Революция 1917 года приводит к радикальным переменам в жизни страны, и Москвы, которая вновь в 1918 году вернула себе статус СТОЛИЦЫ.
И как говорится, положение обязывает))) А к 1920 Москва отставала в своём "развитии" от всех передовых европейских держав... лет так на 200...
И с этим нужно было что-то делать)
Москва — витрина Советского Союза, столица Мирового Пролетариата.
Сталин задумал из новой столицы сделать не просто "конфетку", сделать не просто витрину страны. Москва, должна была стать «СТОЛИЦЕЙ МИРОВОГО ПРОЛЕТАРИАТА» — ГЛОБАЛЬНЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ и КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ, в первую очередь для иностранцев.
+ миграция населения, которая, в тот момент, сильно усилилась, которому надо было где-то жить. Встала ЦЕЛЬ — построить жильё — быстро, дёшево и сердито))) т.е.. функционально, по принципу — "НИЧЕГО ЛИШНЕГО".
И, это была - задачка со звёздочкой*)))
В 1920 — АВАНГАРД шагал по планете... естественно, он дошагал до Москвы)))
На основе принципов авангарда, в новорождённой стране сформировалось сразу несколько архитектурных течений/группировок, которые могли конкурировать с собой, предлагать свои стили, видение, решения:
- Конструктивизм — авангардистское направление. В его основе — идея здания как конструктора, как отлаженного механизма. Представители этого стиля создали творческое сообщество, которое носило название «Объединение современных архитекторов» (сокращённо — ОСА).
- Рационализм — авангардистское направление, развивавшееся параллельно с конструктивизмом, в основе которого лежит психоаналитический подход. Идеологи рационализма, объединившиеся в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), изучали, как цвет, форма, размер и другие характеристики той или иной постройки влияют на восприятие человека.
+ был НеоКлассицизм — стиль архитектуры который опирался на "ИДЕАЛЬНЫЕ" образцы архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, а также на наследие стиля классицизм. Постепенно, в 1920-х он был вытеснен, на какое-то время, течениями авангарда (конструктивизмом и авангардом).
Сегодня мы рассмотрим Конструктивизм —
направление, которое просуществовало всего лишь 15 лет (1920-1935), преимущественно в СССР, но оставило заметный след в архитектуре столицы.
Конструктивизм = Конструктор
Этот стиль зародился в "трудные времена" (хотя, когда времена были "лёгкими"?!))), когда строить нужно было МНОГО, ДЁШЕВО и ФУНКЦИОНАЛЬНО. Поэтому... конструктивизм провозгласил отказ от «чистого искусства», отказ от красоты и декора в пользу дизайна, служащего производству и трудящемуся населению. В основе этого направления — хорошо продуманные технические решения + игра простых объёмов: цилиндров, кубов, параллелепипедов.
Здания словно построены из кубиков)))🔳🟧🔲 (листай галерею)
«Бытие определяет сознание» — дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы, дома культуры
Одной из важных задач 1920-х годов было создание экономичного массового жилья. Нужно было жильё, которое будет формировать НОВОГО ЧЕЛОВЕКА - МАКСИМАЛЬНО ПРОДУКТИВНОГО и чувствующего себя ЧАСТЬЮ БОЛЬШОГО ОБЩЕСТВА.
Жильё НОВОГО ТИПА формирует НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
Именно поэтому с начала 1920-х годов в СССР и власть, и архитекторы уделяли особое внимание проектированию ЖИЛЬЯ НОВОГО ТИПА — дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы, дома культуры.
Одним из самых ярких примеров этой эпохи и стиля являются —
ДОМА-КОММУНЫ, появившиеся в результате удивительных экспериментов по воспитанию «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА». Предполагалось, что ЕДИНИЦЕЙ ОБЩЕСТВА должна стать НЕ СЕМЬЯ, а ГРУППА ЛЮДЕЙ, объединённая общностью взглядов, интересов и, главное, профессии. Основная цель таких домов — освободить жителей от бытовых забот, обеспечить им досуг и питание в рамках дома.
Коммуна — тип дома, где каждое помещение выполняло свою функцию. Помимо жилых комнат и квартир было продумано множество общих мест: фабрики-кухни, столовые, прачечные, читальни, библиотеки, ясли и даже кинотеатры.
Моисей Гинзбург, один из лидеров группы архитекторов-конструктивистов, разработал несколько типов квартир — их называли ЖИЛЫМИ ЯЧЕЙКАМИ.
Самой экономичной оказалась двухуровневая ячейка типа F. Такие ячейки использовали для строительства домов в Москве, Екатеринбурге и Саратове.
Дом Наркомфина — "дом на ножках" самый известный,
построенный из таких "ячеек". Этот дом, как экспериментальный жилой комплекс, был построен для сотрудников Народного комиссариата финансов СССР.
Дата строительства: 1928—1932
Архитектор: Моисей Гинзбург
Адрес: Новинский бул., 25, корп. 1
Дом Наркомфина часто называют домом-коммуной, но это не так))) Сам автор этого "произведения", Гинзбург, называл его "домом переходного типа" и считал, что он плавно готовит жильцов к общественному укладу жизни.
Дом-коммуна на Орджоникидзе
Одним из ярких образцов жилья нового типа стало общежитие Текстильного института.
Дата строительства: 1929—1931
Архитектор: Иван Николаев
Настоящее время: сейчас там живут аспиранты МИСиС.
Адрес: 2-й Донской пр., 9, стр. 3, Москва
Как братья-близнецы с Наркомфином)))
Однако на практике подобные дома-коммуны не прижились: оказалось, не так просто объединить людей под одной крышей и разделить весь быт друг с другом. Уже в 1930 году советская власть фактически осудила идею, признав её утопической.
+ также в 1920-1930 активно строятся здания для министерств и ведомств:
Дом Наркомата земледелия СССР
Дата строительства: 1927—1933
Архитектор: А.В. Щусев
Настоящее время: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Адрес: Орликов пер., 1/11, Москва
Министерство путей сообщения СССР
Дата строительства: 1929—1934
Архитектор: И.А. Фомин
Настоящее время: с 2004 года здание находится в ведомстве РЖД
Адрес: Садовая-Черногрязская ул., 3А, стр. 3, Москва
Здание Краснопресненского районного Совета
Дата строительства: 1928—1929
Архитектор: А. П. Голубев, Н. С. Щербаков
Адрес: Миусская площадь, 2, Москва
И строят это всё не ДЛЯ КРАСОТЫ, а для УДОБСТВА трудящегося населения, которое нуждалось в рациональном жилье, быстром питании и доступном досуге.
Рабочих, новых жителей быстро растущего индустриального города, нужно было обеспечивать каким-то досугом. С середины 1920-х годов появляется и входит в моду новый термин — «рабочий клуб», о которых мы поговорим в следующей статье😊
Глядя на все вышеперечисленные фото, можно понять основные
"фишки" Конструктивизма:
- Ленточное остекленение — когда окна по фасаду идут длинной лентой.
- Строгость, геометричность
- Монолитность внешнего облика
- Отсутствие декоративных элементов
- Цвет зданий всегда относится к приглушенной палитре (белый, серый и др.)
В советский период стояла задача создать эталонную модель советского города. И... эпоха авангарда, эпоха конструктивизма это ярко показывает.
В этот короткий период, длившийся всего 15 лет, на советских архитекторов равнялся весь мир. Равнялся в плане технических решений)))
Хотя... лично, я, такое не люблю))) Даже не фотографирую📸
Для меня — это безликие здания... серые, скучные, "коробочные", как позже, в начале 1930, их назовёт архитектор Александров.
И я с этим абсолютно согласна! Но! В то время (начало 1920) это было самое верное решение, т.к. именно это диктовала сама жизнь и политика новорождённой страны.
+ не могу не отметить, что ВПЕРВЫЕ за много лет, я бы даже сказала, веков, наша страна создала СВОЙ стиль, не копируя запад, не стараясь быть похожими на запад! И за это - большой РЕСПЕКТ!👍👍👍
Все фото из моего личного архива, если не указано иное.
Благодарю, что читаете и остаётесь со мной.
Благодарю за поддержку💖