Найти в Дзене
Живописные истории

Клод Моне «Прогулка в Аржантёе»

Когда французский художник Клод Моне (1840–1926) начал эту безмятежную, наполненную светом картину, изображающую усаженную деревьями набережную Аржантёя, – где-то поздней весной или ранним летом 1872 года – он прожил на тот момент в этом городе ещё меньше года.

Покинув Париж ради удовольствий пригорода в начале зимы 1871 года, он написал не так много видов этого места, которое он будет считать своим домом большую часть следующего десятилетия.

Художник только начинал знакомиться с его очарованием, что чувствуется в этой тщательно выстроенной сцене. Она производит впечатление радостного открытия и кажется творением человека, находящегося в гармонии с окружающим миром. Во многих отношениях это картина совершенства.

В этой картине нет ничего лишнего, ничего, что нарушало бы плавность перехода от одного пространства к другому, ничего, что казалось бы, неуместным. Даже свет, кажется, выверен в идеальном количестве. Композиция также не могла быть выстроена с большей строгостью и чуткостью.

Песчаная дорожка вдоль Сены ведёт нас мимо пушистого кустарника слева и травянистого берега, спускающегося к воде.

-2

Контур дорожки неровный: левая сторона изгибается наружу, затем внутрь, затем наружу и снова внутрь, что отражает естественные изгибы береговой линии.

Правая сторона дорожки следует более прямой линии, что подразумевает большее внимание к ней со стороны муниципалитета, что видно и по стройному ряду деревьев.

Дом с башенкой на заднем плане кажется финалом сказки.

Деревья высокие и величественные. Несмотря на ровную вертикальность и довольно густую листву, они расположены достаточно далеко друг от друга, чтобы несколько полос света проникали сквозь них и освещали дорожку.

Моне, должно быть, был ослеплён этой горизонтально-вертикальной конфигурацией и контрастом света и тени, поскольку он позволил себе сделать эти полосы света самыми притягивающими взгляд элементами картины. Они выполнены в необычайно сочных жёлтых и розовых тонах.

Границы набережной сходятся к дому и более мелким строениям справа от него.

Небольшие строения являются явно частью какого-то предприятия, что неоспоримо подтверждается силуэтами промышленных труб на фоне неба, которые напоминают нам о том, что это место было вполне современным.

Здесь сосуществовали труд и отдых, работа и удовольствие.

Возможно, Моне решил изобразить эту сцену в воскресенье, единственный день недели, когда работа прекращалась, поскольку трубы не дымят.

Они почти идеально вписываются в пейзаж, обрамляя дом и возвышаясь вместе со шпилем башенки, образуя треугольник, который заканчивается на оконечности полуострова, на котором они стоят.

-3

Спокойный, стеклянный клин Сены вторит треугольной набережной. Вместе они дополняют почти квадратное небо, создавая равновесие между небом и землей.

На реке две лодки плывут под парусами, обе на фоне мягкой зелёной полосы деревьев на острове Марант.

Лодки и спокойное небо подчёркивают красоту момента, запечатлённого Моне, и великолепие окрестностей.

То, что Моне написал этот пейзаж вскоре после своего первого прибытия в Аржантёй, вполне логично.

Он воплощал в себе всё, чего можно желать от жизни в пригороде.

Художник изобразил несколько фигур среди деревьев справа, чтобы подтвердить этот момент. И он возвращался сюда почти полдюжины раз в течение того первого года и ещё раз в последнее лето, проведённое в городе.

Этот пейзаж, несомненно, имел для него особое значение, что наглядно демонстрирует этот знаковый холст. Возможно, это повлияло и на его дилера Поля Дюран-Рюэля подобным образом, поскольку картина входила в группу работ, которые этот дальновидный сторонник импрессионистов приобрел в 1872 году, едва высохли пигменты.

Картина имеет размер 50,4 x 65,2 см и хранится в Национальной галерее искусств Вашингтона.

Серия статей посвященных творчеству Клода Моне:

Клод Моне | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-4