Найти в Дзене
Aristologia

Роковое платье. Как Александра Федоровна нарушила вековую традицию дома Романовых

131 год назад, 26 ноября 1894 года, обвенчались император Николай II и принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская, которая в России получила имя Александры Федоровны. Венчание влюбленных проходило в атмосфере скорби. Через три дня после приезда Аликс в Россию умер император Александр III, и страна погрузилась в глубокий траур. Чтобы не откладывать свадьбу, нашли лазейку для послабления траура – День рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. На моем канале есть статья о свадьбе Николая и Александры, а сейчас я хочу подробнее остановиться на одной очень-очень важной свадебной составляющей – подвенечном платье невесты. *** Платье для будущей императрицы было заказано у Ольги Николаевны Бульбенковой — основательницы модного ателье «Г-жа Ольга». Ранее она уже создавала туалеты для Марии Александровны, супруги Александра II, и Марии Фёдоровны, жены Александра III. Особенность работ Бульбенковой заключалась в том, что она не ограничивалась простым следованием ф

131 год назад, 26 ноября 1894 года, обвенчались император Николай II и принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская, которая в России получила имя Александры Федоровны.

Венчание влюбленных проходило в атмосфере скорби. Через три дня после приезда Аликс в Россию умер император Александр III, и страна погрузилась в глубокий траур. Чтобы не откладывать свадьбу, нашли лазейку для послабления траура – День рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

На моем канале есть статья о свадьбе Николая и Александры, а сейчас я хочу подробнее остановиться на одной очень-очень важной свадебной составляющей – подвенечном платье невесты.

***

Платье для будущей императрицы было заказано у Ольги Николаевны Бульбенковой — основательницы модного ателье «Г-жа Ольга». Ранее она уже создавала туалеты для Марии Александровны, супруги Александра II, и Марии Фёдоровны, жены Александра III.

Особенность работ Бульбенковой заключалась в том, что она не ограничивалась простым следованием французской моде, а стремилась подчеркнуть русскую самобытность. Ольга Николаевна выбирала ткани отечественных фабрик и заказывала золотное шитьё у мастериц Новодевичьего и Ивановского монастырей.

«На Александре было платье из белого шелка, расшитое серебряными цветами, и мантия из золотой парчи, шлейф которой несли пять камергеров, а голову ее венчала императорская диадема, украшенная бриллиантами. В этом убранстве она блистала хрупкой и чистой красотой. Высокая, с правильными чертами, с прямым изящным носиком, серо-синими глазами, мечтательная, с густыми, ниспадавшими на лоб золотистыми волосами, новобрачная выступала грациозно и величаво, но при этом каждое мгновение заливалась краской, точно застигнутый на месте преступления ребенок».
Анри Труайя
-2

Подвенечный наряд будущей супруги Николая II создавали по строгим правилам придворного дресс-кода, закреплённого ещё Николаем I. Регламент настолько подробно описывал всё — от фасона до длины шлейфа, — что образы романовских невест неизбежно выходили похожими, лишь с легкими вариациями в декоре. Строго говоря, это был более роскошный вариант русского придворного платья.

-3

-4

Традиционное придворное платье состояло из трёх частей: лифа, нижней и верхней юбок. Широкая юбка расходилась от талии, открывая вторую, более узкую. Рукава были двойными: короткие переходили в длинные откидные, отделанные белоснежным пухом экзотической птицы марабу.

-5

Платье было выполнено из серебристого глазета — разновидности парчи с шелковой основой и металлическим серебряным утком. Плотная, блестящая ткань казалась сделанной из чистого серебра.

-6
-7

Глазет сам по себе тяжёл, но его ещё и расшили сложной объёмной вышивкой с цветочными мотивами. Цветы возвышались над тканью, потому что каждому придавали форму с помощью проволоки.

-8

Наряд был тяжёлым как доспех — около 10 килограммов. И это ещё без мантии. Золотистая мантия с горностаевым воротником и меховой отделкой весила примерно 13 килограммов; её несли фрейлины. Шлейф платья достигал трех с половиной метров, что делало каждое движение невесты почти церемониальным.

-9

Даже с помощью служанок Александре Фёдоровне потребовался почти час, чтобы облачиться в этот великолепный, по-настоящему императорский, но очень неудобный наряд.

-10

Свадебный образ будущей императрицы Александры Федоровны завершали драгоценности из традиционного венчального набора Романовых, среди которых были бриллиантовое ожерелье и серьги общим весом в 475 карат, принадлежавшие еще Екатерине Великой.

Ее голову венчали алмазная диадемы Марии Федоровны с розовым бриллиантом и традиционная венчальная императорская корона Романовых. Маленькая корона размещалась внутри диадемы.

-11
-12
-13

Поверх серебряного свадебного платья на невесту возложили звезду и пояс ордена Святого Андрея Первозванного.

Присутствовала в наряде невесты и ее собственная, не Романовская, семейная реликвия: фата из хонитонского кружева, созданная по эскизу ее деда, принца Альберта; эту же фату надевали на свои свадьбы ее мать и сестры.

-14
-15

«Император в самом простом мундире шел с невестой, которая была просто великолепна – на голове диадема, усыпанная бриллиантами, верхняя часть которой, целиком состоящая из камней, превращала ее в корону – на плечах два локона… восхитительное ожерелье и украшения, и огромная мантия из золотой парчи, подбитая горностаем. Она выглядела так, как должна, по общественному мнению, выглядеть императрица».
Лорд Чарльз Каррингтон
-16

Согласно вековой традиции русского императорского двора, свадебное платье после торжества подлежало передаче в церковь, где его разбирали и использовали для пошива церковных облачений.

Однако Александра Федоровна нарушила этот обычай — она сохранила свой подвенечный наряд. Благодаря этому он сохранился до наших дней.

В то же время, этот поступок вызвал неодобрение в придворных кругах - многие усмотрели в отказе от древней традиции дурное предзнаменование для царственной четы.

***

Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем телеграм-канале "Королева &Co". Присоединяйтесь!

А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.

Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"

Мой книжный канал на Дзене - Lettera