Найти в Дзене
Литрес

Ругал царя, но кутил в Монте-Карло: как священник стал символом советской пропаганды

Весной 1906 года Петербург всколыхнула новость: пропал Георгий Гапон – человек, чьё имя ещё год назад гремело по всей России. Герой рабочих масс, лидер знаменитого шествия 9 января, «поп Гапон» стал символом протеста, но вскоре – и символом предательства. Его смерть окутана загадками, а судьба превратилась в трагическую иллюстрацию того, как политическая наивность и амбиции могут уничтожить даже самого харизматичного народного лидера. Георгий Аполлонович Гапон вошёл в историю как священник, сумевший возглавить бунт, поднять на протест рабочие массы Петербурга. Именно он организовал поход к царю с петицией о помощи, который закончился расстрелом безоружной толпы – Кровавым воскресеньем. Уже тогда его имя было на слуху: одни считали его мучеником, другие – провокатором. Раненого Гапона вывез за границу его соратник, эсер Пётр Рутенберг. За рубежом батюшка быстро обрёл сенсационную популярность. Западные газеты лепили из него романтического героя революции, бойца за права простого народа.
Оглавление

Весной 1906 года Петербург всколыхнула новость: пропал Георгий Гапон – человек, чьё имя ещё год назад гремело по всей России. Герой рабочих масс, лидер знаменитого шествия 9 января, «поп Гапон» стал символом протеста, но вскоре – и символом предательства. Его смерть окутана загадками, а судьба превратилась в трагическую иллюстрацию того, как политическая наивность и амбиции могут уничтожить даже самого харизматичного народного лидера.

От народного героя до звезды европейских салонов

Георгий Аполлонович Гапон вошёл в историю как священник, сумевший возглавить бунт, поднять на протест рабочие массы Петербурга. Именно он организовал поход к царю с петицией о помощи, который закончился расстрелом безоружной толпы – Кровавым воскресеньем. Уже тогда его имя было на слуху: одни считали его мучеником, другие – провокатором.

Раненого Гапона вывез за границу его соратник, эсер Пётр Рутенберг. За рубежом батюшка быстро обрёл сенсационную популярность. Западные газеты лепили из него романтического героя революции, бойца за права простого народа. Но вместе со славой пришли и деньги, а с ними – новая жизнь. Скромный петербургский священник неожиданно превратился в завсегдатая европейских салонов, покорителя светских дам и любителя роскоши. Монте-Карло, азартные игры, романы – похождения попа удивляли его бывших товарищей куда больше, чем его горячие речи о царском произволе.

Политическая наивность, стоившая репутации

Несмотря на харизму, Гапон оказался политически безграмотным. В эмиграции он пытался одновременно сотрудничать с марксистами, эсерами, либералами – и никому до конца не доверял. В апреле 1905 года он собрал в Женеве конференцию из одиннадцати оппозиционных партий, пытаясь объединить их в единый революционный комитет. Но лидеры быстро поняли: знаний у попа мало, зато амбиций хоть отбавляй.

-2

Стремительно теряя влияние в революционной среде, Гапон сделал роковой шаг – связался с российской полицией. Он предложил Сергею Витте и Департаменту полиции свои услуги, обещал сдать место собрания заговорщиков, назвать все имена участников оппозиции. Для властей он изображал миротворца, революционерам продавал себя как радикала, а для рабочих хотел стать своим – как «из народа». Такая тройная игра не могла продолжаться долго.

Скандалы в прессе лишь ускорили развязку. Писали, что Гапон пользовался деньгами рабочих, а затем – под давлением обстоятельств – он попытался подставить своего бывшего спасителя Рутенберга, заявив полиции, будто тот готов сдать организацию эсеров за деньги.

Почему «поп Гапон» стало ругательством

Для революционеров Гапон стал воплощением предателя – человеком, готовым ради личной выгоды сотрудничать с властью. В СССР выражение «поп Гапон» означало провокатор, работающий на врага, лицемерный «народный защитник», который думает только о себе, а также человек, ведущий двойную игру.

Его образ стал удобным символом для советской пропаганды: священник, который прикрывал предательство народолюбивыми речами. Слово «гапонствовать» закрепилось как обозначение фальшивого заигрывания с массами.

Убийство в Озерках: месть за предательство

То, что произошло дальше, по праву считается одной из самых драматичных страниц революционной истории. В феврале 1906 года Гапон назначил Рутенбергу встречу в Петербурге. На ней он предложил бывшему товарищу сотрудничество и охрану в обмен на 25 тысяч рублей, также просил назвать имена участников покушения на министра Дурново.

-3

Рутенберг решил разоблачить Гапона. Он собрал группу рабочих-эсеров, чтобы они стали свидетелями предательского разговора. В арендованном доме в Озерках они подслушали беседу и ворвались в комнату. Далее – мгновенная расправа. Гапон умолял о пощаде, но был задушен и повешен, чтобы смерть выглядела как самоубийство. Полиция узнала об убийстве почти сразу, но объявила о найденном теле только через месяц. Многие тогда подумали, что Гапона убили агенты царской охранки. Но сам Рутенберг позднее рассказал о расправе, признавая, что образ погибшего преследует его всю жизнь.

Сегодня фигура Гапона остаётся одной из самых противоречивых в русской истории. Герой Кровавого воскресенья? Провокатор? Идеалист, запутавшийся в политических интригах? Как бы ни было, судьба Гапона стала уроком для тех, кто пытался манипулировать массами и усидеть на двух стульях.

Похожие материалы:

Больше об эпохе Романовых вы можете прочесть в нашей подборке:

-4