В последнее время увлечение селекцией поголовное. Почти каждый цветовод что-то сеет, отбирает, продает...
Скорее всего в виду закрытия границ это самый правильный способ насытить отечественный цветочный рынок. Ведь человек так устроен, что постоянно хочет иметь что-то совершенно новое.
К сожалению, как показал опыт в массовом увлечении посевами флоксов, наш народ очень плохо понимает смысл слова "СЕЛЕКЦИЯ". Что скорее всего и понятно, ведь слово то иностранное, а именно английской. Вот что говорит по этому поводу английский толковый словарь
Селе́кция
Женский род
Улучшение сорта растений или породы животных и выведение новых сортов и пород путём искусственного отбора, скрещивания.
Искусственный интеллект идет дальше и дает более расширенное значение данного понятия.
Селекция — это наука, занимающаяся созданием новых и улучшением существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Она использует методы воздействия на наследственные качества организмов, чтобы получить желаемые человеку свойства, такие как высокая урожайность, устойчивость к болезням, питательная ценность и вкусовые характеристики.
- Суть селекции: Это целенаправленный отбор и скрещивание организмов с целью получения потомства с нужными человеку качествами.
- Объекты селекции: Животные, растения и микроорганизмы.
- Методы: Изначально использовались традиционные методы, такие как скрещивание и отбор. Современная селекция включает в себя генетические методы, например, с использованием технологии CRISPR-Cas9, которые позволяют быстрее и точнее вносить изменения в геном, чтобы улучшить характеристики растений или животных.
- Применение: Современные технологии позволяют создавать сорта и гибриды, способные развиваться в сложных условиях, иметь повышенную питательную ценность и улучшенные вкусовые качества.
А в Википедии рассказано следующее:
Селе́кция (от латинского seligere — «выбирать») — наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Селекция разрабатывает способы воздействия на растения и животных с целью изменения их наследственных качеств в нужном для человека направлении. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.
Короче, какой источник не бери, а ключевое тут слово во всем этом мудреном определении - ОТБОР!
Важно не просто посеять и вырастить, важно сделать ОТБОР сеянцев и определить перспективные экземпляры, за которыми и следует продолжить наблюдение и после проверки делением можно уже считать, что получен новый сорт.
Почему делением?! Да все просто, если это сорт, он должен повторить все свои признаки при делении материнского растения в его делёнках. Часто бывает далеко не так.
Сеянцы бывают очень красивыми, просто феерическими. Потом их делят и вырастает что-то совершенно непохожее на посаженный первоисточник.
К сожалению, далеко не все испытывают свои сеянцы таким образом. В связи с чем бывает, что посаженный флокс зацветает не так, как тот, который был посажен, бывает изменяется размер и форма цветка, форма соцветия, и часто даже высота куста. Я попадалась на покупку феерических сеянцев еще в начале 2000-х, когда на ярмарках на Новинском продавали все и всё.
Тетушка моя, Инна Ивановна, очень нежно любила флоксы и огромные взрослые куртины украшали ее сад с середины июля до заморозков.
Поэтому лучший подарок был для нее новый флокс. Причем такой, какого у нее еще нет. И мы все старались. И я, и ее родная племянница Екатерина, которая для этого ездила по коллекционерам (благо их в районе их дачи по Ярославке жило достаточно много) и привозили свои находки на строгий суд хозяйки.
Помню однажды, она сказала:
"Тань, ну что ты за хрунье привезла? Небось еще и дорогущее! Посмотри ну смотреть же грустно."
И правда флокс, который цвел не походил на тот, который я покупала. И тогда я начала разбираться что есть что и как сеянец отличается от сорта. Больше сеянцев тетушке я не покупала, да и в моем саду их бы не было, если бы не увлечение флоксами моего родного и любимого сына Степана. Он посещал все выставки, общался в свои 12-15 лет с селекционерами Клуба, и достаточно неплохо разбирался в сортах флоксов.
И из своей копилки он покупал то, что ему нравится. Я выделила для его экспериментов целую грядку, которую он и заполнил, приобретая флоксы у Шевляковой, Репрева, Хватовой, Колоколенковой и Кругловых. Даже флоксы Куликова росли у него на грядке.
Капелькина Ольга Александровна, когда заканчивала свое работу с флоксами отдала всю свою многочисленную коллекцию Степану. Он собственноручно все у нее выкапывал, упаковывал и потом мы долго сажали пополнение в его коллекции на даче вдвоем.
Потом на моем участке случился потом... причем такой страшный, что уносило в канаву не только флоксы, примулы и прочую мелочевку, но даже некоторые взрослые пионы, попавшие по мощную струю воду, отправились в плавание.
Большая часть коллекции Степиных флоксов попросту уплыла по течению, а оставшаяся часть, которая была длительное время затоплена, постепенно выпрела и погибла. Поскольку в одну пару рук все спасти невозможно, то мои усилия были направлены на спасение пионов в первую очередь, флоксы и другие растюхи были по остаточному принципу, когда хватало сил и времени на их спасение. Некоторых "потопленцев" удалось спасти. Но далеко не всех.
Но когда заходить в социальные сети, то просто в глазах рябит от обилия новых сортов флоксов.
Или вот такие публикации
Комментарий: Три года - устойчив! О чем это??? Три года??? Где проверка временем настоящая. Главное картинка красивая выходит. А там ведь для каждого "селекционера" каждый цветок - как ребенок, разве его выбросишь! Пожалуй редкий селекционер остается достаточно требовательным к своим детищам, оставляя лишь уникальные и достойнейшие и безжалостно отбраковывая многочисленные повторы и перепевы. Среди флоксистов на моей памяти, пожалуй, Гаганов Павел Гаврилович. Вот уж чьи флоксы были уникальны все, как один, и все обладали прекрасными хозяйственными качествами.
О флоксах Гаганова можно почитать в статье
Шедевры отечественной селекции. Флоксы Гаганова по ссылке и в дополнении к данной статье Флоксы Гаганова. Работа над ошибками: настоящий "Гусляр".
С каждый годом на выставках флоксов все больше новинок! Они привлекают посетителей своими яркими красками и новизной. А по мне, частенько самое лучшее новое - это прочно забытое старое. И посещать выставки становится все грустнее, уходят богатые старинные сорта, безвозвратно, так как не пользуются коммерческим спросом. А у нас теперь "рыночные" отношения, которые диктуют нам аксиому, что "спрос рождает предложение". Это основа рыночных отношений. Читайте "Капитал" Карла Маркса и Фридриха Энгельса, они еще в нем все четко объяснили как должен существовать развитой капитализм, в который мы так рьяно стремились в 90-е.
Кстати, на западе все тоже самое. Относительно пионов новинок... Ну ведь совершенно много похожих перепевов. Об этом я непременно подготовлю анализ. Давно собираю материал.
Итак, подведу резюме о современной селекции. Всем надо научиться делать твердый выбор среди полученных сеянцев, выбирая лишь те, которые радуют своей новизной и уникальностью, а не повторяют то, что уже во множестве насеяно и зарегистрировано. Все имеет право на жизнь в родном саду, если есть место, можно оставлять все. Но не стоит засорять рынок. Совершенно здравый и логичный пример, это пион "Татьяна Скакодуб" Анатолия Скакодуба, который ну просто один в один повторяет пион "Walter Mains", Мейнса. О курьезной ситуации с этим сортом я очень подробно рассказывала в статье
Разбираемся с сортами или разоблачаем мифы селекции: Walter Mains или Татьяна Скакодуб.
Так что я, как цветовод, голосую за селекцию, за посевы, за продвижение новизны. Но за качественные сорта, а не за трехлетние сеянцы, которые гордо выдают на гора в большом количестве по 2-3 цветению. Так что очень нам сейчас не хватает нормальной экспертной проверки, называемой когда-то, в моей любимой и такой далекой Родине, СССР, сортоиспытаниями.
А как вы считаете, мои читатели, может быть стоит вернуть сортоиспытания в цветоводство и регулировать разгул страстей или пустить все на самотек, пусть рынок решает чему жить суждено в веках, а чему отправиться на компостную кучу через несколько лет.