Найти в Дзене
Погнали Дальше✌

Архитектурные стили Москвы. #9/1. Конструктивизм — эпоха Авангарда. Дома-коммуны... или как формировали «нового человека». (1920 - 1935).

Революция 1917 года приводит к радикальным переменам в жизни страны, и Москвы, которая вновь в 1918 году вернула себе статус СТОЛИЦЫ.
И как говорится, положение обязывает))) А к 1920 Москва отставала в своём "развитии" от всех передовых европейских держав... лет так на 200...
И с этим нужно было что-то делать) Сталин задумал из новой столицы сделать не просто "конфетку", сделать не просто витрину страны. Москва, должна была стать «СТОЛИЦЕЙ МИРОВОГО ПРОЛЕТАРИАТА» — ГЛОБАЛЬНЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ и КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ, в первую очередь для иностранцев. + миграция населения, которая, в тот момент, сильно усилилась, которому надо было где-то жить. Встала ЦЕЛЬ — построить жильё — быстро, дёшево и сердито))) т.е.. функционально, по принципу — "НИЧЕГО ЛИШНЕГО". И, это была - задачка со звёздочкой*))) На основе принципов авангарда, в новорождённой стране сформировалось сразу несколько архитектурных течений/группировок, которые могли конкурировать с собой, предлагать свои стили, видение, решения: +
Оглавление

Революция 1917 года приводит к радикальным переменам в жизни страны, и Москвы, которая вновь в 1918 году вернула себе статус СТОЛИЦЫ.
И как говорится, положение обязывает))) А к
1920 Москва отставала в своём "развитии" от всех передовых европейских держав... лет так на 200...
И с этим нужно было что-то делать)

Москва — витрина Советского Союза, столица Мирового Пролетариата.

Сталин задумал из новой столицы сделать не просто "конфетку", сделать не просто витрину страны. Москва, должна была стать «СТОЛИЦЕЙ МИРОВОГО ПРОЛЕТАРИАТА» — ГЛОБАЛЬНЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ и КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ, в первую очередь для иностранцев.

Москва 1920-х. Изображение из открытых источников.
Москва 1920-х. Изображение из открытых источников.

+ миграция населения, которая, в тот момент, сильно усилилась, которому надо было где-то жить. Встала ЦЕЛЬ — построить жильё — быстро, дёшево и сердито))) т.е.. функционально, по принципу — "НИЧЕГО ЛИШНЕГО".

И, это была - задачка со звёздочкой*)))

В 1920 — АВАНГАРД шагал по планете... естественно, он дошагал до Москвы)))

На основе принципов авангарда, в новорождённой стране сформировалось сразу несколько архитектурных течений/группировок, которые могли конкурировать с собой, предлагать свои стили, видение, решения:

  • Конструктивизм — авангардистское направление. В его основе — идея здания как конструктора, как отлаженного механизма. Представители этого стиля создали творческое сообщество, которое носило название «Объединение современных архитекторов» (сокращённо — ОСА).
  • Рационализм — авангардистское направление, развивавшееся параллельно с конструктивизмом, в основе которого лежит психоаналитический подход. Идеологи рационализма, объединившиеся в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), изучали, как цвет, форма, размер и другие характеристики той или иной постройки влияют на восприятие человека.

+ был НеоКлассицизм стиль архитектуры который опирался на "ИДЕАЛЬНЫЕ" образцы архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, а также на наследие стиля классицизм. Постепенно, в 1920-х он был вытеснен, на какое-то время, течениями авангарда (конструктивизмом и авангардом).

Сегодня мы рассмотрим Конструктивизм —

направление, которое просуществовало всего лишь 15 лет (1920-1935), преимущественно в СССР, но оставило заметный след в архитектуре столицы.

Конструктивизм = Конструктор

Этот стиль зародился в "трудные времена" (хотя, когда времена были "лёгкими"?!))), когда строить нужно было МНОГО, ДЁШЕВО и ФУНКЦИОНАЛЬНО. Поэтому... конструктивизм провозгласил отказ от «чистого искусства», отказ от красоты и декора в пользу дизайна, служащего производству и трудящемуся населению. В основе этого направления — хорошо продуманные технические решения + игра простых объёмов: цилиндров, кубов, параллелепипедов.

Здания словно построены из кубиков)))🔳🟧🔲 (листай галерею)

«Бытие определяет сознание» — дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы, дома культуры

Одной из важных задач 1920-х годов было создание экономичного массового жилья. Нужно было жильё, которое будет формировать НОВОГО ЧЕЛОВЕКА - МАКСИМАЛЬНО ПРОДУКТИВНОГО и чувствующего себя ЧАСТЬЮ БОЛЬШОГО ОБЩЕСТВА.

Жильё НОВОГО ТИПА формирует НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Именно поэтому с начала 1920-х годов в СССР и власть, и архитекторы уделяли особое внимание проектированию ЖИЛЬЯ НОВОГО ТИПА — дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы, дома культуры.

Одним из самых ярких примеров этой эпохи и стиля являются —
ДОМА-КОММУНЫ, появившиеся в результате удивительных экспериментов по воспитанию «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА». Предполагалось, что ЕДИНИЦЕЙ ОБЩЕСТВА должна стать НЕ СЕМЬЯ, а ГРУППА ЛЮДЕЙ, объединённая общностью взглядов, интересов и, главное, профессии. Основная цель таких домов — освободить жителей от бытовых забот, обеспечить им досуг и питание в рамках дома.

Коммуна — тип дома, где каждое помещение выполняло свою функцию. Помимо жилых комнат и квартир было продумано множество общих мест: фабрики-кухни, столовые, прачечные, читальни, библиотеки, ясли и даже кинотеатры.

Моисей Гинзбург, один из лидеров группы архитекторов-конструктивистов, разработал несколько типов квартир — их называли ЖИЛЫМИ ЯЧЕЙКАМИ.

Самой экономичной оказалась двухуровневая ячейка типа F. Такие ячейки использовали для строительства домов в Москве, Екатеринбурге и Саратове.

Макет ячейки типа F в доме Наркомфина. Изображение из открытых источников.
Макет ячейки типа F в доме Наркомфина. Изображение из открытых источников.

Дом Наркомфина — "дом на ножках" самый известный,

построенный из таких "ячеек". Этот дом, как экспериментальный жилой комплекс, был построен для сотрудников Народного комиссариата финансов СССР.

Дата строительства: 19281932
Архитектор: Моисей Гинзбург
Адрес: Новинский бул., 25, корп. 1

Дом Наркомфина часто называют домом-коммуной, но это не так))) Сам автор этого "произведения", Гинзбург, называл его "домом переходного типа" и считал, что он плавно готовит жильцов к общественному укладу жизни.

Дом-коммуна на Орджоникидзе

Одним из ярких образцов жилья нового типа стало общежитие Текстильного института.

Дата строительства: 1929—1931
Архитектор: Иван Николаев
Настоящее время: сейчас там живут аспиранты МИСиС.
Адрес:
2-й Донской пр., 9, стр. 3, Москва

Как братья-близнецы с Наркомфином)))

Однако на практике подобные дома-коммуны не прижились: оказалось, не так просто объединить людей под одной крышей и разделить весь быт друг с другом. Уже в 1930 году советская власть фактически осудила идею, признав её утопической.

+ также в 1920-1930 активно строятся здания для министерств и ведомств:

Дом Наркомата земледелия СССР

Дата строительства: 1927—1933
Архитектор: А.В. Щусев
Настоящее время:
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Адрес: Орликов пер., 1/11, Москва

Дом Наркомата земледелия СССР. площадь Красные Ворота, Москва. Изображение из открытых источников.
Дом Наркомата земледелия СССР. площадь Красные Ворота, Москва. Изображение из открытых источников.

Министерство путей сообщения СССР

Дата строительства: 1929—1934
Архитектор: И.А. Фомин
Настоящее время: с 2004 года здание находится в ведомстве РЖД
Адрес: Садовая-Черногрязская ул., 3А, стр. 3, Москва

Здание Наркомата путей сообщения. Садовое кольцо. Москва. Изображение из открытых источников.
Здание Наркомата путей сообщения. Садовое кольцо. Москва. Изображение из открытых источников.

Здание Краснопресненского районного Совета

Дата строительства: 1928—1929
Архитектор:
А. П. Голубев, Н. С. Щербаков
Адрес:
Миусская площадь, 2, Москва

Здание Краснопресненского районного Совета. Москва. Изображение из открытых источников.
Здание Краснопресненского районного Совета. Москва. Изображение из открытых источников.

И строят это всё не ДЛЯ КРАСОТЫ, а для УДОБСТВА трудящегося населения, которое нуждалось в рациональном жилье, быстром питании и доступном досуге.

Рабочих, новых жителей быстро растущего индустриального города, нужно было обеспечивать каким-то досугом. С середины 1920-х годов появляется и входит в моду новый термин — «рабочий клуб», о которых мы поговорим в следующей статье😊

Глядя на все вышеперечисленные фото, можно понять основные

"фишки" Конструктивизма:

  • Ленточное остекленение — когда окна по фасаду идут длинной лентой.
  • Строгость, геометричность
  • Монолитность внешнего облика
  • Отсутствие декоративных элементов
  • Цвет зданий всегда относится к приглушенной палитре (белый, серый и др.)

В советский период стояла задача создать эталонную модель советского города. И... эпоха авангарда, эпоха конструктивизма это ярко показывает.

В этот короткий период, длившийся всего 15 лет, на советских архитекторов равнялся весь мир. Равнялся в плане технических решений)))

Хотя... лично, я, такое не люблю))) Даже не фотографирую📸

Для меня — это безликие здания... серые, скучные, "коробочные", как позже, в начале 1930, их назовёт архитектор Александров.

И я с этим абсолютно согласна! Но! В то время (начало 1920) это было самое верное решение, т.к. именно это диктовала сама жизнь и политика новорождённой страны.

+ не могу не отметить, что ВПЕРВЫЕ за много лет, я бы даже сказала, веков, наша страна создала СВОЙ стиль, не копируя запад, не стараясь быть похожими на запад! И за это - большой РЕСПЕКТ!👍👍👍

Все фото из моего личного архива, если не указано иное.
Благодарю, что читаете и остаётесь со мной.
Благодарю за поддержку💖