Найти в Дзене
Аромамедиа

Японские шины теперь пахнут розами!

Индия зарегистрировала первый обонятельный товарный знак для Sumitomo Rubber Industries: аромат розы для шин. Это новаторское решение включало доказательство отличия аромата от типичных запахов резины и его графическое представление с помощью семимерной научной модели. Это знаменует собой новую эру для нетрадиционных товарных знаков в индийском законодательстве об интеллектуальной собственности. Букет цветочных и фруктовых нот. Немного сладости. И древесных. И ореховых. И мятных. Это графическое описание аромата розы, который большинство людей посчитало бы неосязаемым, теперь получило юридическое признание, связанное с производителем шин. На прошлой неделе Реестр товарных знаков принял первую в Индии обонятельную торговую марку, поданную японской фирмой Sumitomo Rubber Industries, и признал «цветочный аромат, напоминающий розы, применительно к шинам». Заявка на регистрацию товарного знака, поданная компанией Sumitomo в марте 2023 года, поставила под сомнение устоявшиеся представления
Оглавление

Индия зарегистрировала первый обонятельный товарный знак для Sumitomo Rubber Industries: аромат розы для шин. Это новаторское решение включало доказательство отличия аромата от типичных запахов резины и его графическое представление с помощью семимерной научной модели. Это знаменует собой новую эру для нетрадиционных товарных знаков в индийском законодательстве об интеллектуальной собственности.

Букет цветочных и фруктовых нот. Немного сладости. И древесных. И ореховых. И мятных.

Это графическое описание аромата розы, который большинство людей посчитало бы неосязаемым, теперь получило юридическое признание, связанное с производителем шин.

На прошлой неделе Реестр товарных знаков принял первую в Индии обонятельную торговую марку, поданную японской фирмой Sumitomo Rubber Industries, и признал «цветочный аромат, напоминающий розы, применительно к шинам».

Заявка на регистрацию товарного знака, поданная компанией Sumitomo в марте 2023 года, поставила под сомнение устоявшиеся представления о том, что может быть защищено в соответствии с законодательством Индии о товарных знаках.

Компания, чью заявку Министерство торговли и промышленности Союза назвало «редкой», пыталась зарегистрировать аромат роз для шин в соответствии с Классом 12 (транспортные средства) Закона о товарных знаках 1999 года.

Компания Sumitomo уже зарегистрировала товарный знак на этот аромат в Великобритании в 1990-х годах, но ее попытка зарегистрировать его в Индии должна была преодолеть два установленных законом барьера — отличительную особенность в соответствии с разделом 9(1)(a) и обязательное графическое представление в соответствии с разделом 2(1)(zb) Закона.

Доказательство самобытности – и шекспировский аргумент

Компания Sumitomo успешно доказала в Реестре, что аромат роз на ее шинах по своей сути является особенным, поскольку этот аромат не имеет логической или функциональной связи с шинами — продуктом, который обычно ассоциируется с запахом резины.

В постановлении Реестра зафиксировано важнейшее положение: «Не существует запаха, который был бы аналогичен запаху роз, и поэтому, когда мы говорим «запах розы», воспринимающей публике становится ясно, что это за запах».

Чтобы подчеркнуть эту мысль, компания также сослалась на шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта», процитировав: «Роза под любым другим именем благоухала бы так же сладко».

Реестр признал, что аромат создаст сильное коммерческое преимущество.

«Когда мимо проезжает транспортное средство, оснащенное шинами, имеющими данный запах, потребитель, ощущающий этот запах, без труда сформулирует ассоциацию между товаром и производителем товара», - говорится в заявлении.

В постановлении также говорилось: «Этот опыт произведет на такого покупателя очень сильное впечатление, поскольку будет резко контрастировать с запахом резины… Кроме того, аромат роз не имеет прямого отношения к природе, характеристикам или использованию шин и, следовательно, может быть применен к таким товарам произвольно».

В своем заявлении Sumitomo также сослалась на международные прецеденты, включая регистрацию в Великобритании, Европейском союзе, Австралии, США и Коста-Рике.

-2

7-мерное решение

Похоже, из двух параметров легче всего было соблюсти различие.

Главным препятствием для получения товарного знака было требование Закона о графическом изображении.

Амикус Правин Ананд работал над решением этой проблемы совместно с учёными из Индийского института информационных технологий (ИИИТ) в Аллахабаде. Профессор ИИТ Притиш Варадвадж, профессор Нитеш Пурохит и доктор Сунит Ядав помогли представить аромат розы как вектор в семимерном пространстве.

На бумаге аромат был выражен в виде количественного вектора, отражающего состав, масштаб и вес каждого компонента.

«Сложная смесь летучих органических соединений, выделяемых лепестками, взаимодействует с нашими обонятельными рецепторами, создавая аромат, подобный аромату розы. С помощью технологии, разработанной в IIIT Аллахабаде, этот аромат, подобный аромату розы, графически представлен выше в виде вектора в семимерном пространстве, где каждое измерение определяется одним из семи основных запахов: цветочным, фруктовым, древесным, ореховым, острым, сладким и мятным», — говорится в заявлении.

В своём постановлении Реестр отметил, что изображение соответствует критериям, установленным Законом о товарных знаках: оно «ясное, точное, законченное, понятное и объективное». Научная модель, как было указано в постановлении, чётко определяет «пределы и границы» аромата, что соответствует обязательному тесту на графическое изображение.

Генеральный контролер по патентам, промышленным образцам и товарным знакам Индии, профессор (д-р) Уннат П. Пандит, который является членом Реестра, также заявил в постановлении, что заявка удовлетворяет всем установленным законом условиям Закона.

Что такое товарный знак?

Товарный знак может представлять собой уникальный знак, символ, логотип, слово, а теперь и аромат, который идентифицирует товары или услуги компании, выделяя их среди других. После получения признания товарный знак может использоваться только той компанией, на имя которой он зарегистрирован.

В своей заявке Sumitomo подчеркнула, что аромат роз не носит функционального характера и не служит никакой пользе для её продукта – шин. Это был просто идентификатор, который, по заявлению компании, выполнял четыре ключевые функции товарного знака: идентификацию продукции и её происхождения, гарантию стабильного качества, содействие рекламе и создание имиджа продукта.

«Новая эра» права интеллектуальной собственности

Хотя традиционные товарные знаки, такие как логотипы и символы, регистрируются уже давно, Индия впервые признала звук уникальным идентификатором в 2008 году, когда был одобрен характерный йодль Yahoo. Поправка, принятая в 2017 году, упростила процедуру регистрации звуковых знаков при условии, что они представлены графически, как правило, с помощью нотных знаков.

Еще одним примером звукового знака является «ta-dum» от Netflix.

(Под редакцией Прерны Мадан)

В компании Аромамедиа прецедентов на регистрацию аромата ещё не было, зато была и есть практика закрепления определённых ароматов за той или иной сферой бизнеса, чтобы повышать уровень идентификации по линии аромабрендинга в виду уникальных и неповторяющихся по составу ароматов.