Найти в Дзене
Строительный мир

Возрождение российской авиации: Ту-214 между планами и реальностью

Ещё пять лет назад никто не верил, что Россия сможет возродить производство собственных пассажирских самолётов. Boeing и Airbus казались вечными хозяевами российского неба. Санкции 2022 года поставили авиаотрасль на грань катастрофы — запчастей нет, новых поставок не будет, а старый флот изнашивается с каждым днём. И тогда взгляды всей страны устремились на Казань, где на легендарном авиазаводе им. Горбунова решили поднять из забвения Ту-214. Сегодня этот среднемагистральный лайнер — главная надежда российской гражданской авиации. Но сможет ли Казань справиться с амбициозными планами, когда за три года нужно сделать то, что не делалось 30 лет? По состоянию на конец 2025 года Казанский авиационный завод выпустил один новый импортозамещённый Ту-214 с бортовым номером RA-64536. История выпуска этого самолёта показательна и поучительна. Изначально на 2025 год планировали произвести четыре самолёта. Затем план скорректировали до трёх машин. Но в итоге удалось выпустить только один борт.
Оглавление

Ещё пять лет назад никто не верил, что Россия сможет возродить производство собственных пассажирских самолётов. Boeing и Airbus казались вечными хозяевами российского неба. Санкции 2022 года поставили авиаотрасль на грань катастрофы — запчастей нет, новых поставок не будет, а старый флот изнашивается с каждым днём. И тогда взгляды всей страны устремились на Казань, где на легендарном авиазаводе им. Горбунова решили поднять из забвения Ту-214. Сегодня этот среднемагистральный лайнер — главная надежда российской гражданской авиации. Но сможет ли Казань справиться с амбициозными планами, когда за три года нужно сделать то, что не делалось 30 лет?

Итоги 2025 года

Ту-214, (источник: ixbt.com)
Ту-214, (источник: ixbt.com)

По состоянию на конец 2025 года Казанский авиационный завод выпустил один новый импортозамещённый Ту-214 с бортовым номером RA-64536.

История выпуска этого самолёта показательна и поучительна. Изначально на 2025 год планировали произвести четыре самолёта. Затем план скорректировали до трёх машин. Но в итоге удалось выпустить только один борт. Вице-премьер Татарстана Олег Коробченко объяснил ситуацию прямо: завод пытается за три года сделать то, что не делалось уже 30 лет. За это время были утрачены компетенции, ушли специалисты, а производственные мощности требовали глубокой модернизации.​

Реальные производственные ограничения оказались жёстче прогнозов. По оценкам отраслевых экспертов, фактическая производственная мощность завода не превышает пяти-шести самолётов в год. Основные проблемы — нехватка инженеров, недостаток финансирования и дефицит комплектующих. Многие поставщики не успевают отгрузить критические детали, так как приоритет отдаётся военным заказам.​

Серийное производство: история остановок и рестартов

Ту-214, (источник: www1.ru)
Ту-214, (источник: www1.ru)

Серийное производство коммерческой версии Ту-214 прекратили в апреле 2010 года. Возобновление состоялось в апреле 2022 года — после того, как западные санкции перекрыли поставки Boeing и Airbus российским перевозчикам. Фактически отрасль пришлось поднимать с нуля.​

На практике это означает восстановление уже собранных машин, а не выпуск новых. Red Wings получила два восстановленных борта: RA-64518 в декабре 2023 года и RA-64549 в сентябре 2025 года. Это восстановленные самолёты 2008-2009 годов выпуска, а не машины, построенные после 2022 года.​

Борт RA-64536 — единственный полностью новый самолёт, собранный по современной программе импортозамещения. На текущий момент его будущий заказчик остаётся неопределённым.​

Кто ждёт казанские самолёты

Несмотря на производственные сложности, спрос на Ту-214 остаётся высоким. По данным Объединённой авиастроительной корпорации, оформлены предварительные заказы на более чем 200 машин от крупнейших российских перевозчиков, хотя основные поставки планируются только с 2027 года.

Распределение заказов выглядит так:

S7 Airlines — более 100 самолётов. Новосибирский перевозчик сделал самую крупную ставку на казанскую машину в ноябре 2025 года.​

Группа «Аэрофлот» — 40 самолётов, из которых 11 переведены в твёрдый контракт. Примечательно, что изначально «Аэрофлот» планировал заменить Ту-214 на более современные МС-21, но пока оба типа остаются в портфеле заказов.​

ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) — 41 самолёт для последующей передачи региональным перевозчикам.​

ИрАэро — 9 самолётов для развития маршрутной сети в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.​

Red Wings — единственный действующий коммерческий эксплуатант. На текущий момент в парке компании три самолёта семейства Ту-204/214, в основном восстановленные машины.​

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов неоднократно призывал авиакомпании заранее заключать контракты. Производство самолётов имеет длинный цикл, и выстраивать очередь нужно уже сейчас.

Технические характеристики Ту-214

Ту-214, (источник: rt.rbc.ru)
Ту-214, (источник: rt.rbc.ru)

Ту-214 — российский узкофюзеляжный среднемагистральный лайнер, разработанный ОАО «Туполев» на базе семейства Ту-204. Первый полёт состоялся 21 марта 1996 года, а сертификат лётной годности машина получила в 2000 году.​

Основные параметры самолёта:

  • Вместимость: до 210 пассажиров в моноклассной компоновке или 175 — в двухклассной
  • Дальность полёта: до 6500 километров с полной загрузкой
  • Максимальная взлётная масса: 110,75 тонны
  • Максимальная коммерческая нагрузка: 25,2 тонны
  • Двигатели: два турбовентиляторных ПС-90А российского производства
  • Экипаж: 3 человека (планируется переход на 2-человеческий экипаж)

Ключевое преимущество Ту-214 — полная локализация производства на современном этапе. Первый полёт машины с полностью отечественными компонентами состоялся 20 ноября 2024 года. Это стало переломным моментом в программе импортозамещения.​

Сертификация и импортозамещение

Параллельно с наращиванием производства идёт сертификация обновлённой версии самолёта. По данным «Ростеха», к середине 2025 года выполнено более 40 сертификационных полётов.

В машине уже заменены и сертифицированы девять ключевых импортных комплектующих. Ещё по 46 системам продолжаются испытания на летающей лаборатории. Работа идёт по всем направлениям: от бортовой электроники до противообледенительных систем.

Для ускорения процесса в Казани воссоздаётся филиал КБ «Туполев». Перед ним стоит задача вернуть опытных специалистов и привлечь молодые кадры. Кроме того, необходима глубокая модернизация самой конструкции самолёта — упрощение сборки и снижение массы.

Реалистичный график поставок

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов, (источник: rbc.ru)
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов, (источник: rbc.ru)

Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России, производство Ту-214 должно выйти на следующие показатели:​

  • 2027 год — 17 самолётов
  • 2028–2029 годы — 20 самолётов ежегодно
  • До 2030 года — суммарно 115 машин

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов во время визита в Казань в августе 2025 года подтвердил: завод выйдет на темп 20 самолётов в год к 2028–2029 году. Для этого в 2025-2026 годах на предприятии вводятся в эксплуатацию основные промышленные объекты — новые цеха, оборудование и логистические мощности.​

Коммерческие авиакомпании начнут массово получать Ту-214 не ранее 2027 года. До этого момента производство работает преимущественно на государственные нужды, включая специальный летный отряд «Россия», и на отработку технологий.​

Ту-214 сегодня

Это единственный готовый к серийному производству среднемагистральный лайнер в России. Пока МС-21 завершает сертификацию, именно казанская «тушка» способна закрыть острый дефицит воздушных судов.

Без новых самолётов российские авиакомпании рискуют сократить маршрутную сеть, а билеты продолжат дорожать. Однако текущие производственные реалии показывают, что восстановление российской авиации — процесс более долгий и сложный, чем первоначально планировалось. Успех программы Ту-214 зависит не только от амбиций, но и от способности индустрии решить проблемы кадрового дефицита и нехватки комплектующих.

А как вы считаете:

Сможет ли Казанский авиазавод выйти на заявленные темпы производства?

Верите ли вы, что Ту-214 заменит западные самолёты на российских маршрутах?

Пишите ваши ответы в комментариях!

Подписывайтесь на Строительный мир — впереди ещё больше материалов о возрождении отечественной промышленности.