Найти в Дзене

Истории на каждый день: 3 декабря в классической музыке

Без неё не было бы того Баха, которого мы знаем. История о том, как придворная певица Анна Магдалена стала невидимым соавтором баховского наследия. Как придворная певица стала сердцем дома Баха: день свадьбы Анны Магдалены Анна Магдалена Вильке и Иоганн Себастьян Бах. 3 декабря 1721 года в Кётене состоялась тихая домашняя свадьба. Придворная певица Анна Магдалена Вильке вышла замуж за вдовца, капельмейстера Иоганна Себастьяна Баха. Из-за запрета на венчания в церкви в период Адвента перед Рождеством они обвенчались дома — по особому разрешению князя Леопольда. Для Баха этот брак стал спасением. Годом ранее он потерял первую жену, Марию Барбару, и остался один с четырьмя маленькими детьми. Ему остро нужна была не просто хозяйка, а родственная душа, способная понять его мир. Придворная певица, а не «скромная невеста» Анна Магдалена Вильке на придворной сцене в Кётене. Анна Магдалена приходит в этот дом уже сложившейся артисткой. Она выросла в музыкальной семье, её отец — придворный труба
Оглавление
Без неё не было бы того Баха, которого мы знаем. История о том, как придворная певица Анна Магдалена стала невидимым соавтором баховского наследия.

Как придворная певица стала сердцем дома Баха: день свадьбы Анны Магдалены

Анна Магдалена Вильке и Иоганн Себастьян Бах.
Анна Магдалена Вильке и Иоганн Себастьян Бах.

3 декабря 1721 года в Кётене состоялась тихая домашняя свадьба. Придворная певица Анна Магдалена Вильке вышла замуж за вдовца, капельмейстера Иоганна Себастьяна Баха. Из-за запрета на венчания в церкви в период Адвента перед Рождеством они обвенчались дома — по особому разрешению князя Леопольда.

Для Баха этот брак стал спасением. Годом ранее он потерял первую жену, Марию Барбару, и остался один с четырьмя маленькими детьми. Ему остро нужна была не просто хозяйка, а родственная душа, способная понять его мир.

Придворная певица, а не «скромная невеста»

Анна Магдалена Вильке на придворной сцене в Кётене.
Анна Магдалена Вильке на придворной сцене в Кётене.

Анна Магдалена приходит в этот дом уже сложившейся артисткой. Она выросла в музыкальной семье, её отец — придворный трубач, сама она поёт при дворе и получает жалованье как профессиональная певица. У неё есть должность, опыт сцены и уважение коллег.

В день свадьбы они соединяют не только судьбы, но и рабочие дни: репетиции, придворные концерты, уроки. Бах получает не только жену, но и коллегу, которая может встать рядом с ним на сцене.

Дом, который жил музыкой

Дом, в котором каждый день звучит как репетиция семейного оркестра.
Дом, в котором каждый день звучит как репетиция семейного оркестра.

После свадьбы Анна Магдалена помогает мужу: принимает учеников, переписывает партии, ведёт хозяйство большой семьи. Их дом превращается в мастерскую, где с утра до вечера звучат упражнения, хоралы и новые сочинения.

Анна Магдалена становится хранительницей знаменитых «нотных тетрадей Анны Магдалены Бах» — домашних альбомов с пьесами для занятий и семейного музицирования. В тетрадях рядом живут менуэты, арии, хоралы, а главное — слышен живой голос баховского дома.

Невидимая соавторка семейного наследия

Анна Магдалена Бах — хранительница баховских рукописей.
Анна Магдалена Бах — хранительница баховских рукописей.

До нас дошло немало партий и сборников, переписанных Анной Магдаленой. Её почерк хранит не только музыку мужа, но и сочинения других авторов — она тихий редактор семейной библиотеки. Позднее появятся гипотезы, что она могла сочинять сама; твёрдых доказательств нет, но ясно одно: без её труда значительная часть баховского наследия не дошла бы до нашего времени.

Та зимняя кётенская свадьба стала моментом, когда музыкальный род Бахов получил новое продолжение. В доме, который вела Анна Магдалена, учились и работали дети-музыканты Иоганна Себастьяна. Знаменитые «нотные тетради Анны Магдалены Бах», которые она хранила и частично переписывала своей рукой, стали домашним архивом семьи. Каждая нота в этих тетрадях — след той совместной жизни, когда две судьбы соединились, чтобы дать миру ещё больше музыки.

А ещё в этот день...

Родился человек, придумавший голос скрипки: Николо Амати

Николо Амати, 1596–1684 гг.
Николо Амати, 1596–1684 гг.

3 декабря 1596 года в итальянской Кремоне родился Николо Амати — мастер, придавший привычный нам облик и тембр скрипке. Пока композиторы сочиняли ноты, он вытачивал из дерева форму инструмента, способную звучать как живой голос.

Семья Амати несколько поколений делала скрипки, но именно Николо начал эксперименты: расширил корпус, изменил изгибы, добился более полнозвучного, но послушного тона. Его инструменты ценят за сочетание силы и мягкости.

Учениками Амати считают Андреа Гварнери, Антонио Страдивари и других мастеров кремонской школы. Каждый раз, когда в оркестре вступают скрипки, за их звучанием стоит и эта мастерская четырёхсотлетней давности — тихий, но важный вклад в историю музыки.

День, когда замолчал голос, который слушала Екатерина II: Елизавета Сандунова

Елизавета Семёновна Сандунова, 1772–1826 гг.
Елизавета Семёновна Сандунова, 1772–1826 гг.

3 декабря 1826 года в Москве умирает Елизавета Сандунова — звезда русского театра. В конце XVIII века она блистала на сцене, брала уроки у Паизиелло и Мартина-и-Солера.

Когда влиятельный вельможа попытался помешать её браку с актёром Силой Сандуновым, Елизавета во время спектакля прямо со сцены обратилась за защитой к Екатерине II. Императрица поддержала актрису и позволила венчание — с этого момента история их любви и фамилия Сандуновых стали легендой и позже дали имя знаменитым баням.

Её талант стал оружием и в Отечественную войну 1812 года. На одном из спектаклей Сандунова прервала привычную арию и вместо неё запела о генералах-героях — Витгенштейне, Тормасове, Кульневе. Зал ответил ей криками «ура» и слезами.

От домашнего пианино до Второй венской школы: день рождения Антона Веберна

Антон Веберн, 1883–1945 гг.
Антон Веберн, 1883–1945 гг.

3 декабря 1883 года в Вене в семье австрийского чиновника и горного инженера рождается мальчик Антон Веберн. Дома он играет на пианино с матерью, осваивает виолончель и поёт в хоре — музыка входит в его жизнь естественно, как родной язык.

Учёба в Вене приводит Веберна к композитору Арнольду Шёнбергу. Вместе с ним и Альбаном Бергом он создаёт круг, который позже назовут Второй венской школой. Веберн идёт дальше своих друзей: его миниатюры для оркестра и камерных ансамблей длятся всего несколько минут, но в них — предельная концентрация смысла и работа с двенадцатитоновой техникой.

При жизни почти незаметный для широкой публики, после войны Веберн становится кумиром молодых композиторов. Его музыка, где буквально каждая нота на счету, показывает, как можно говорить о XX веке вполголоса — и всё равно менять направление музыкальной истории.

Лев Книппер: композитор, чью главную песню народ забрал себе

Лев Книппер, 1898–1974 гг.
Лев Книппер, 1898–1974 гг.

3 декабря 1898 года родился человек, чьё главное творение стало народным достоянием. Лев Книппер — племянник знаменитой актрисы Ольги Книппер-Чеховой — прошёл через Гражданскую войну и эмиграцию, став композитором новой советской эпохи. Он искал музыкальный язык для страны, объезжая её с фольклорными экспедициями и работая с армейскими оркестрами и ансамблями.

Его стиль — удивительный сплав: маршевая энергетика соседствовала с проникновенной лирикой. Но вершиной стала песня «Полюшко-поле», написанная в 1933 году на стихи Виктора Гусева. Её сокровенная, широкая мелодия, вошедшая в его Четвёртую симфонию, мгновенно ушла в народ.

И случилось невероятное: песню, звучавшую на парадах и в кино, страна приняла за подлинно народную. Имя Книппера стёрлось. Так личная судьба сложного, противоречивого композитора растворилась в памяти миллионов, подарив им неувядаемый символ эпохи.

Нино Рота: как мальчик из Милана подарил голос «Крёстному отцу»

Нино Рота, 1911–1979 гг.
Нино Рота, 1911–1979 гг.

3 декабря 1911 года в Милане рождается Джованни (Нино) Рота — мальчик, который в одиннадцать уже пишет ораторию «Детство святого Иоанна Крестителя», звучащую в Милане и Париже. Он растёт в музыкальной семье, где мать-пианистка с детства сажает сына за нотный стан.

Юный Рота проходит школу консерваторий Милана и Рима, изучает контрапункт и мастеров прошлого. За океаном, в институте Куртис, его поддерживает Артуро Тосканини: из вундеркинда вырастает серьёзный композитор.

Сегодня имя Нино Роты вспоминают по мелодиям к фильмам Федерико Феллини и по теме из «Крёстного отца». Но за кадром остаются его оперы, балеты, концерты и духовная музыка. В этот зимний день родился человек, который подарил кино музыку, звучащую как большая симфония.

А какая история из этого выпуска произвела на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях.

#КлассическаяМузыка #ИоганнСебастьянБах #АннаМагдаленаБах #НиколаАмати #Сандунова #АнтонВеберн #ЛевКниппер #НиноРоте

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.