Недавно я писала о Золотой Тени.
Это та часть психики, куда мы, в отличии от «классической» юнгианской Тени вытесняем не то, что наша психика считает «плохим», недопустимым, а, напротив, все то, что что восхищает, радует, манит, изумляет — всё самое живое, поразительное, вожделенное, сияющее и вдохновляющее. Всё то, что Эго по каким-то причинам не может себе присвоить:
«Я недостаточно хорош для этого»,
«Мне рано»,
«Я не справлюсь с таким»,
«Это не для таких, как я».
И тогда то, что могло бы стать нашей опорой, нашим талантом, нашим счастьем и гордостью, — отправляется в ссылку. Туда же уходит ощущение смысла жизни и радость бытия. Не потому, что смысла и радости нет, а потому что они как будто «чужие», «слишком большие», «слишком дерзкие», а посему недоступные.
Золотая Тень — это не просто «мои нераскрытые таланты».
Это моя собственная живость, от которой я отказываюсь:
— чтобы не завидовали,
— чтобы не осуждали,
— чтобы не сказали «не высовывайся»,
— чтобы не отвергли и не раскритиковали.
И чем больше мы туда складываем, тем сильнее настоящая жизнь происходит «не с нами», где-то рядом: у других людей, на экране, в книге, в мечтах — но не в нашей повседневности.
Два базовых драйва: сексуальность и агрессия
Ещё Фрейд говорил, что в нас есть две основные движущие силы: сексуальность и агрессия. Я юнгианец до кончиков волос и ногтей, но здесь согласна с классическим психоанализом — если немного расширить смысл этих понятий.
Если под «сексуальностью» понимать не только половое влечение, а Либидо в более широком смысле — как влечение к жизни, то Либидо — это:
- интерес,
- желание приблизиться,
- любопытство,
- восхищение,
- жажда познать и соприкоснуться.
Мы можем испытывать влечение к любому другому человеку, к другу, наставнику, книге, месту, идее, будущему проекту. Это то самое внутреннее «хочу туда», «хочу ближе», «хочу узнать».
Такая «сексуальность» — это способность вовлекаться в жизнь всем телом и душой, чувствовать, желать, быть чувственным существом, а не просто функцией, винтиком в системе.
Вторая сила — агрессия. И это не только жажда власти по Адлеру или страсть к разрушению (как часто думают).
Агрессия как драйв — это желание изменять. Менять что-то в себе, в мире, в отношениях, в пространстве — в соответствии со своей волей.
Любое творчество — тоже форма агрессии в этом широком смысле:
- написать текст, которого раньше не было;
- сшить платье, которое ещё не существовало;
- придумать новый проект;
- отстоять свои границы;
- сказать «нет» там, где раньше молчал.
Это всё — расширение границ, захват новой территории. Это жизнь, которая не только любуется миром, но и участвует в его сотворении.
Здоровая агрессия — это способность отстаивать, менять, действовать: говорить «да» и «нет», выбирать, идти своим путём.
Творчество — это способность давать форму своим внутренним порывам: словам, краскам, решениям, новым маршрутам. И это всегда форма агрессии – изменение мира, архетип Прометея, который ворует у Зевса огонь, чтобы даровать его людям. Творчество, как создание нового – это всегда изменение и разрушение старой системы, прежнего порядка, и система всегда будет сопротивляться, а Зевс – негодовать.
Когда то, чему предназначено, жить превращается в нежить
Если мы не присваиваем себе своё Либидо и свою Агрессию, иначе – жажду жить и право жить, если стыдимся их, боимся или считаем «неподобающими», они никуда не пропадают. Но перестают работать на наше благо.
Как говорил Антонио Менегетти: «Если что-то не осуществляется естественным образом, оно осуществится паталогическим».
Живая энергия превращается во внутренних вурдалаков, которые начинают пить нашу силу.
Снаружи это выглядит очень обыденно:
- «Мне лень»
- «Мне скучно»
- «Я как выжатый лимон, даже если ничего не делал»
- «Встал с утра, а уже нет ни сил, ни желания»
По секрету скажу: лени и скуки как самостоятельных чувств не существует.
Это не базовые эмоции, не глубинные чувства. Это то, что маскирует неприятную правду.
Чаще всего это:
- замаскированный страх признать свою Золотую Тень;
- отказ от своей сексуальности (в смысле — от живого интереса и влечения к жизни);
- отказ от своей агрессии (в смысле — от права изменять, действовать, влиять).
Отказ либо восхищаться и заинтересовываться жизнью («а вдруг отвергнут мой порыв?»), либо восхищать и заинтересовывать других своим существованием («вдруг не поймут, осудят, накажут?»), либо защищать и настаивать на своём: «я могу и мне можно».
Когда мы эти элементы обесцениваем, стыдим, отдаём на откуп Персоне («так нельзя», «так неприлично», «так меня не полюбят»), мы не становимся лучше, привлекательнее интереснее, "любимее". Мы становимся более удобными и... полумертвыми, обесточенными, обескровленными.
Влечение всё равно продолжает жить — просто уже без участия нашей воли.
А мы остаёмся с ощущением, что «ёлочные игрушки не радуют». Вроде всё блестит, а внутри — пусто и грустно.
Откуда берется запрет на жизнь
Ну, естественно, все эти «я боюсь быть собой» — родом из детства, из родительского комплекса:
- «будь удобным»,
- «не высовывайся»,
- «мало ли что ты хочешь — есть слово «надо»»,
- «сначала сделай дело, а радоваться будешь потом»,
- «не фантазируй»,
- «не хвастайся»,
- «ты кто вообще такой, чтобы…».
Когда такая родительская фигура слишком сильна — жизненная энергия вместо того, чтобы идти на развитие, закольцовывается внутри этого комплекса.
Юнг обозначал это символом Уробороса — змеи, кусающей собственный хвост.
Это образ жизни по круговому движению без возможности съезда:
- снова и снова доказывать что-то внутреннему критику;
- бесконечно оправдываться;
- бороться с его голосом или, наоборот, послушно его исполнять.
И пока энергия замкнута в этом круге, до живой радости, до творчества, до «елочных игрушек» и «я правда хочу» она просто не доходит.
Мы как будто всё время заняты: внутренними спорами, объяснениями, доказательствами, оправданиями: «я ещё немного потерплю» …
На живость просто не остаётся сил.
Как начать возвращать себе живость: несколько шагов
Если вы узнаёте себя в этих описаниях — это не повод расстраиваться, винить судьбу, обстоятельства и реальных родителей. Ведь мы сами выбираем оставаться ребенком, которому «нельзя» вместо того, чтобы взять на себя взрослую ответственность за свое «можно».
Это повод заметить: во мне всё ещё есть та самая сила, раз она так настойчиво даёт о себе знать через «устал», «не хочу», «мне всё равно».
Попробуйте маленькое внутреннее исследование.
1. Поймайте момент «лени» или «скуки»
Вместо того чтобы в очередной раз сказать себе «я слабый/усталый/неспособный взять себя в руки», спросите:
- Чего я сейчас на самом деле хочу?
- От какого желания я только что отказался?
- Где внутри я сказал себе: «не положено», «не получится», «кому это надо»?
Иногда за скукой прячется очень конкретное:
«Я хочу не вот это вот всё, а другое — просто мне страшно это признать».
И самый главный вопрос:
Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы жизнь стала хоть чуточку лучше?
Какое маленькое, рискованное действие я могу осуществить прямо сейчас?
2. Посмотрите, какой драйв сослан в ссылку: Либидо или Агрессия
Спросите себя:
- Я боюсь приблизиться к чему-то/кому-то, что меня на самом деле притягивает? (к человеку, идее, учебе, творчеству, изменениям);
- Или я боюсь повлиять, изменить, отказать, настоять, заявить о себе, сделать по-своему?
Первое — про Либидо, второе — про Агрессию.
Чаще всего там завязаны оба драйва. Здесь можно честно признаться:
«Да, мне страшно»,
«Да, я привык быть удобным»,
«Да, я давно запретил себе хотеть».
Это не приговор. Это точка, с которой начинается движение.
3. Маленькое действие против Уробороса
Чтобы вытащить энергию из замкнутого круга комплекса, важно не только понимать, но и делать — пусть совсем по чуть-чуть. Вернее, принципиально важно, чтобы именно по чуть-чуть, иначе Эго просто перепугается и отступит, а ум найдет способ переубедить пробовать новое, у него всегда найдется сотня рациональных аргументов.
Это может быть простейшее действие:
- Встать и потянуться вместо того, чтобы в очередной раз листать ленту;
- выбрать себе вещь не «разумную и практичную», а ту, которая вдруг зажгла взор;
- сказать тихое, но честное «нет» там, где раньше автоматом говорили «ну ладно» (сказать хотя бы про себя для начала);
- позволить себе танцевать одному на кухне под музыку, которая вам действительно нравится.
Это могут быть очень простые действия, но у них есть один важный критерий:
они идут вразрез с голосом внутреннего Родителя, который говорит «не надо», «не высовывайся», «потом», «кому это нужно».
И если после такого шага вы вдруг поймаете себя на том, что в груди стало немного теплее, а мир — чуть контрастнее, значит, кусочек вашей Золотой Тени вернулся домой.
Что значит быть живым
Быть живым — это не значит ходить в вечном восторге и празднике.
Это скорее про другое:
- чувствовать, что у меня есть свои желания;
- позволять себе к чему-то тянуться и от чего-то отказываться;
- менять что-то в своей жизни, пусть маленькими шагами;
- признавать свои страхи, но не отдавать им всё управление.
Иногда этого достаточно, чтобы вдруг, совершенно неожиданно,
старая ёлочная игрушка — та самая, которая «не радует» уже много лет —
вдруг засверкала по-новому.
Не потому, что она изменилась.
А потому, что к ней снова подошёл живой человек, который больше не отдаёт свою радость и свою силу на откуп Уроборосу и чужим голосам.
И тогда главный вопрос уже: «Почему меня больше ничего не радует?», а: «Где сейчас живёт моя Золотая Тень — и что я готов(а) сделать, чтобы вывести её на свет?»
С этого вопроса начинается путь не к «идеальной жизни»,
а к своей — живой, иногда странной, иногда несовершенной,
но настоящей.
Дорогой Читатель, я буду очень рада, если в своих комментариях вы поделитесь теми маленькими действиями, в которых вы решили рискнуть.
С верой в нас и наше наилучшее настоящее,
Александра Сергеева.
Предыдущая статья о Золотой Тени здесь.
Подписывайтесь на канал, в ближайшее время я продолжу тему Золотой Тени.