131 год назад, 26 ноября 1894 года, обвенчались император Николай II и принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская, которая в России получила имя Александры Федоровны.
Венчание влюбленных проходило в атмосфере скорби. Через три дня после приезда Аликс в Россию умер император Александр III, и страна погрузилась в глубокий траур. Чтобы не откладывать свадьбу, нашли лазейку для послабления траура – День рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
На моем канале есть статья о свадьбе Николая и Александры, а сейчас я хочу подробнее остановиться на одной очень-очень важной свадебной составляющей – подвенечном платье невесты.
***
Платье для будущей императрицы было заказано у Ольги Николаевны Бульбенковой — основательницы модного ателье «Г-жа Ольга». Ранее она уже создавала туалеты для Марии Александровны, супруги Александра II, и Марии Фёдоровны, жены Александра III.
Особенность работ Бульбенковой заключалась в том, что она не ограничивалась простым следованием французской моде, а стремилась подчеркнуть русскую самобытность. Ольга Николаевна выбирала ткани отечественных фабрик и заказывала золотное шитьё у мастериц Новодевичьего и Ивановского монастырей.
«На Александре было платье из белого шелка, расшитое серебряными цветами, и мантия из золотой парчи, шлейф которой несли пять камергеров, а голову ее венчала императорская диадема, украшенная бриллиантами. В этом убранстве она блистала хрупкой и чистой красотой. Высокая, с правильными чертами, с прямым изящным носиком, серо-синими глазами, мечтательная, с густыми, ниспадавшими на лоб золотистыми волосами, новобрачная выступала грациозно и величаво, но при этом каждое мгновение заливалась краской, точно застигнутый на месте преступления ребенок».
Анри Труайя
Подвенечный наряд будущей супруги Николая II создавали по строгим правилам придворного дресс-кода, закреплённого ещё Николаем I. Регламент настолько подробно описывал всё — от фасона до длины шлейфа, — что образы романовских невест неизбежно выходили похожими, лишь с легкими вариациями в декоре. Строго говоря, это был более роскошный вариант русского придворного платья.
Традиционное придворное платье состояло из трёх частей: лифа, нижней и верхней юбок. Широкая юбка расходилась от талии, открывая вторую, более узкую. Рукава были двойными: короткие переходили в длинные откидные, отделанные белоснежным пухом экзотической птицы марабу.
Платье было выполнено из серебристого глазета — разновидности парчи с шелковой основой и металлическим серебряным утком. Плотная, блестящая ткань казалась сделанной из чистого серебра.
Глазет сам по себе тяжёл, но его ещё и расшили сложной объёмной вышивкой с цветочными мотивами. Цветы возвышались над тканью, потому что каждому придавали форму с помощью проволоки.
Наряд был тяжёлым как доспех — около 10 килограммов. И это ещё без мантии. Золотистая мантия с горностаевым воротником и меховой отделкой весила примерно 13 килограммов; её несли фрейлины. Шлейф платья достигал трех с половиной метров, что делало каждое движение невесты почти церемониальным.
Даже с помощью служанок Александре Фёдоровне потребовался почти час, чтобы облачиться в этот великолепный, по-настоящему императорский, но очень неудобный наряд.
Свадебный образ будущей императрицы Александры Федоровны завершали драгоценности из традиционного венчального набора Романовых, среди которых были бриллиантовое ожерелье и серьги общим весом в 475 карат, принадлежавшие еще Екатерине Великой.
Ее голову венчали алмазная диадемы Марии Федоровны с розовым бриллиантом и традиционная венчальная императорская корона Романовых. Маленькая корона размещалась внутри диадемы.
Поверх серебряного свадебного платья на невесту возложили звезду и пояс ордена Святого Андрея Первозванного.
Присутствовала в наряде невесты и ее собственная, не Романовская, семейная реликвия: фата из хонитонского кружева, созданная по эскизу ее деда, принца Альберта; эту же фату надевали на свои свадьбы ее мать и сестры.
«Император в самом простом мундире шел с невестой, которая была просто великолепна – на голове диадема, усыпанная бриллиантами, верхняя часть которой, целиком состоящая из камней, превращала ее в корону – на плечах два локона… восхитительное ожерелье и украшения, и огромная мантия из золотой парчи, подбитая горностаем. Она выглядела так, как должна, по общественному мнению, выглядеть императрица».
Лорд Чарльз Каррингтон
Согласно вековой традиции русского императорского двора, свадебное платье после торжества подлежало передаче в церковь, где его разбирали и использовали для пошива церковных облачений.
Однако Александра Федоровна нарушила этот обычай — она сохранила свой подвенечный наряд. Благодаря этому он сохранился до наших дней.
В то же время, этот поступок вызвал неодобрение в придворных кругах - многие усмотрели в отказе от древней традиции дурное предзнаменование для царственной четы.
***
Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем телеграм-канале "Королева &Co". Присоединяйтесь!
А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.
Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"
Мой книжный канал на Дзене - Lettera