Продолжаю цикл статей про архитектурные стили Москвы.
Эпоха правления Сталина (1922—1953),
была очень ярким, и в то же время, неординарным периодом, с точки зрения архитектурного наследия столицы. Архитектурные стили менялись со скоростью звука, отражая настроения власти и внешние обстоятельства того времени.
Именно в этот период зарождается термин «СТАЛИНСКАЯ АРХИТЕКТУРА». Опять же, в разное время, она была разной. Сталин и его окружение искали "свой" стиль и, поэтому, пробовали разные варианты и подходы.
«Сталинский период» принято делить на 2 периода:
◼ ДО военный (1922 — 1941)
➖ конструктивизм (1922-1930)
➖ постконструктивизм (он же соцреализм, он же ар-деко) (1930-1941)
◼ ПОСЛЕ военный (1945 — 1953)
➖ сталинский ампир (1945-1953)
И сегодня мы рассмотрим довоенный период, и именно переходный стиль ПОСТКОНСТРУКТИВИЗМ (он же соцреализм, он же ар-деко)
т.к. именно на это время власть была "в активном поиске" СВОЕГО стиля.
В начале 1920-х господствовали конструктивисты.
Но, в то же время, было и множество других архитектурных союзов — рационалисты, неоклассики, которые конкурировали между собой, предлагали свои стили и решения, строили.
Естественно, властям эта "свобода" творческих объединений (и это касалось любого вида искусства) не нравилась, т.к. их невозможно было контролировать, невозможно было ими управлять. Поэтому,
в начале 1930-х происходит смена идеологии.
В живописи и скульптуре устанавливается единственный одобряемый советским руководством стиль «СОЦРЕАЛИЗМ», синтез реалистического искусства 19 века и советской пропаганды, который и есть наш ПОСТКОНСТРУКТИВИЗМ. Вслед за этими видами искусства и советская архитектура пошла по этому же пути.
А у неё и выбора не было идти по-другому)))
«Социалистический реализм» (соцреализм)
— объединение всех творческих людей Советского Союза для «правдивого изображения действительности в её революционном развитии».
Впервые такое словосочетание употребил литературный критик и журналист Иван Михайлович Гронский (настоящее имя — Федулов) в мае 1932 года в «Литературной газете».
В своих мемуарах он уверял, что это слово он впервые произнёс в личной беседе со Сталиным, на основании которой и появилось постановление о создании единого Союза творческих личностей — советских писателей/художников/архитекторов.
Союз советских архитекторов.
4 июля 1932 года, с целью контроля и управления единым архитектурным стилем, создаётся Союз советских архитекторов, где все архитектурные проекты проходят тщательный отбор. Однако, власть была всё ещё "в поиске" и единый архитектурный стиль выработан не был.
Знаковым событием в 1932 году становится международный конкурс на здание Дворца Советов, который планировали установить на месте уничтоженного Храма Христа Спасителя, где были сформулированы новые принципы советской архитектуры:
Среди прочего значилось: «Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приёмов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».
Здесь ВЛАСТЬ НАМЕКАЕТ, что она ориентирована на классицизм, поэтому
вопреки ожиданиям конструктивистов в финал конкурса проходили только проекты в классическом стиле. И это был сигнал начала изменений.
затем...
1934 — Иван Жолтовский строит дом на Моховой в духе неоклассицизма, который получил большую известность и одобрение архитектурного сообщества.
И здесь.... ВЛАСТЬ УЖЕ ЯВНО ДАВАЛА ПОНЯТЬ, что ей ближе стиль приближенный к классицизму — с пышным декором, ордерной архитектурой, с капителями, но... уже в советском прочтении — в которые внесена советская эмблематика.
Архитекторы не сразу перестроились из одного стиля в другой. По инерции, борьба между конструктивистами и неоклассиками продолжалась вплоть до 1936–1937 годов.
Именно в период 1930 — 1937 конструктивизм начал мутировать в свою противоположность — неоклассическую имперскую архитектуру, который впоследствии, уже после войны, назовут «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»
А сам промежуточный стиль между двумя полюсами — конструктивизмом и сталинским ампиром, получил название «ПОСТКОНСТРУКТИВИЗМ», который разные исследователи ещё именуют: Ар-Деко, Соцреализм.
Для зданий того периода всё ещё характерны гранёные формы 1920-х годов, но их пропорции уже отличает античная монументальность и симметрия.
«Фишка» постконструктивизма —
метро, его первая очередь — от станции Сокольники да станции Парк Культуры (и о метро мы поговорим отдельно, в 2025 ему исполнилось 90 лет - достойно отдельной статьи) и многие другие здания были построены совместными усилиями конструктивистов и неоклассиков.
Примеры зданий постконструктивизма:
Государственная Дума
Дата строительства: 1935
Архитектор: Аркадий Лангман
Адрес: ул. Охотный Ряд, 1, Москва
Российская государственная библиотека
Дата строительства: 1929-1958
Архитектор: Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх
Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, Москва
Первая подстанция метрополитена
Дата строительства: 1935
Архитектор: Даниил Фридман
Адрес: Большая Никитская ул., 7, стр. 1, Москва
Станция метро «Кропоткинская»
Дата строительства: 1935
Архитектор: Алексей Душкин и Яков Лихтенберг
Станция метро «Театральная»
Дата строительства: 1938
Архитектор: Иван Фомин
В заключение хочу сказать, что «СТАЛИНСКАЯ АРХИТЕКТУРА» уникальна, неповторима и сразу УЗНАВАЕМА (особенно послевоенная).
Да, я если можно так сказать — "фанат" Сталина)))...
СТАЛИН, для меня — ЛИЧНОСТЬ МИРОВОГО МАСШТАБА!....
.... поэтому, мне не всё, но многое откликается, что он сделал со столицей.
Ведь благодаря Генплану 1935, Москва прошла масштабную реконструкцию, и превратилась в город, в котором мы сейчас живём и который так любим)))💖
Он ЗНАЛ ЧТО, КАК, и главное, ДЛЯ ЧЕГО СТРОИТЬ, с точки зрения метафизики! И строил он свои "дворцы" не для того, чтобы ублажить своё эго... он ЗНАЛ, что такое ЭНЕРГИЯ! И КАК она работает! И, знаменитые «Сталинские высотки» как раз про это!
Ибо, всё есть энергия!)))
ЖАЛЬ, что он не успел воплотить всё задуманное! Отравили беднягу...
Все фото из моего личного архива, если не указано иное.
Благодарю, что читаете и остаётесь со мной.
Благодарю за поддержку💖