Найти в Дзене
Aristologia

«Нечто вроде офранцуженного сарафана». Что такое русское придворное платье?

Если вы посмотрите на картины с изображением каких-нибудь событий из жизни российского императорского двора, то увидите, что дамы одеты не по моде своего времени. Вместо этого на них кокошники и платья, отдаленно напоминающие богато вышитый сарафан. Это и есть то самое русское придворное платье, без которого не могла появиться при дворе ни одна приличная дама. И неприличная тоже. Придворный наряд старались каким-то образом регламентировать во все времена, но всерьез за него взялся император Николай I, подойдя к этому вопросу с присущей ему жесткостью и категоричностью. Русский дипломат Павел Гаврилович Дивов писал в своем дневнике в 1833 году: «Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали новый, как говорят, национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана». В «Описании дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору» от 27 февраля 1834 года женско

Если вы посмотрите на картины с изображением каких-нибудь событий из жизни российского императорского двора, то увидите, что дамы одеты не по моде своего времени. Вместо этого на них кокошники и платья, отдаленно напоминающие богато вышитый сарафан.

Зичи М.А. «Поздравления, приносимые Его Величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года», 1857
Зичи М.А. «Поздравления, приносимые Его Величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года», 1857

Зичи М.А. "Коронация императрицы Марии Александровны в Успенском соборе Московского кремля"
Зичи М.А. "Коронация императрицы Марии Александровны в Успенском соборе Московского кремля"
Л. Туксен «Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896 года»
Л. Туксен «Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896 года»

Это и есть то самое русское придворное платье, без которого не могла появиться при дворе ни одна приличная дама. И неприличная тоже.

Придворный наряд старались каким-то образом регламентировать во все времена, но всерьез за него взялся император Николай I, подойдя к этому вопросу с присущей ему жесткостью и категоричностью.

Русский дипломат Павел Гаврилович Дивов писал в своем дневнике в 1833 году: «Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали новый, как говорят, национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана».

Мария Петровна Кикина-Волконская в русском придворном платье фрейлины, 1839 г.
Мария Петровна Кикина-Волконская в русском придворном платье фрейлины, 1839 г.

В «Описании дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору» от 27 февраля 1834 года женское придворное платье было строжайше регламентировано по фасонам, цветам и отделке.

Придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с открытыми плечами, длинными откидными рукавами и шлейфом. Спереди, к низу от талии шёл разрез, открывающий юбку из «произвольной материи белого цвета», обычно это был атлас.

По «хвосту и борту» платья шло золотое шитьё, «одинаковое с шитьём парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитьё полагалось «вокруг и на переде юбки».

Цвет верхнего платья зависел от статуса дамы.

Статс-дамам и камер-фрейлинам полагалось зелёное платье, наставницам великих княжон — синее, фрейлинам императрицы — пунцовое, фрейлинам великих княжон — светло-синее, гофмейстеринам — малиновое.

Придворное платье фрейлины Ее Императорского Величества
Придворное платье фрейлины Ее Императорского Величества
Придворное платье фрейлины Великих княжон
Придворное платье фрейлины Великих княжон
Придворное платье фрейлины статс-дамы и камер-фрейлины
Придворное платье фрейлины статс-дамы и камер-фрейлины

Дамы, приглашенные ко двору, но не имевшие придворного чина, должны были являться в платьях, соответствующих единому образцу, но цвет и орнамент шитья не регламентировался; единственное условие – не повторять цвета и узоры платьев придворных дам.

"Гербовый зал Зимнего дворца", Адольф Ладюрнер, 1834.
"Гербовый зал Зимнего дворца", Адольф Ладюрнер, 1834.

Всем дамам полагалось носить кокошник «произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем».

Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835 года
Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835 года

Позже эти кокошники преобразуются в знаменитые тиары а ля рюс, или тиары-бахрому, покорившие сердца самых знатных красавиц Европы.

Художественный портрет императора Николая II, его жены императриы Александры Федоровны и его матери императрицы Марии Федоровны
Художественный портрет императора Николая II, его жены императриы Александры Федоровны и его матери императрицы Марии Федоровны

Фасон женского придворного платья, регламентированный указом от 1834 года, в общих чертах сохранился до 1917 года, лишь незначительно поддаваясь веяниям моды.

Со временем русское придворное платье стало неотъемлемой частью роскошного церемониала российского императорского двора.

В журнале «Всемирная иллюстрация» описывался прием 1895 года в Зимнем дворце по случаю представления придворных дам императрице Александре Фёдоровне:

«Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Картинность собрания <…> просилась под кисть художника. Какие тут были роскошные кокошники <…> какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора — там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами».

В коллекции Государственного Эрмитажа есть придворное платье из пунцового бархата с форменным золотым шитьем, выполненное в конце XIX века в мастерской О.Н Бульбенковой. Это платье могла носить одна из фрейлин императрицы.

-11

А в коллекции Государственного исторического музея находится платье, которое могла носить статс-дама или камер-фрейлина. Оно выполнено в той же мастерской из зеленого бархата и белого атласа с золотым шитьем.

Нижнее платье сшито из белого атласа, верхнее – из темно-зеленого бархата. Перед оформлен продольной планкой с золотыми пуговицами. И верхнее, и нижнее платье расшиты золотым узором с растительными мотивами. Также здесь видны нижние рукава из тонкого белого батиста.

-12

На этом я заканчиваю первую часть статьи и предлагаю посмотреть на

фотографии прекрасных дам в русских придворных платьях.

Великая княгиня Елизавета Федоровна с фрейлиной
Великая княгиня Елизавета Федоровна с фрейлиной
И снова великая княгиня Елизавета Федоовна
И снова великая княгиня Елизавета Федоовна
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
Анна Александровна Вырубова
Анна Александровна Вырубова
Анна Борисовна Голицына
Анна Борисовна Голицына
Баронесса Гревениц
Баронесса Гревениц
Вера Владимировна Комстадиус
Вера Владимировна Комстадиус
Евгения Владимировна Войейкова
Евгения Владимировна Войейкова
Екатерина Николаевна Голицына
Екатерина Николаевна Голицына
Елена Измайловна Крынски
Елена Измайловна Крынски
Елизавета Николаевна Оболенская
Елизавета Николаевна Оболенская
Ольга Николаевна Репнина-Волконская
Ольга Николаевна Репнина-Волконская
Мария Александровна Келлер
Мария Александровна Келлер
Мария Александровна Стенбок -Фермор
Мария Александровна Стенбок -Фермор
Мария Владимировна Волконская
Мария Владимировна Волконская
Мария Шаховская
Мария Шаховская
Наталья Сергеевна Голицына
Наталья Сергеевна Голицына
Ольга Ден
Ольга Ден
Ольга Нарышкина
Ольга Нарышкина
m-lle Витгенштейн
m-lle Витгенштейн
m-lle Хлебникова
m-lle Хлебникова
m-lle Щербатова
m-lle Щербатова
Е.А. Голицына
Е.А. Голицына
-36
-37

В следующей части мы продолжим знакомство с русским придворным платьем и узнаем, какую роль оно играло в жизни представительниц императорской семьи.

В статье использованы материалы с сайта «Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой».

Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем новеньком телеграм-канале "Королева &Co". Присоединяйтесь!

А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.

Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"

Мой книжный канал на Дзене - Lettera

Мой архитектурный канала на Дзене - Mezonin