Найти в Дзене

Истории на каждый день: 4 декабря в классической музыке

Концерт Чайковского назвали музыкой, которую «можно услышать по запаху». Сочинение, сначала освистанное в Вене, покорило весь мир и стало визитной карточкой русского романтизма. Как «неиграбельный» концерт Чайковского прорвался на сцену: венская премьера со скандалом Адольф Бродский исполняет Скрипичный концерт Чайковского. 4 декабря 1881 года в Вене, в Золотом зале Музикферайна, публику ждёт рискованная премьера. В программе третьего абонементного концерта Венского филармонического оркестра под управлением Ганса Рихтера — новый Скрипичный концерт ре мажор Петра Чайковского. Солировать будет русский скрипач Адольф Бродский, который решился сыграть сочинение, уже успевшее прослыть «неудобным» и «слишком русским». Концерт, который сочли «неиграбельным» Пётр Ильич Чайковский за работой над Скрипичным концертом ре мажор. Чайковский сочинил этот концерт ещё в 1878 году на берегу Женевского озера, в швейцарском Кларене. Он скрывался там от последствий своего катастрофического брака и тяжёлой
Оглавление
Концерт Чайковского назвали музыкой, которую «можно услышать по запаху». Сочинение, сначала освистанное в Вене, покорило весь мир и стало визитной карточкой русского романтизма.

Как «неиграбельный» концерт Чайковского прорвался на сцену: венская премьера со скандалом

Адольф Бродский исполняет Скрипичный концерт Чайковского.
Адольф Бродский исполняет Скрипичный концерт Чайковского.

4 декабря 1881 года в Вене, в Золотом зале Музикферайна, публику ждёт рискованная премьера. В программе третьего абонементного концерта Венского филармонического оркестра под управлением Ганса Рихтера — новый Скрипичный концерт ре мажор Петра Чайковского. Солировать будет русский скрипач Адольф Бродский, который решился сыграть сочинение, уже успевшее прослыть «неудобным» и «слишком русским».

Концерт, который сочли «неиграбельным»

Пётр Ильич Чайковский за работой над Скрипичным концертом ре мажор.
Пётр Ильич Чайковский за работой над Скрипичным концертом ре мажор.

Чайковский сочинил этот концерт ещё в 1878 году на берегу Женевского озера, в швейцарском Кларене. Он скрывался там от последствий своего катастрофического брака и тяжёлой депрессии. Компанию ему составлял молодой скрипач Иосиф Котек: они играли свежую тогда «Испанскую симфонию» Эдуара Лало, и от её лёгкости и «перчинки» родилась идея собственного скрипичного концерта.

Готовое сочинение Чайковский сначала посвятил звезде русской скрипки Леопольду Ауэру. Но тот отказался: посчитал многие пассажи «неудобными для инструмента» и фактически объявил концерт «неиграбельным». Обиженный композитор снял посвящение — и рукопись несколько лет лежала без премьеры, обрастая дурной славой.

Упрямство Адольфа Бродского

Адольф Давидович Бродский, 1851–1929 гг.
Адольф Давидович Бродский, 1851–1929 гг.

Бродский был из тех, кто не боится репутаций. Бывший профессор Московской консерватории, воспитанный в строгой венской школе, он увидел в «неудобном» концерте шанс сказать новое слово — и просто сел его учить. Ни уговоры коллег, ни истории про «провалится — погубишь карьеру» его не остановили.

Условий для триумфа тоже не было: с филармоническим оркестром провели всего одну репетицию, музыканты ворчали на непривычные ритмы и густую оркестровку. Но после венского концерта Чайковский окончательно отказался от посвящения Ауэру и переписал его: теперь на титуле стояло «À Monsieur Adolphe Brodsky». Это было немое признание: именно Бродский спас концерт.

Когда перо Ганслика перебило оркестр

Эдуарда Ганслика, 1825–1904 гг.
Эдуарда Ганслика, 1825–1904 гг.

Публика в Вене была не единодушна: часть зала горячо аплодировала, часть — недоумённо шепталась. А на следующий день концерт попал под огонь самого влиятельного критика города — Эдуарда Ганслика. В рецензии для газеты Neue Freie Presse он называл сочинение затянутым и тяжеловесным, финал сравнивал с грубым ярмарочным разгулом и язвительно писал, что это «музыка, которую, кажется, можно услышать даже по запаху».

Для Чайковского эти строки стали ударом: по воспоминаниям близких, он не мог забыть эту рецензию и нередко цитировал её по памяти, словно мучительную арию самообвинения. Концерт, в который он вложил надежду и боль последних лет, публично выставили чем-то на грани дурного вкуса.

Как скандал превратился в классику

Московский концертный зал конца XIX века.
Московский концертный зал конца XIX века.

Но история не закончилась венским скандалом. Уже в 1882 году Бродский играет концерт в других городах Европы и в Москве — и там сочинение встречают совсем иначе: с восторгом и овациями. Постепенно «провальный» опус превращается в один из самых любимых скрипичных концертов публики и музыкантов, а слова Ганслика остаются в памяти скорее как курьёз.

Сегодня Скрипичный концерт ре мажор — визитная карточка русского романтизма и обязательный экзамен для любой большой скрипичной карьеры. И каждый раз, когда солист выходит с ним на сцену, в подтексте звучит история одного вечера: как 4 декабря 1881 года упрямый скрипач Адольф Бродский рискнул всем — и подарил миру музыку, которую сначала обругали, а потом полюбили навсегда.

А ещё в этот день...

Андре Кампра: как сын итальянского хирурга стал законодателем музыки Версаля

Андре Кампра, 1660–1744 гг.
Андре Кампра, 1660–1744 гг.

4 декабря 1660 года в Экс-ан-Провансе был крещён Андре Кампра — будущий законодатель музыкальной моды Версаля. Его путь начался в семье итальянского хирурга и музыканта, который и дал сыну первые уроки. Талантливый мальчик пел в церковном хоре, но пылкий характер и тяга к творческой свободе уже тогда отличали его от пути послушного клирика.

Сделав карьеру церковного регента, Кампра достиг вершины — поста мастера капеллы собора Парижской Богоматери. Однако и здесь его новаторский дух взял верх: он осмелился вводить в строгое богослужение «мирские» скрипки, чем навлёк на себя недовольство начальства и обратил взгляд к театру.

Смелый уход со службы открыл новую эру. Кампра снискал славу создателя изысканных опер-балетов, таких как «Галантная Европа» и «Венецианский карнавал». Он стал главным театральным композитором эпохи между Люлли и Рамо, превратившись из провинциала в подлинного законодателя вкусов блестящего версальского двора.

Как сын ткача привёз контрабас в оперу: день рождения Мишеля Монтеклера

Мишель Монтеклер, 1667–1737 гг.
Мишель Монтеклер, 1667–1737 гг.

4 декабря 1667 года в Андело рождается Мишель Пиньоле де Монтеклер — сын бедного ткача, которому по всем признакам светила та же ремесленная жизнь. Спасением становится хоровая школа: в девять лет мальчика берут в церковный хор, и вместо стука ткачевого станка его миром становятся ладьи, псалмы и первые уроки музыки.

К двадцати годам Монтеклер уже в Парижской опере. Он играет на низком смычковом басу и, по воспоминаниям и исследованиям, именно с его именем часто связывают появление во Франции контрабаса, привезённого из Италии. Для парижской публики это был новый, неожиданный звук: глубокий гул в оркестровой яме, который делал барочные спектакли плотнее и драматичнее.

Позже Монтеклер становится не только оркестрантом, но и композитором и педагогом: он пишет выразительные кантаты, оперу «Иевфай», создаёт учебные сборники, в которых по-новому объясняет французский стиль. Его музыка звучит реже, чем у громких соседей вроде Люлли и Рамо, но именно этот «сын ткача» незаметно изменил звучание французского барокко, добавив ему тяжёлое, живое дыхание баса.

Как болонский виолончелист придумал музыку больших праздников: день памяти Петронио Франческини

Петронио Франческини, 1651–1680 гг.
Петронио Франческини, 1651–1680 гг.

4 декабря 1680 года в зимней Венеции умирает всего в двадцать девять лет почти никому не известный сегодня композитор Петронио Франческини. Он не оставил после себя скандальных историй и мемуаров — только музыку, которая до сих пор звучит на рождественских и фестивальных концертах.

Когда-то Франческини был главным виолончелистом базилики Сан-Петронио в Болонье. Для огромного храма с его торжественными богослужениями он пишет сонаты, в которых по-новому выводит вперёд звучание медных инструментов. Его соната ре мажор для двух труб и струнных становится образцом праздничной музыки: трубы перекликаются, словно колокола, а струнные держат размеренный, почти процесссионный шаг.

Незадолго до смерти Франческини приглашают в Венецию, в театр Сан-Джованни э Паоло, писать оперы. Там он заболевает и умирает, не успев закончить партитуру «Дионисо, или Добродетель, торжествующая над пороком» — оперу допишет композитор Джованни Доменико Партенио. Но сонаты юного болонского маэстро живут своей жизнью: каждый раз, когда в старинном соборе трубачи берут высокий ре, будто заново возвращается музыкант, придумавший, как должна звучать большая церковная радость.

День, когда родился композитор, которого играют все дети: Фридрих Бургмюллер

Фридрих Бургмюллер, 1806–1847 гг.
Фридрих Бургмюллер, 1806–1847 гг.

4 декабря 1806 года в Регенсбурге рождается мальчик, с которым позже познакомится почти каждый ученик музыкальной школы. Его зовут Фридрих Бургмюллер. Он растёт в музыкальной семье, рано берётся за фортепиано, а потом переезжает в Париж, где пишет салонные пьесы и балетную музыку — но настоящую славу ему принесёт не театр.

Сегодня имя Бургмюллера знают по циклу «25 лёгких и прогрессивных этюдов» op. 100. В каждом этюде — маленький характер: «Арабеска», «Невинность», «Ласточка». Эти миниатюры придумывали как учебные, но они пережили и парижские салоны, и весь XIX век. Для тысяч детей по всему миру именно Бургмюллер становится первым композитором, которого они играют сами — и его тихий день рождения продолжается в каждом старательном детском звуке.

Когда лавочник стал голосом Новой Англии: смерть Дэниэла Рида

Дэниэл Рид, 1757–1836 гг.
Дэниэл Рид, 1757–1836 гг.

4 декабря 1836 года в Нью-Хейвене умирает Дэниэл Рид — хозяин скромной лавки и один из первых американских композиторов. Он писал простые, но цепкие гимны для приходских хоров и певческих обществ Новой Англии: те же мелодии звучали и на репетициях, и на воскресных богослужениях, а потом их напевали уже по дороге домой.

Его сборник The American Singing Book стал музыкальным бестселлером Новой Англии: самоучка Рид оказался третьим американским композитором, издавшим собственный авторский сборник. Мелодии вроде гимна «Sherburne» до сих пор звучат в старинной американской традиции общинного пения «Sacred Harp» — когда десятки людей собираются и поют гимны а капелла, без сцены и слушателей. Рид не получил академического образования, но именно он помог ранней американской музыке обрести свой голос.

А какая история из этого выпуска произвела на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях.

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #ПётрЧайковский #АдольфБродский #ЭдуардГанслик #АндреКампра #МишельМонтеклер #Петронио Франческини #Фридрих Бургмюллер #ДэниэлРид

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.