Для одной из главных знаменитостей советского кино Елены Прокловой мелодрама «Будь счастлива, Юлия!» (1983) оказалась не слишком заметной работой. Картину снимали в Молдавии на республиканской киностудии «Молдова-фильм», в широком прокате она не была, и даже в год выхода о фильме узнали не так много зрителей. Между тем,
по мнению некоторых критиков, Елена Проклова тут сыграла одну из самых проникновенных и трогательных ролей, ведь её героине предстоял очень непростой, буквально уничтожающий её выбор.
Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!
В Молдавию актрису пригласил режиссёр Якоб Бургиу, в кино работавший с середины шестидесятых. Бургиу снимал и художественные, и документальные ленты, и именно последним отдавал предпочтение большую часть кинокарьеры.
«Будь счастлива, Юлия!» — это его последняя художественная картина, в последующем он окончательно переключился на неигровое кино.
Занятно, что для сценариста Андрея Бурака мелодрама была, напротив, дебютом в кино, но она же осталась его единственной сценарной работой.
Партнёром Елена Прокловой (и экранным супругом) стал Михай Волонтир, который уже не раз снимался у Якоба Бургиу. Имя молдаванина Михая Волонтира тогда было на слуху благодаря его участию в приключенческой дилогии о десантниках «В зоне особого внимания» (1978) и «Ответный ход» (1981) и, конечно же роли цыгана Будулая в телефильме «Цыган» (1980). Интересный факт: по сюжету главные герои-супруги Юлия и Раду учились в одной школе, но в реальности разница в возрасте между Еленой Прокловой и Михаем Волонтиром — почти 20 лет, так что формально в одной школе они учиться не могли.
Третью главную роль сыграла ещё одна московская актриса Ирина Юревич. Несмотря на то, что девушка впервые появилась на экране ещё в школе, а потом сыграла несколько ярких ролей и полюбилась зрителям, режиссёры не баловали её предложениями. И, к сожалению, Ирина Юревич уже в конце восьмидесятых совсем ушла из профессии и больше никогда не снималась в кино и не выходила на театральную сцену (хотя после окончания Школы-студии МХАТ десять лет прослужила во МХАТе).
Ну а теперь о чём фильм. В молдавском селе живёт красивая пара — Юлия и Раду. Юлия — медсестра, Раду — председатель колхоза.
Юлия влюбилась в Раду давным-давно и серьёзно добивалась его и вот сейчас, спустя годы, у них большой уютный дом, в котором есть всё. Всё, кроме детей, о которых давно мечтают Юлия и Раду, но которых всё нет и нет.
И как-то Юлия предлагает мужу идею: пусть в доме поживёт её молодая коллега Вера, которая осталась без жилья. Вера переезжает в дом и становится эдакой «дочкой», о которой Юлия заботится.
Вера, несмотря на юный возраст, пережила драму: после школы она выскочила по большой любви замуж, но когда забеременела, под давлением мужа, беззаботного парня, которому хотелось развлекаться, из беременности избавилась. Это вынужденное решение раздавило её, брак распался, а Вера сбежала в глубинку. И вот, спустя месяцы, Раду вдруг видит в Вере не просто девушку, а девушку красивую, привлекательную, соблазнительную, и не в силах противостоять зову природы. Мало того, треугольник Юлия-Раду-Вера сотрясает новость: будет ребёнок.
Ещё один интересный факт. Съёмки картины проходили в настоящем крестьянском старинном доме в селе Ватич Оргеевского района. Фильм снимали в 50 километрах от Кишинева.
Хозяин дома спустя много лет рассказал, что история героев ему была удивительно близка: его брак тоже был бездетным и он и его супруга тоже не находили себе места из-за отсутствия детей.
Он с женой позже расстался, оба нашли себя во вторых браках.
В конце лета 1983 года зрители увидели мелодраму, и аудитория её составила около миллиона, что в масштабах СССР было очень мало. Надо отметить, что «Будь счастлива, Юлия!» — не самый, наверное, простой для просмотра, поскольку действие несколько фрагментировано, эпизоды порой выглядят отрывочными. Но в целом сюжет очень нетривиальный, такой поворот нечасто встретишь в кино, тем более в советском, поэтому некоторые огрехи, думаю, авторам простить можно. К тому же в атмосферности ленте не откажешь: умиротворяющие (в отличие от сюжета) сельские пейзажи, национальные костюмы, музыка — всё это украшает кадр. Ну и, подводя итог, скажу, что фильм всё-таки внимания заслуживает. И, пожалуй, заинтригую вас финальной фразой, которую произносит Раду: «Нет… Выход должен быть».
Если вы смотрели фильм, то как думаете, Юлия будет счастлива? А если не смотрели, то можете предположить.