Всем привет! Я решил малость отойти от привычного формата моего канала и написать серию статей о грёзах и снах наяву. На мой взгляд, именно в них современные люди проводят значительную часть своей жизни. Эта тема давно занимала мои мысли, но я откладывал её реализацию. В одной из статей этой серии я обязательно расскажу о лоре современных ролевых игр.
По образованию я психолог, на четвёртом курсе своего обучения я познакомился с предметом «Психология социального познания». Этот предмет оказался для меня крайне интересным и существенно повлиял на моё мировоззрение. Я подробно узнал о понятии «Картина мира», когнитивных искажениях и других социально-психологических аспектах, которые влияют на то, как люди воспринимают окружающую реальность. Позже я нашел схожие идеи в НЛП и философско-мистической литературе.
Картина мира (образ мира, модель мира) в социальной психологии — это система представлений о реальности, характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой и др.). Она синтезирует представления о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отдельных явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. Картина мира индивидуальна — каждый человек имеет свою уникальную модель миропонимания. Она может быть условно положительной или отрицательной: включать оптимистические или пессимистические убеждения. Образы предметов и явлений, представленные в картине мира, могут соответствовать, не соответствовать или лишь частично соответствовать действительности.
Картина мира и реальный объективный мир — это две совершенно разные структуры. В НЛП есть есть схожий термин — «Карта мира». А также в НЛП есть утверждение, что карта — это не территория.
В кратце разберём, что же мешает человеку объективно воспринимать действительность.
Первое, на что я хочу обратить внимание, — это ограниченное сенсорное восприятие. У человека пять сенсорных каналов восприятия: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Зрение помогает нам видеть цвета, формы и движения, ориентироваться в пространстве. Слух позволяет различать звуки, мелодии, тон, громкость и тембр. Осязание помогает ощутить фактуру, текстуру, движение и пространство. Вкус отвечает за восприятие разных вкусов, а обоняние — за распознавание запахов. Человек не способен воспринимать электромагнитное излучение. Наш зрительный диапазон ограничен определёнными длинами волн, которые соответствуют спектральным цветам: красному, оранжевому, жёлтому, зелёному, голубому, синему и фиолетовому. Волны за пределами этого спектра, такие как инфракрасные и ультрафиолетовые, мы не видим. Слух тоже ограничен: мы не слышим ультразвук и инфразвук.
Второе, на что хочу обратить внимание, — это когнитивные искажения. Когнитивные искажения — систематические ошибки мышления, влияющие на восприятие реальности, решения и эмоции. Они проявляются в виде ложных выводов или стереотипов, которые кажутся фактами. Вот несколько примеров когнитивных искажений: «Всеобъемлющее обобщение» — человек делает глобальные выводы на основе одного или нескольких негативных событий; «Черно-белое мышление» — вещи и события воспринимаются только в крайностях, без нюансов, всё кажется либо исключительно хорошим, либо исключительно плохим; «Катастрофизация» — склонность ожидать худшего и преувеличивать негативные последствия. Эти искажения не зависят от уровня интеллекта и могут затронуть любого.
Третье — социокультурные факторы. Это один из самых сложных факторов, искажающих восприятие реальности. Сюда входят социально-психологические установки, сформированные в процессе социализации в определенной социально-культурной и религиозной среде. Социальные и моральные нормы, а также отношение к различным аспектам реальности. Более подробно о социокультурных, религиозных и экономических факторах я расскажу в следующих статьях.
В завершение обратим внимание на ожидания и эмоции. Ожидания искажают наше восприятие реальности. Под их влиянием мы можем не замечать одни сигналы, а значение других преувеличивать. Эмоции тоже сильно влияют на то, как мы оцениваем мир. В зависимости от настроения, мы можем по-разному воспринимать и интерпретировать одни и те же события. Существует термин — эмоциональная конгруэнтность, который в психологии означает облегчение переработки стимулов, эмоциональная окраска которых соответствует эмоциональному состоянию человека или его эмоциональным чертам. Люди в хорошем настроении охотнее замечают позитивные моменты, лучше их запоминают и склонны видеть события в положительном свете. Те, кто находится в плохом настроении, чаще обращают внимание на негативные аспекты, лучше их помнят и склонны интерпретировать происходящее в негативном ключе.