Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Очень необычный любовный треугольник. И будь счастлива!

Для одной из главных знаменитостей советского кино Елены Прокловой мелодрама «Будь счастлива, Юлия!» (1983) оказалась не слишком заметной работой. Картину снимали в Молдавии на республиканской киностудии «Молдова-фильм», в широком прокате она не была, и даже в год выхода о фильме узнали не так много зрителей. Между тем, по мнению некоторых критиков, Елена Проклова тут сыграла одну из самых проникновенных и трогательных ролей, ведь её героине предстоял очень непростой, буквально уничтожающий её выбор. В Молдавию актрису пригласил режиссёр Якоб Бургиу, в кино работавший с середины шестидесятых. Бургиу снимал и художественные, и документальные ленты, и именно последним отдавал предпочтение большую часть кинокарьеры. «Будь счастлива, Юлия!» — это его последняя художественная картина, в последующем он окончательно переключился на неигровое кино. Занятно, что для сценариста Андрея Бурака мелодрама была, напротив, дебютом в кино, но она же осталась его единственной сценарной работой. Партн

Для одной из главных знаменитостей советского кино Елены Прокловой мелодрама «Будь счастлива, Юлия!» (1983) оказалась не слишком заметной работой. Картину снимали в Молдавии на республиканской киностудии «Молдова-фильм», в широком прокате она не была, и даже в год выхода о фильме узнали не так много зрителей. Между тем,

по мнению некоторых критиков, Елена Проклова тут сыграла одну из самых проникновенных и трогательных ролей, ведь её героине предстоял очень непростой, буквально уничтожающий её выбор.
Кадр из фильма  «Будь счастлива, Юлия!»
Кадр из фильма «Будь счастлива, Юлия!»

Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!

В Молдавию актрису пригласил режиссёр Якоб Бургиу, в кино работавший с середины шестидесятых. Бургиу снимал и художественные, и документальные ленты, и именно последним отдавал предпочтение большую часть кинокарьеры.

«Будь счастлива, Юлия!» — это его последняя художественная картина, в последующем он окончательно переключился на неигровое кино.

Занятно, что для сценариста Андрея Бурака мелодрама была, напротив, дебютом в кино, но она же осталась его единственной сценарной работой.

Кадр из фильма. Елена Проклова
Кадр из фильма. Елена Проклова

Партнёром Елена Прокловой (и экранным супругом) стал Михай Волонтир, который уже не раз снимался у Якоба Бургиу. Имя молдаванина Михая Волонтира тогда было на слуху благодаря его участию в приключенческой дилогии о десантниках «В зоне особого внимания» (1978) и «Ответный ход» (1981) и, конечно же роли цыгана Будулая в телефильме «Цыган» (1980). Интересный факт: по сюжету главные герои-супруги Юлия и Раду учились в одной школе, но в реальности разница в возрасте между Еленой Прокловой и Михаем Волонтиром — почти 20 лет, так что формально в одной школе они учиться не могли.

Кадр из фильма. Михай Волонтир
Кадр из фильма. Михай Волонтир

Третью главную роль сыграла ещё одна московская актриса Ирина Юревич. Несмотря на то, что девушка впервые появилась на экране ещё в школе, а потом сыграла несколько ярких ролей и полюбилась зрителям, режиссёры не баловали её предложениями. И, к сожалению, Ирина Юревич уже в конце восьмидесятых совсем ушла из профессии и больше никогда не снималась в кино и не выходила на театральную сцену (хотя после окончания Школы-студии МХАТ десять лет прослужила во МХАТе).

Кадр из фильма. Ирина Юревич
Кадр из фильма. Ирина Юревич

Ну а теперь о чём фильм. В молдавском селе живёт красивая пара — Юлия и Раду. Юлия — медсестра, Раду — председатель колхоза.

Кадр из фильма. Михай Волонтир и Елена Проклова
Кадр из фильма. Михай Волонтир и Елена Проклова
Юлия влюбилась в Раду давным-давно и серьёзно добивалась его и вот сейчас, спустя годы, у них большой уютный дом, в котором есть всё. Всё, кроме детей, о которых давно мечтают Юлия и Раду, но которых всё нет и нет.

И как-то Юлия предлагает мужу идею: пусть в доме поживёт её молодая коллега Вера, которая осталась без жилья. Вера переезжает в дом и становится эдакой «дочкой», о которой Юлия заботится.

Кадр из фильма. Ирина Юревич и Елена Проклова
Кадр из фильма. Ирина Юревич и Елена Проклова

Вера, несмотря на юный возраст, пережила драму: после школы она выскочила по большой любви замуж, но когда забеременела, под давлением мужа, беззаботного парня, которому хотелось развлекаться, из беременности избавилась. Это вынужденное решение раздавило её, брак распался, а Вера сбежала в глубинку. И вот, спустя месяцы, Раду вдруг видит в Вере не просто девушку, а девушку красивую, привлекательную, соблазнительную, и не в силах противостоять зову природы. Мало того, треугольник Юлия-Раду-Вера сотрясает новость: будет ребёнок.

Кадр из фильма. Ирина Юревич
Кадр из фильма. Ирина Юревич

Ещё один интересный факт. Съёмки картины проходили в настоящем крестьянском старинном доме в селе Ватич Оргеевского района. Фильм снимали в 50 километрах от Кишинева.

Хозяин дома спустя много лет рассказал, что история героев ему была удивительно близка: его брак тоже был бездетным и он и его супруга тоже не находили себе места из-за отсутствия детей.

Он с женой позже расстался, оба нашли себя во вторых браках.

В конце лета 1983 года зрители увидели мелодраму, и аудитория её составила около миллиона, что в масштабах СССР было очень мало. Надо отметить, что «Будь счастлива, Юлия!» — не самый, наверное, простой для просмотра, поскольку действие несколько фрагментировано, эпизоды порой выглядят отрывочными. Но в целом сюжет очень нетривиальный, такой поворот нечасто встретишь в кино, тем более в советском, поэтому некоторые огрехи, думаю, авторам простить можно. К тому же в атмосферности ленте не откажешь: умиротворяющие (в отличие от сюжета) сельские пейзажи, национальные костюмы, музыка — всё это украшает кадр. Ну и, подводя итог, скажу, что фильм всё-таки внимания заслуживает. И, пожалуй, заинтригую вас финальной фразой, которую произносит Раду: «Нет… Выход должен быть».

Если вы смотрели фильм, то как думаете, Юлия будет счастлива? А если не смотрели, то можете предположить.