Найти в Дзене
Компрессор Центр

Сезонное обслуживание для компрессора

Распространенная история, когда компрессор, который полгода работал без нареканий, с наступлением жары вдруг начинает перегреваться и уходить в аварию. Или другая сторона этой же медали: в первые заморозки давление в пневмосистеме падает, оборудование покрывается инеем, а из ресивера вместо конденсата вытекает ледяная кашица. Владелец в панике ищет причину в сложной механике, а она часто кроется в сезонных «мелочах», которые упустили. Простая, но не всегда очевидная истина: 90% сезонных проблем вызваны поломками, в корне которых лежит изменение свойств двух ключевых компонентов — воздуха и масла. Летом воздух горячий и разреженный, а зимой он холодный и плотный. Масло летом разжижается, зимой же густеет. И вся работа компрессора строится вокруг этих констант. Летом объявляем войну перегреву Главный враг винтового блока и электродвигателя в жару — это нарушенный теплоотвод. Стандартные системы охлаждения рассчитаны на условные +25°C. Когда в цеху становится +35°C, их эффективность резк
Оглавление

Распространенная история, когда компрессор, который полгода работал без нареканий, с наступлением жары вдруг начинает перегреваться и уходить в аварию. Или другая сторона этой же медали: в первые заморозки давление в пневмосистеме падает, оборудование покрывается инеем, а из ресивера вместо конденсата вытекает ледяная кашица. Владелец в панике ищет причину в сложной механике, а она часто кроется в сезонных «мелочах», которые упустили.

Простая, но не всегда очевидная истина: 90% сезонных проблем вызваны поломками, в корне которых лежит изменение свойств двух ключевых компонентов — воздуха и масла. Летом воздух горячий и разреженный, а зимой он холодный и плотный. Масло летом разжижается, зимой же густеет. И вся работа компрессора строится вокруг этих констант.

Летом объявляем войну перегреву

Главный враг винтового блока и электродвигателя в жару — это нарушенный теплоотвод. Стандартные системы охлаждения рассчитаны на условные +25°C. Когда в цеху становится +35°C, их эффективность резко падает.

Что должен включать в себя регламент условной «Предлетней подготовки»:

  • Необходимо тщательно продуть радиатор сжатым воздухом с обеих сторон, чтобы удалить пух, тополиный пух и пыль, которые действуют как теплоизолятор. Иногда для сложных загрязнений требуется промыть радиатор специальными составами.
  • Оценить, что окружающее пространство у компрессора достаточно свободное, есть много места для циркуляции воздуха.
  • Летом используют масла с более высокой вязкостью, чтобы при высоких температурах оно не стало слишком жидким и не ухудшило работу механизмов. Если у вас залито всесезонное масло, проверьте его состояние и цвет. Потемневшее масло наверняка уже перегревалось, а оно в таком случае теряет свои свойства и хуже отводит тепло.
  • Проверьте автоматические дренажи для отвода конденсата у ресивера и осушителей. Летом влаги в воздухе больше, и неисправный дренаж быстро приведет к переполнению ресивера водой. Последствия при этом возможны самые плачевные.
  • Еще один источник летних проблем – «дерганая» работа в режиме «старт-стоп» при сниженной нагрузке. Компрессор мало работает и не успевает как следует прогреться, что приводит к накоплению влаги внутри. Здесь может помочь ручной продув в конце смены.

Зимой боремся с холодом и льдом

Зимовка компрессора в нормальных условиях цеха с отоплением не выходит за рамки обычного режима эксплуатации, если в помещении есть достаточная вентиляция и воздух при этом не слишком запылен. Кроме того, компрессор как бы отапливает себя сам, потому что при сжатии воздуха выделяется тепло, и заморозить интенсивно работающий компрессор – задачка со звездочкой.

Но если компрессор стоит в неотапливаемом цеху, а то и вовсе на улице, а режим его работы не предполагает формат 24/7, то зима обязательно станет испытанием на прочность для всех жидкостей и уплотнений. Главные опасности в этом случае – замерзание конденсата и загустевшее масло.

Чек-лист «Предзимней подготовки»:

Конденсат для компрессора – враг номер один, самая частая и разрушительная зимняя проблема. Вода замерзает в трубах, дренажных клапанах, радиаторах и регуляторах, разрывая их.

  • Обязательно слейте всю воду из ресивера, осушителей и всех фильтров-влагоотделителей после последней смены.
  • Если в неотапливаемом помещении остаются трубопроводы, их тоже нужно продуть.
  • По возможности нужно использовать осушители воздуха, причем в регионах с суровым климатом и большими минусами в зиму – адсорбционные осушители.
  • Зимой переходят на менее вязкие масла. Запуск компрессора с загустевшим летним маслом создает колоссальную ударную нагрузку на подшипники и винтовую пару.
  • За подбором масла конкретно на ваш компрессор лучше обратиться к специалисту. Услуга это часто бесплатная, а риски залить не то и влететь на дорогой ремонт+простои уменьшаются почти до нуля.
  • Также в винтовых компрессорах надо проверить работу термостатического клапана. Он отвечает за быстрый прогрев масла после старта, и, если его заклинивает, масло будет циркулировать через охладитель, не прогреваясь. Это приведет к образованию конденсата прямо в масляной системе.
  • Резиновые уплотнители и трубки на морозе дубеют и трескаются. Визуальный осмотр на предмет микротрещин поможет предотвратить внезапную утечку.

Нередко для полноценной подготовки оборудования к зиме, особенно в регионах сурового климата, приходится вызывать специалиста, который проверит работу всех систем, включая автоматику, и даст рекомендации по возможному утеплению или организации подогрева компрессорной.

В качестве резюме к вышесказанному, добавим вот что: абсолютной гарантии не даст ни один чек-лист, какой бы тщательный он ни был. И там, где компрессор работает в критически важном процессе и стоит в неотапливаемом помещении, лучшим выходом станет проектирование всесезонного решения с подогревом помещения и дублирующим оборудованием.