Флоксы метельчатый одна из самых горячо любимых отечественными цветоводами культур. На выставках секции Флоксы Клуба "Цветоводы Москвы" всегда аншлаг, что доказывает их всенародную любовь. Причем интересуются как старыми проверенными сортами, так и супер современными сеянцами, еще не прошедшими проверку "на прочность".
С каждым годом на выставках число новейших флоксов возрастает, значительно превышая по количеству выставочных букетов классику.
Классика бессмертна и актуально по сей день. Причем очень много старых сортов, которые по качеству превосходят современные новинки.
Селекции флоксов в мировой истории я касалась в статьях, ранее опубликованных на канале
Сегодня я начинаю цикл статей про выдающиеся флоксы отечественной селекции, потрясающих отечественных селекционерах и их сортах, прошедших проверку временем.
Имя Павла Гавриловича Гаганова неразрывно связано с отечественным флоксоводством. Его сорта заслужили признание цветоводов по всему миру. Карл Форстер глубоко чтил и уважал Павла Гавриловича и считал его труды чрезвычайно успешными, а флоксы неповторимыми и прекрасными.
Так давайте вспомним о выдающемся человеке, подарившем миру шедевры не живописные, а живые, цветущие в садах по всему миру.
Гаганов Павел Гаврилович родился 23 сентября 1904 года в Савельево во Владимирской губернии в крестьянской семье.
В 14 лет уехал в Ростов-на-Дону в реальное училище, позже окончил отделение гидромелиорации Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, где и познакомился со своей будущей женой — Анной Александровой Абросимовой. Именно ей он посвятил флокс «Аня Гаганова» (Анка) с крупными коралловыми цветами.
В браке родилось двое детей, Людмила и Ольга, именами которых также были названы сорта флоксов.
Работал в НИИ «Гидропроект», где занимался анализом топографической специфики для выбора места строительства структурных элементов электростанции, участвовал в строительстве Волжско-Камского каскада и непосредственно в строительстве Волжской ГЭС. Участвовал в решении проблемы спасения осетровых пород рыбы, выступал против механических рыбоподъемников, приводящих к травмам и гибели осетровых, идущих на нерест, предлагал в качестве альтернативы строительство обводных каналов.
Свою профессиональную деятельность Гаганов успешно совмещал со своим хобби - созданием новых сортов флоксов.
В 1930 году семья купила участок в Подмосковной Тарасовке, который стал настоящим полотном, на котором мастер создавал свои шедевры. В своих воспоминаниях он писал, что не просто хочет выводить новые сорта, у него была задача максимум, которую он осуществлял всю жизнь, он хотел украсить всю Россию флоксами, чтобы в каждом деревенском доме было радостно и ярко.
1933 год можно считать годом рождения отечественного флоксоводства, ведь именно тогда Павел Гаврилович начал свою многотрудную работу по выведению новых сортов. Селекционер-любитель, подаривший миру непревзойденные шедевры.
Он сеял тысячи семян от свободного и целенаправленного опыления, выращивал поля сеянцев. Очень внимательно наблюдал за своими сеянцами и лишь немногим давал путь в жизнь, стремясь получить не только красивые и разнообразные по окраске сорта, но и обращая пристальное внимание на форму куста, устойчивость стеблей, окраску листьев и многие другие важные характеристики. Название присваивалось лишь тем флоксам, которые продемонстрировали свое соответствие высоким стандартам Мастера. Все, что он считал важным он заносил в свои селекционные тетради.
Павел Гаврилович был человеком всесторонне развитым и имел много увлечений, что проявилось в разнообразии названий его сортов.
Это и имена его современников сорт «Валентина Гаганова» назван в честь многостаночницы-ткачихи из Вышнего Волочка.
О персонажах русских былин напоминают нам сорта «Садко», «Черномор», «Гусляр», «Руслан», «Снегурочка».
Три богатыря воплотились в прекрасные цветы «Алеша Попович», «Добрыня» и «Илья Муромец».
Многие сорта имеют ассоциативные и метафоричные названия: «Алые Паруса», «Аэлита», «Уральские сказы», «Мичуринец».
В 1935 году на свет появились первые шедевры «Аня Гаганова» с крупными розово-коралловыми цветами и «Дымчатый Коралл» - кораллово-розовый с серовато-дымчатым оттенком по краям лепестков.
В 1936 году появились сорта «Комсомолка» и «Славянка».
В 1937 году были отобраны два сорта «Руслан» и «Успех» - сорт, ставший достойным украшение многих коллекций, без преувеличения народный флокс – известен и любим повсеместно. Обладает всеми качествами идеального сорта: запоминающаяся характерная окраска пурпурно-фиолетовых цветков с белым центром, крупные плотные соцветия, прочные стебли, стройный компактный куст, длительное цветение, отличные здоровье и выносливость, хорошая скорость роста.
В 1938 году свет увидели сорта «Весна», «Любаша», «Сказка», «Таня» и очень яркая глазастая розовая, многим знакомая «Оленька».
В 1939 году появились сорта «Подарок» и «Людмила», а в 1940 году - «Огонек Гаганова» - ярко-огненно-красные цветы с еле заметной штриховатостью и небольшим густо-карминовым глазком, бархатистые.
Великая отечественная война прервала селекционную работу. Лишь в самом конце войны в 1945 году Павел Гаврилович вернулся к любимым флоксам, и были получены сорта «Агафоныч» и «Розовый Районант».
В 1946 году отобраны сорта «Каприз», «Мичуринец» и «Чудесный».
В 1947 году сорта «Гусляр» и «Фиосин» - самый голубой из всех голубеющих сортов, светло-фиолетовый с белым глазком, к вечеру и в пасмурную погоду голубовато-синий, соцветие среднего размера округлое. Куст очень компактный всего 50-55 см высотой.
В 1948 году сорт «Скромная Девушка» теплый нежно-розовый цветок, напоминающий цвет яблони, куст компактный, прочный высотой 60-70 см.
1949 году свет увидели сорта «Пламя» и «Солнышко».
В 1950 отобран дивный яркий флокс «Девушка Подмосковья».
В 1953 году появились серо-фиолетовый с пурпурной крупной звездой в центре «Сумрак». Соцветие большое, плотное, овальное. Высота куста 70-80 см. Цветок не выгорает на солнце.
Флокс «Эдалет» - очень темный, фиолетово-ультрамариновый. В вечернее время переливающийся темно-синий. Куст компактный 60-70 м. Цветок устойчивый к непогоде, не выгорает. Цветет с конца июля до середины сентября.
В тот же год получены непревзойденные дымчатые «Уральские Сказы» - дымчатый, темно-розовый с серовато-белой штриховкой середины. Концы лепестков загнуты вверх. Соцветие большое и плотное. Куст 80 см. Один из самых эффектных дымчатых флоксов.
Павла Гавриловича Гаганова по праву считают родоначальником дымчатых флоксов. Необыкновенные, мерцающие краски обогатили традиционную палитру флоксов, заставили по-новому взглянуть на привычные, знакомые всем цветы, увидеть в них таинственные и загадочные создания.
В 1954 были отобраны сорта «Вдохновение», «Вечерняя Песня», «Улыбка Июля» и один из самых ярких и выдающихся флоксов «Любимец Гаганова» - неповторимый блестяще-кроваво-красный, ровного густого тона, с бархатистыми цветками, не выгорающими на солнце. Истинный шедевр.
В 1956 году получены сорта «Тимур» и «Черномор».
В 1957 году - сорт «Сергей Есенин».
В 1958 году необыкновенно яркий как оранжевый галстук «Иван-Заря».
В том же 1958 году был получен один из самых выдающихся дымчатых темных сортов «Дракон» - совершенно невероятной окраски
В 1963 году были получены непревзойденные сорта «Сиреневое Чудо» с крупными 5 см цветами лавандово-лиловыми с темно-фиолетовой небольшой звездочкой. Соцветие большое, куст мощный 90 см высотой. Вечером темнеет.
Тёмно-фиолетово-синяя, темная как чернила «Тайна», чистого тона. Куст 80-90 см высотой, соцветие высотой 25 см и 20 см шириной. Эффектные гофрированные листья украшают куст.
И непревзойденный белый сорт «Фарфоровый» с плотными как фарфор лепестками, колесовидной формой цветка, ослепительно белого цвета с элегантной розовой трубочкой.
В 1967 году появился один из последних сортов Гаганова «Октябрь» - огненно-оранжево-красный ровного чистого яркого тона с карминным глазком, не выгорает. Соцветие огромное 35х35 см и очень плотное при высоте 50-60 см. Средне-позднего срока цветения. Истинный шедевр!
В период до 1972 года (точная дата неизвестна) появился один из самых темных, пронзительно синий флокс, получивший название «Синеющий Гаганова» - густого лилового тона с легким посветлением в центре и темным колечком, при вечернем освещении пронзительно синий. Сорт обладает очень компактной формой куста высотой 70 см.
Задача получить особенно крупноцветковый флокс всегда привлекает селекционеров, однако здесь есть определенные трудности. Гигантские цветки должны иметь достаточно плотную фактуру лепестков и короткую трубку, чтобы соцветия не разваливались от дождя и росы. Сиренево-розовая «Славянка» и «Сиреневое Чудо» днем сиреневое, ровного тона и голубоватое вечером при диаметре цветка в 5 см удовлетворяют этим требованиям полностью и стойко переносят погодные неприятности.
За свою творческую жизнь Павел Гаврилович создал около двухсот сортов флоксов, среди которых многие превосходят европейские сорта, отличаясь высокой адаптацией к российским природным условиям (от центрально-чернозёмного района до Дальнего Востока). Проводил работы по влиянию снежного покрова на выживаемость ростков флоксов, получивших отражение и публикации в научных журналах и написал книгу, посвященную его любимым флоксам, которая безусловно является и по сей день настольной книгой каждого флоксомана.
Каждый сорт Гаганова - это настоящее произведение искусства, соединившее в себе мастерство селекционера и чудо природы. Гагановские сорта — это наше национальное достояние.
К сожалению, судьба коллекции Павла Гариловича Гаганова не слишком радостная, по словам его внучки, Елены Грошавень "национальное достояние в никуда..."
В 1972 году Павла Гавриловича Гаганова не стало. После смерти селекционера, его супруга решила передать всю коллекцию вместе с новыми сеянцами в ГБС им. Цицина и на ВДНХ. Оттуда все сорта были направлены в городское озеленение без указания сортов. Спустя годы в ГБС им. Цицина пришла Лиля Полякова, которая попыталась навести порядок в коллекции по журналам, нашла сорта в ботанических садах за Уралом. Но, как не печально, сохранилось далеко не все.
Флоксы Павла Гавриловича желанны в любой коллекции, за ними охотятся, их ищут, а найдя берегут. Низкий поклон Репреву Юрия Юндреевичу, другу и последователю Гаганова и всем коллекционерам и цветоводам, получавшим от Гаганова его дивные флоксы и сохранившим их для потомков.
Каждый раз глядя на непревзойденные флоксы Гаганова я испытываю огромную гордость за причастность к этой красоте, ведь по воспоминаниям друзей Павел Гаврилович говорил:
Мои флоксы не хуже, а намного лучше иностранцев-флоксов, которых у меня в саду нет с 1939 года. К тому же мои сорта обладают большим преимуществом перед иностранными флоксами. Они хорошо приспосолены к местным почвенно-климатическим условиям и совершенно зимостойки.
При подготовке были использованы материалы каталогов секции "Флоксы" Клуба "Цветоводы Москвы". Я от души благодарю моих коллег по секции за оказанную консультационную помощь - председателя секции "Флоксы" Дорохову Елену Михайловна, главного эксперта секции Шевлякову Ольгу Борисовну, посвятившую свою жизнь флоксам и изучению уникальных Гагановских сортов и куратору коллекции флоксов Ботанического сада МГУ им. М.В. Ломоносова члену секции Матвееву Игорю Викторовичу.