Вы наверняка не раз попадали в ситуацию, когда возник спор, надо разрешить конфликтную ситуацию, договориться о чем-то. При этом два человека упорно стоят на своей точке зрения, не хотят понимать, что думает, чувствует оппонент. Худший вариант – взаимные обвинения, переход на личности, негативная критика. В итоге вы не понимаете человека, а он вас, вопрос остается нерешенным, оба недовольны.
Ведение переговоров – это искусство. В первую очередь, надо научиться понимать другого человека, учитывать его внутренний мир, потребности, цели. Это сложно, так как внешние реакции не всегда совпадают с внутренними. Тем не менее нет ничего невозможного. Есть техники, приемы, помогающие научиться понимать картину мира другого человека и использовать это для эффективных переговоров.
Научитесь слушать
Как вы общаетесь с другими людьми? Возможно, вы часто перебиваете, даже не замечаете этого. Вам хочется побыстрее высказать промелькнувшую мысль, но ведь собеседник еще не закончил свою. В итоге вы пропускаете то, что он хотел сказать. Искусству слушать и слышать надо учиться. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Даже если у вас промелькнула важная, на ваш взгляд мысль, остановитесь, дослушайте. Поверьте, собеседник оценит ваше внимание.
Смените фокус внимания
Допустим, собеседник вам неприятен или вы категорически с ним не согласны. Вам кажется, что вы совершенно разные. Его точка зрения вас возмущает, вам сложно молчать, держать себя в руках. Выдохните. Попробуйте сосредоточиться не там том, в чем вы отличаетесь, а на вещах, в которых вы схожи. Что у вас есть общее? Возможно, вы ровесники, ходили в одну школу, читаете схожую литературу, у вас похожие политические взгляды, вы оба любите собак – вариантов множество. Обнаружив, что у вас есть нечто схожее, вам легче сблизиться, понять человека.
Как человек воспринимает мир?
Один предпочитает больше слушать – он аудиал, другой легче воспринимает визуальную информацию, третий общается, используя тактильные методы (прикосновения), жесты, движения – он кинестетик. Обратите внимание, какие слова человек использует в разговоре:
– я услышал, было громко, мне неприятно это слышать, ты странно говоришь – аудиал;
– я увидел, что это хорошо, там было красиво, такое яркое впечатление – визуал;
– мне неуютно, сегодня холодно, в этой комнате неуютно – кинестетик.
Знание систем восприятия помогает не только понять человека, но и использовать их при общении. Например, говоря с аудиалом вы больше используете фразы, связанные со слушанием. Если человек визуал, говорите на его языке и пытаетесь представить, как он воспринимает мир в картинках. Кинестетик больше ориентируется на чувства и ощущения. Попробуйте представить, что он чувствует.
Культурные различия и социальные различия
Люди, воспитанные в одной культурной или социальной среде, будут иметь больше схожих взглядов. Но, предположим, вы из благополучной среды, ваш собеседник имеет низкий доход. Вы пытаетесь рассказать ему, как здорово путешествовать, иметь классную машину. Но человек вас не поймет, он может разозлиться, расстроиться. Попробуйте посмотреть на мир его глазами. А что ему интересно? О чем он переживает, думает?
Постарайтесь не использовать оценочные суждения
Спросите себя: «А почему этот человек мыслит именно таким образом? Почему он считает, что его взгляд правильный? Нет ли в его высказываниях разумной мысли?». Когда мы оцениваем другого человека со своей точки зрения, мы не даем себе возможности увидеть иную перспективу. А ведь точка зрения другого человека может дать нам интересные идеи, помогает посмотреть на проблему с другой стороны.
Какова цель?
Какие цели вы оба преследуете во время переговоров? Правильно ли вы понимаете цель другого человека? Чтобы это понять, полезно задавать уточняющие вопросы. Если ваши цели отличаются, вы не сможете договориться. Чтобы прийти к общему решению, важно найти общую цель.
Задавайте вопросы
Мы не всегда точно понимаем, что имел в виду другой человек. Не бойтесь переспрашивать. Это не говорит о вашей некомпетентности. Наоборот, оппонент видит, что вы заинтересованы в диалоге. Не поняли – спросите. Не знаете значение слова – уточните.
– Правильно ли я понял?
– Уточни, пожалуйста, этот момент.
– Мне важно знать, что ты имеешь в виду.
– Мне немного непонятен этот вопрос, давай вернемся к нему.
Вы разные – и это замечательно
Нет людей с полностью похожими взглядами, привычками, установками и убеждениями. Ищите то, что в человеке является интересным, привлекательным, любопытным. Обращайтесь к чертам личности, которые вас притягивают. Это не значит, что надо игнорировать плохое, например, если человек хамит. Но обращаясь к положительной стороне личности, вы быстрее сможете достучаться до него.
Невозможно понять каждого человека. Всегда будут те, с кем вы не сможете найти общий язык, и это нормально. Тем не менее сначала стоит попытаться узнать человека, не судить о нем по первому впечатлению или неудавшимся переговорам. Вы не подстраиваетесь, не занимаете более слабую позицию, а ищите то, что поможет вам найти общий язык, успешно решить вопрос, договориться.
А вы учитываете картину мира другого человека или жестко стоите на своем? Какие тактики применяете при попытках договориться?
Ваш психолог, Сорокина-Чеченева Полина
Помогаю при психосоматике, тревоге, депрессии, панических атаках, проблемах в отношениях, РПП и др. ситуациях
Записаться на консультацию можно здесь или по телефону 89680629696
Подписывайтесь на мой ТГ канал
Там публикую информацию из личного и профессионального опыта
#психолог
#переговоры
#конфликт
#общение
#отношения
#карьера