Найти в Дзене
Aristologia

Свадьба Николая II и Александры Федоровны. Счастье сквозь слезы

130 лет назад, 14(26) ноября 1894 года, состоялась последняя царская свадьба в Российской империи. В этот день только что ставший императором Николай II сочетался брачным союзом с любовью всей своей жизни: принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадской, в православии принявшей имя Александры Федоровны. Для этого влюбленным пришлось преодолеть немало препятствий, а сама свадьба прошла в атмосфере глубокого траура. *** «Милый Ники! …мне очень хотелось сообщить тебе настоящие новости, которые ты, наверное, ждешь с нетерпением. Ну, мы очень часто разговаривали, и все-таки препятствие, которое, я надеялась, можно преодолеть, пока выглядит незыблемым. Любовь Пелли по-прежнему сильна и глубока, только она не может решиться переменить религию, чувствует, что поступает очень неправильно. Я собрала всю силу, и любовь, и сестринскую привязанность, чтобы убедить ее, что она не может не полюбить ту религию, к которой и я хочу принадлежать, подлинную и истинную, единственную

130 лет назад, 14(26) ноября 1894 года, состоялась последняя царская свадьба в Российской империи. В этот день только что ставший императором Николай II сочетался брачным союзом с любовью всей своей жизни: принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадской, в православии принявшей имя Александры Федоровны.

Для этого влюбленным пришлось преодолеть немало препятствий, а сама свадьба прошла в атмосфере глубокого траура.

***

«Милый Ники!

…мне очень хотелось сообщить тебе настоящие новости, которые ты, наверное, ждешь с нетерпением. Ну, мы очень часто разговаривали, и все-таки препятствие, которое, я надеялась, можно преодолеть, пока выглядит незыблемым. Любовь Пелли по-прежнему сильна и глубока, только она не может решиться переменить религию, чувствует, что поступает очень неправильно. Я собрала всю силу, и любовь, и сестринскую привязанность, чтобы убедить ее, что она не может не полюбить ту религию, к которой и я хочу принадлежать, подлинную и истинную, единственную оставшуюся неиспорченной за века и столь же чистую, какой она была изначально. <…> К сожалению, она не может решиться…».

Так писала великая княгиня Елизавета Федоровна племяннику своего мужа, цесаревичу Николаю Александровичу, в августе 1890 года.

-2

Пелли – это придуманное для тайной переписки имя, под которым скрывалась младшая сестра Елизаветы Федоровны – Алиса Гессен-Дармштадская, которая, как следует из письма, не могла решиться переменить лютеранскую веру на православную, что ей непременно пришлось бы сделать, согласись она стать женой наследника российского престола.

В этом же письме великая княгиня упоминает еще об одном препятствии на пути влюбленных:

«… я и в самом деле считаю, что папа даст согласие, ты окончательно завоевал его сердце. Я говорила с ним. Он сказал очень важную вещь: он никогда не станет запрещать, но знает, что бабушка будет раздосадована, в ярости, если это произойдет сейчас».

Бабушка, которая будет в ярости, не кто иная, как могущественная королева Виктория, у которой уже была одна русская невестка, и не сказать, чтобы эти дамы были друг от друга в восторге. Совсем не были.

-3

Родители цесаревича тоже не горели желанием принять в семью принцессу Гессенскую.

«Ты еще очень молод, для женитьбы еще есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручен с Россией, а жену мы еще успеем найти», - увещевал сына император Александр III в 1889 году, когда цесаревич впервые обратился к нему за разрешением просить руки Алисы.

Императрица Мария Федоровна и вовсе не питала симпатии к Алисе Гессенской.

«Плохо одетая, неуклюжая, неловко танцующая, с ужасающим акцентом во французском языке, слишком застенчивая, чересчур нервозная, очень высокомерная», - такие совсем не лестные слова нашла императрица для немецкой принцессы.

-4

Но ничто не могло поколебать решения Николая жениться на девушке, которую он любил уже много лет.

Первая встреча 16-летнего цесаревича и юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда её старшая сестра Елизавета вступила в брак с великим князем Сергеем Александровичем, братом императора Александра III.

-5

Между подростками завязалась дружба, перешедшая затем в романтическое чувство.

-6

В 1892 году Николай Александрович написал в своем дневнике:

«Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге».

В апреле 1894 года мечта цесаревича сбылась: все царственные родственники, хоть и без особого желания, но дали свое согласие, Аликс после долгих уговоров старшей сестры и кузена – кайзера Вильгельма II – согласилась принять православие, и долгожданная помолвка состоялась.

Свадьба наследника российского престола, включающая неделю публичных торжеств и парадов, планировалась на весну 1895 года.

Но этим планам не суждено было сбыться.

В октябре 1894 года Алису срочно вызвали в Россию. Император Александр III, уже много лет страдавший от болезни почек, умирал. В Ливадийском дворце, где он провел последние месяцы своей жизни, собралась вся семья.

Перед смертью император благословил сына и его невесту.

-7

20 октября 1894 года Александр III скончался, а 21 октября принцесса Алиса Гессенская приняла православие под именем Александры Федоровны.

7 ноября императора похоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, и страна на год погрузилась в траур.

Встал вопрос: что делать со свадьбой?

Собрали семейный совет.

Предложение Николая тихо пожениться в Ливадии все великие князья сразу отвергли: он теперь император, а значит, свадебные торжества должны проходить в столице.

Вариант, при котором Аликс возвращается в Дармштадт и ждет там еще год до окончания траура, отверг уже сам Николай: столько ждать он был не намерен.

В итоге было принято решение, согласно которому свадьба состоится в самое ближайшее время в Петербурге, но будет скромной, без царского размаха. Нашлась и легитимная лазейка для послабления траура: День рождения императрицы Марии Федоровны 14 (26) ноября.

Именно в этот день в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание императора Николая II с великой княжной Александрой Федоровной.

-8

В 8 часов утра 21 залп из пушек Петропавловской крепости возвестил о предстоящем событии.

Императрица Мария Федоровна лично заехала за невестой во дворец великого князя Сергея Александровича, где та жила у своей старшей сестры, и отвезла ее в Зимний дворец.

В Малахитовой гостиной были внесены последние штрихи в образ невесты.

Вот как описывает облачение Александры Федоровны писатель Анри Труайя в книге «Николай II».

«На Александре было платье из белого шелка, расшитое серебряными цветами, и мантия из золотой парчи, шлейф которой несли пять камергеров, а голову ее венчала императорская диадема, украшенная бриллиантами. В этом убранстве она блистала хрупкой и чистой красотой. Высокая, с правильными чертами, в прямым изящным носиком, серо-синими глазами, мечтательная, с густыми, ниспадавшими на лоб золотистыми волосами, новобрачная выступала грациозно и величаво, но при этом каждое мгновение заливалась краской, точно застигнутый на месте преступления ребенок».

Здесь нужно внести небольшое уточнение: голову невесты венчала не только «императорская диадема» (а именно – диадема императрицы Марии Федоровны с розовым бриллиантом), но и венчальная императорская корона, которую надевали все невесты Романовых. Ее не везде упоминают, описывая наряд невесты, поэтому я предположила, что корону надевали уже во время венчания, но это вряд ли: быстро ее не закрепишь, а значит, она была надета с самого начала. Вплоть до 1880-х годов венчальную корону изготавливали для каждой невесты индивидуально, а потом разбирали, но в какой-то момент наметилось много романовских свадеб, и для них сделали одну корону, которая передавалась следующей невесте. Так что на голове Александры был, по сути, комплект и двух украшений: корона внутри диадемы.

-9

Жених, одетый в форму Лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка, в сопровождении своего дяди - великого князя Михаила Александровича - в 11:30 выехал из Аничкова дворца в Зимний, где вместе со своими шаферами ждал в Арапской столовой, пока оденут невесту.

В 12 часов началось торжественное шествие всей Императорской семьи в Большую церковь Зимнего дворца, где и состоялось таинство венчания.

-10

В галерее - несколько иллюстраций, которые были размещены в иностранных изданиях, освещающих это событие.

После этого молодожены в санях отправились в Казанский собор, чтобы приложиться к Казанской иконе Пресвятой Богородицы, а оттуда – в Аничков дворец, возле которого уже собралась огромная толпа людей, приветствующих императора и его жену. Люди не расходились больше пяти часов, и молодожены несколько раз приветствовали их из окна дворца.

Разумеется, такая свадьба не могла быть беззаботно веселой. Прошло еще слишком мало времени со смерти отца жениха, и все участники церемонии не могли ощущать ту радость, которую предполагает такое светлое и долгожданное событие.

«Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех», - написал Николай II в своему брату Георгию, который жил на Кавказе по причине слабого здоровья.

А императрица Мария Федоровна спустя несколько дней после свадьбы напишет тому же адресату:

«Для меня это был настоящий кошмар и такое страдание! Эта помпезная церемония при такой массе народа! Быть обязанной вот так явиться на публике с разбитым, кровоточащим сердцем – это было больше, чем грех, и я до сих пор не понимаю, как я могла на это решиться!».

Уже после революции великий князь Александр Михайлович вспоминал:

"Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя".

Тем не менее, брак Николая и Александры оказался действительно счастливым и полным любви. В нем родилось пятеро детей, а спустя двадцать лет после свадьбы император Николай II написал в своем дневнике:

«Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

-12

Николай и Александра прожили вместе 23 года и умерли в один день. Но это уже совсем другая история.

Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем новеньком телеграм-канале "Королева &Co". Присоединяйтесь!

А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.

Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"

Мой книжный канал на Дзене - Lettera

Мой архитектурный канала на Дзене - Mezonin