Без неё не было бы того Баха, которого мы знаем. История о том, как придворная певица Анна Магдалена стала невидимым соавтором баховского наследия.
Как придворная певица стала сердцем дома Баха: день свадьбы Анны Магдалены
3 декабря 1721 года в Кётене состоялась тихая домашняя свадьба. Придворная певица Анна Магдалена Вильке вышла замуж за вдовца, капельмейстера Иоганна Себастьяна Баха. Из-за запрета на венчания в церкви в период Адвента перед Рождеством они обвенчались дома — по особому разрешению князя Леопольда.
Для Баха этот брак стал спасением. Годом ранее он потерял первую жену, Марию Барбару, и остался один с четырьмя маленькими детьми. Ему остро нужна была не просто хозяйка, а родственная душа, способная понять его мир.
Придворная певица, а не «скромная невеста»
Анна Магдалена приходит в этот дом уже сложившейся артисткой. Она выросла в музыкальной семье, её отец — придворный трубач, сама она поёт при дворе и получает жалованье как профессиональная певица. У неё есть должность, опыт сцены и уважение коллег.
В день свадьбы они соединяют не только судьбы, но и рабочие дни: репетиции, придворные концерты, уроки. Бах получает не только жену, но и коллегу, которая может встать рядом с ним на сцене.
Дом, который жил музыкой
После свадьбы Анна Магдалена помогает мужу: принимает учеников, переписывает партии, ведёт хозяйство большой семьи. Их дом превращается в мастерскую, где с утра до вечера звучат упражнения, хоралы и новые сочинения.
Анна Магдалена становится хранительницей знаменитых «нотных тетрадей Анны Магдалены Бах» — домашних альбомов с пьесами для занятий и семейного музицирования. В тетрадях рядом живут менуэты, арии, хоралы, а главное — слышен живой голос баховского дома.
Невидимая соавторка семейного наследия
До нас дошло немало партий и сборников, переписанных Анной Магдаленой. Её почерк хранит не только музыку мужа, но и сочинения других авторов — она тихий редактор семейной библиотеки. Позднее появятся гипотезы, что она могла сочинять сама; твёрдых доказательств нет, но ясно одно: без её труда значительная часть баховского наследия не дошла бы до нашего времени.
Та зимняя кётенская свадьба стала моментом, когда музыкальный род Бахов получил новое продолжение. В доме, который вела Анна Магдалена, учились и работали дети-музыканты Иоганна Себастьяна. Знаменитые «нотные тетради Анны Магдалены Бах», которые она хранила и частично переписывала своей рукой, стали домашним архивом семьи. Каждая нота в этих тетрадях — след той совместной жизни, когда две судьбы соединились, чтобы дать миру ещё больше музыки.
А ещё в этот день...
Родился человек, придумавший голос скрипки: Николо Амати
3 декабря 1596 года в итальянской Кремоне родился Николо Амати — мастер, придавший привычный нам облик и тембр скрипке. Пока композиторы сочиняли ноты, он вытачивал из дерева форму инструмента, способную звучать как живой голос.
Семья Амати несколько поколений делала скрипки, но именно Николо начал эксперименты: расширил корпус, изменил изгибы, добился более полнозвучного, но послушного тона. Его инструменты ценят за сочетание силы и мягкости.
Учениками Амати считают Андреа Гварнери, Антонио Страдивари и других мастеров кремонской школы. Каждый раз, когда в оркестре вступают скрипки, за их звучанием стоит и эта мастерская четырёхсотлетней давности — тихий, но важный вклад в историю музыки.
День, когда замолчал голос, который слушала Екатерина II: Елизавета Сандунова
3 декабря 1826 года в Москве умирает Елизавета Сандунова — звезда русского театра. В конце XVIII века она блистала на сцене, брала уроки у Паизиелло и Мартина-и-Солера.
Когда влиятельный вельможа попытался помешать её браку с актёром Силой Сандуновым, Елизавета во время спектакля прямо со сцены обратилась за защитой к Екатерине II. Императрица поддержала актрису и позволила венчание — с этого момента история их любви и фамилия Сандуновых стали легендой и позже дали имя знаменитым баням.
Её талант стал оружием и в Отечественную войну 1812 года. На одном из спектаклей Сандунова прервала привычную арию и вместо неё запела о генералах-героях — Витгенштейне, Тормасове, Кульневе. Зал ответил ей криками «ура» и слезами.
От домашнего пианино до Второй венской школы: день рождения Антона Веберна
3 декабря 1883 года в Вене в семье австрийского чиновника и горного инженера рождается мальчик Антон Веберн. Дома он играет на пианино с матерью, осваивает виолончель и поёт в хоре — музыка входит в его жизнь естественно, как родной язык.
Учёба в Вене приводит Веберна к композитору Арнольду Шёнбергу. Вместе с ним и Альбаном Бергом он создаёт круг, который позже назовут Второй венской школой. Веберн идёт дальше своих друзей: его миниатюры для оркестра и камерных ансамблей длятся всего несколько минут, но в них — предельная концентрация смысла и работа с двенадцатитоновой техникой.
При жизни почти незаметный для широкой публики, после войны Веберн становится кумиром молодых композиторов. Его музыка, где буквально каждая нота на счету, показывает, как можно говорить о XX веке вполголоса — и всё равно менять направление музыкальной истории.
Лев Книппер: композитор, чью главную песню народ забрал себе
3 декабря 1898 года родился человек, чьё главное творение стало народным достоянием. Лев Книппер — племянник знаменитой актрисы Ольги Книппер-Чеховой — прошёл через Гражданскую войну и эмиграцию, став композитором новой советской эпохи. Он искал музыкальный язык для страны, объезжая её с фольклорными экспедициями и работая с армейскими оркестрами и ансамблями.
Его стиль — удивительный сплав: маршевая энергетика соседствовала с проникновенной лирикой. Но вершиной стала песня «Полюшко-поле», написанная в 1933 году на стихи Виктора Гусева. Её сокровенная, широкая мелодия, вошедшая в его Четвёртую симфонию, мгновенно ушла в народ.
И случилось невероятное: песню, звучавшую на парадах и в кино, страна приняла за подлинно народную. Имя Книппера стёрлось. Так личная судьба сложного, противоречивого композитора растворилась в памяти миллионов, подарив им неувядаемый символ эпохи.
Нино Рота: как мальчик из Милана подарил голос «Крёстному отцу»
3 декабря 1911 года в Милане рождается Джованни (Нино) Рота — мальчик, который в одиннадцать уже пишет ораторию «Детство святого Иоанна Крестителя», звучащую в Милане и Париже. Он растёт в музыкальной семье, где мать-пианистка с детства сажает сына за нотный стан.
Юный Рота проходит школу консерваторий Милана и Рима, изучает контрапункт и мастеров прошлого. За океаном, в институте Куртис, его поддерживает Артуро Тосканини: из вундеркинда вырастает серьёзный композитор.
Сегодня имя Нино Роты вспоминают по мелодиям к фильмам Федерико Феллини и по теме из «Крёстного отца». Но за кадром остаются его оперы, балеты, концерты и духовная музыка. В этот зимний день родился человек, который подарил кино музыку, звучащую как большая симфония.
А какая история из этого выпуска произвела на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях.
#КлассическаяМузыка #ИоганнСебастьянБах #АннаМагдаленаБах #НиколаАмати #Сандунова #АнтонВеберн #ЛевКниппер #НиноРоте
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.