Если вы посмотрите на картины с изображением каких-нибудь событий из жизни российского императорского двора, то увидите, что дамы одеты не по моде своего времени. Вместо этого на них кокошники и платья, отдаленно напоминающие богато вышитый сарафан.
Это и есть то самое русское придворное платье, без которого не могла появиться при дворе ни одна приличная дама. И неприличная тоже.
Придворный наряд старались каким-то образом регламентировать во все времена, но всерьез за него взялся император Николай I, подойдя к этому вопросу с присущей ему жесткостью и категоричностью.
Русский дипломат Павел Гаврилович Дивов писал в своем дневнике в 1833 году: «Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали новый, как говорят, национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана».
В «Описании дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору» от 27 февраля 1834 года женское придворное платье было строжайше регламентировано по фасонам, цветам и отделке.
Придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с открытыми плечами, длинными откидными рукавами и шлейфом. Спереди, к низу от талии шёл разрез, открывающий юбку из «произвольной материи белого цвета», обычно это был атлас.
По «хвосту и борту» платья шло золотое шитьё, «одинаковое с шитьём парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитьё полагалось «вокруг и на переде юбки».
Цвет верхнего платья зависел от статуса дамы.
Статс-дамам и камер-фрейлинам полагалось зелёное платье, наставницам великих княжон — синее, фрейлинам императрицы — пунцовое, фрейлинам великих княжон — светло-синее, гофмейстеринам — малиновое.
Дамы, приглашенные ко двору, но не имевшие придворного чина, должны были являться в платьях, соответствующих единому образцу, но цвет и орнамент шитья не регламентировался; единственное условие – не повторять цвета и узоры платьев придворных дам.
Всем дамам полагалось носить кокошник «произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем».
Позже эти кокошники преобразуются в знаменитые тиары а ля рюс, или тиары-бахрому, покорившие сердца самых знатных красавиц Европы.
Фасон женского придворного платья, регламентированный указом от 1834 года, в общих чертах сохранился до 1917 года, лишь незначительно поддаваясь веяниям моды.
Со временем русское придворное платье стало неотъемлемой частью роскошного церемониала российского императорского двора.
В журнале «Всемирная иллюстрация» описывался прием 1895 года в Зимнем дворце по случаю представления придворных дам императрице Александре Фёдоровне:
«Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Картинность собрания <…> просилась под кисть художника. Какие тут были роскошные кокошники <…> какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора — там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами».
В коллекции Государственного Эрмитажа есть придворное платье из пунцового бархата с форменным золотым шитьем, выполненное в конце XIX века в мастерской О.Н Бульбенковой. Это платье могла носить одна из фрейлин императрицы.
А в коллекции Государственного исторического музея находится платье, которое могла носить статс-дама или камер-фрейлина. Оно выполнено в той же мастерской из зеленого бархата и белого атласа с золотым шитьем.
Нижнее платье сшито из белого атласа, верхнее – из темно-зеленого бархата. Перед оформлен продольной планкой с золотыми пуговицами. И верхнее, и нижнее платье расшиты золотым узором с растительными мотивами. Также здесь видны нижние рукава из тонкого белого батиста.
На этом я заканчиваю первую часть статьи и предлагаю посмотреть на
фотографии прекрасных дам в русских придворных платьях.
В следующей части мы продолжим знакомство с русским придворным платьем и узнаем, какую роль оно играло в жизни представительниц императорской семьи.
В статье использованы материалы с сайта «Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой».
Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем новеньком телеграм-канале "Королева &Co". Присоединяйтесь!
А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.
Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"