумажника GOV.UK официальные документы можно будет через приложение скачать себе на телефон и предъявлять вместо бумажных документов
Всё это может проложить путь к какой-нибудь ужасающей политике в будущем. Хотите купить алкоголь? Извините, большой брат сказал, что вам уже достаточно. Хотите купить красного мяса? Извините, вы достигли своего месячного лимита по выбросам углеродов в атмосферу.
Возможно, это звучит дико и абсурдно, но если сопоставить это с другими мерами, принятыми нынешним правительством, это не покажется таким уж безумным.
Например, недавно лондонская полиция объявила о планах более чем удвоить масштабы внедрения оборудования для распознавания лиц, запуская сканирование лиц на улицах Лондона и на массовых мероприятиях. Это осуществляется прямо сейчас.
Комиссия по вопросам равенства и прав человека Великобритании не приветствовала эти изменения. В августе она предупредила, что используемые данные должны соответствовать законодательству в области прав человека, открыто выразив обеспокоенность по поводу законности и пугающего воздействия на обычных людей.
И это касается не только полиции. Вторая по величине сеть супермаркетов, Sainsbury's, тестирует распознавание лиц в магазинах, чтобы выявлять «интересующих ее лиц». Сканирование лиц на входе для покупки молока? Это жутковато, но именно так осуществляют нормализацию, то есть когда власти хотят сделать что-то нормальным для граждан.
Сначала на сканирование лиц согласятся покупатели в магазинах. А потом, когда они привыкнут и поймут, что это не страшно, им будет легче принять сканирование лиц в общественных местах.
Между тем, на фоне всех этих жутких событий продолжаются дебаты о свободе слова. В 2023 году полиция произвела около 12 000 арестов за онлайн-сообщения, которые она посчитала оскорбительными или пугающими.
Примерно 30 арестов в день по обвинениям в нарушениях при использовании средств связи.
Великобритания в этом не одинока, но нам не нужно спорить о мировых рейтингах, чтобы увидеть проблему. Всё больше сообщений в социальных сетях рассматриваются полицией как повод к возбуждению против вас судебного дела.
Всё больше людей арестовывают за словесные оскорбления. Всё больше повседневной жизни контролируется правительством и жёсткой рукой полиции.
Таким образом, нынешнее правительство Великобритании активно продвигает внедрение цифровых удостоверений личности как следующий шаг в системе контроля, которая выглядит всё более пугающей.
И всё это происходит на фоне депрессивной экономики, которая становится всё хуже и хуже.
По мере того как люди всё больше отчаиваются, правительство захватывает себе всё больше контроля.
В какой-то момент вас перестанут спрашивать о вашем согласии на что-либо. Вам просто будут давать разрешение на действия (то есть по умолчанию будет запрещено все, а разрешено только то, на что вам позволят).
Конечно, при всех этих мерах власть имущие обещают гарантии защиты от злоупотреблений, но проблема в том, что эти гарантии разрабатываются теми же самыми органами, которые требуют себе больше контроля и технических возможностей. Это не решает проблемы злоупотребления полномочиями и, безусловно, никак не способствует экономическому развитию.
Поэтому, учитывая такой прогноз для британской экономики и общества в целом, стоит сделать шаг назад и спросить себя, как Великобритания оказалась в таком затруднительном положении.
Что ж, мы уже говорили о самом очевидном факторе – эффективности национальной экономики. Она была слабой так долго, что теперь кажется, что для Великобритании это типично и характерно.
Учитывая, что OBR должен снизить трендовый рост производительности труда в Великобритании на 0,3 процентных пункта, тенденция, которая годами преследовала экономику, не собирается ослабевать.
Но в более широком смысле можно сказать, что Великобритания находится в таком бедственном положении из-за кризиса уверенности. Люди как внутри страны, так и за рубежом уже просто не верят в «старую добрую Англию», как раньше.
Конечно, точный переломный момент очень субъективен, но можно вспомнить так называемый Черную среду 1992 года как один из важнейших сдвигов. Именно в этот день британский фунт был исключён из механизма европейского обменного курса, а миф о непогрешимости британского экономического управления официально умер в прямом эфире.
Большое спасибо Джорджу Соросу, который разрушил Банк Англии, но это уже другая история.
Как бы то ни было, этот шрам так полностью и не зажил. Его просто в хорошие годы замазали.
Однако перенесёмся в текущую осень, и цена этой нехватки уверенности всё ещё видна на долговых рынках (рынках облигаций).
Великобритания продала рекордные 14 миллиардов фунтов в виде 10-летних облигаций с самой высокой доходностью для их держателей с 2008 года. Таким образом, рынки готовы покупать британские облигации, но только по «правильной» цене. И, конечно же, этот «сбор за низкую кредитоспособность» означает меньше возможностей для решения всех упомянутых выше проблем, поскольку правительство теперь вынуждено брать займы под высокий процент, с которым невозможно развивать экономику.
А потом был Brexit, после которого наблюдалась не только общая потеря доверия инвесторов, но и негативное влияние на Великобританию из-за сокращения доступа к рынкам. Даже сейчас глава Банка Англии Эндрю Бейли резко заявляет, что сокращение доступа к рынкам будет сдерживать рост Великобритании в обозримом будущем.
Сейчас и сам ЕС не в лучшей форме. Но у Великобритании был шанс выйти из ЕС более сильной, а она этого не сделала.
Миграция, между тем, — ещё одна важная составляющая истории.
Великобритания столкнулась со сложной ситуацией, с которой столкнулись многие западные страны. В то время как Великобритания продолжает привлекать огромное количество людей, в 2024 году чистый приток мигрантов составил 431 000 человек, многие из наиболее квалифицированных и трудолюбивых британцев стремятся уехать, в том числе представители критически важных профессий, таких как врачи и медсестры.
Поэтому, само собой разумеется, что все это крайне плохая динамика. Длительная череда неудачных решений и крупных ошибок сделала Великобританию нежелательным местом для ведения бизнеса или накопления богатства. Вдобавок ко всему, талантливая молодежь, необходимая для построения светлого будущего, продолжает уезжать. И с этой точки зрения неудивительно, что Великобритания находится в такой беде.
Но стоит спросить, сможет ли Великобритания выбраться из этой ситуации? Что ж, к сожалению, по крайней мере, в ближайшей перспективе, похоже, что нынешнее лейбористское правительство твердо привержено двигаться по выбранному им пути.
А если это, в конечном итоге, вдохнет новую жизнь в экономику Великобритании, а к этому, похож дело и идет, британцам придётся ждать нового правительства, которое попробует делать нечто другое.
Итак, что может сделать новое правительство, когда оно придет к власти? Для начала, ему необходимо прекратить играть в кошки-мышки с доходами бюджета, разработать и обнародовать многолетнюю налоговую дорожную карту, индексировать пороговые значения исчисления доходов физлиц, прекратить делать сюрпризы публике и бизнесу в середине года непредвиденными расходами и дать инвесторам и частным лицам обязывающее обязательство по соблюдению принятой политики.
Затем необходимо будет чётко сфокусироваться на удержании компаний и молодых высококвалифицированных граждан посредством стимулов к проживанию и работе в Великобритании, при этом реформирование налоговой политики и увеличение инвестиций станут лёгким первым шагом на этом пути.
О порогах по уплате подоходного налога можно прочитать здесь:
В сочетании с этим Великобритания могла бы скорректировать свою экономическую и миграционную политику, чтобы привлечь капитал и таланты со всего мира, как она уже делала раньше.
Когда речь идёт о растущей инфраструктуре государственного слежения, мы надеемся увидеть более решительные усилия по немедленному отказу от этой политики, если вдруг жители Великобритании начнут надеяться на лучшее будущее.
Но пока было бы желательно, по крайней мере, установить жёсткие правовые ограничения для новой архитектуры контроля, например, отказаться от использования цифровых удостоверений личности в вопросах, выходящих за рамки базовых услуг.
Пока мы размышляем об этих возможных сценариях, политическая ситуация стремительно меняется. Все беды Великобритании привели к тому, что граждане голосуют в режиме протеста против властей.
Многочисленные опросы показывают, что Партия реформ уже опережает по популярности две основные партии (лейбористы и консерваторы). Такой уровень поддержки Партии реформ и ее лидера Найджела Фараджа отражает степень недовольства британской публики политикой властей, которые до недавнего времени притворялись, что такого недовольства не существует.
И это не просто небольшой отрыв. Опрос Ipsos показывает, что Партия реформ в настоящее время опережает правящую Лейбористскую партию на 12 пунктов. Это явный сигнал о том, что терпение по отношению к нынешнему количеству традиционных партий иссякло. В таких условиях новые выборы могут быть объявлены в принципе в любой момент, но не позднее середины августа 2029 года.
Учитывая падение рейтингов лейбористов и премьер-министра Кира Стармера, более ранние выборы вполне возможны.
Но даже если Партия реформ или любая другая партия воспользуются моментом и победят, они всё равно унаследуют медленный экономический рост, высокий уровень государственного долга и низкую эффективность национальной экономики, с которыми не смоги справиться предыдущие правительства.
Было бы слишком оптимистично ожидать, что новое правительство вызовет быстрые перемены к лучшему. У политиков есть лишь ограниченный набор вариантов действий. Поэтому пессимистичный сценарий пока выглядит неизбежным, если только не произойдет какое-либо чудо. (По материалам британской прессы).
О порочном круге, по которому движется британская экономика: