Найти в Дзене

Когда проблемы закончились, а эмоции не справляются

Начиная с первых шагов взрослой жизни, мы учимся справляться с кризисами. С долгами, увольнениями, разводами, болезнями. Учимся — и, бывает, справляемся. Платёжки закрываются, кредиты гасятся, работа находится, здоровье стабилизируется. Тело уже не в бегах. Пульс ровный, засыпать становится все легче. Но разум продолжает жить в прошлом. В том самом месяце, когда зарплата не покрывала даже текущие кредиты, или в той ночи, когда не покидали мысли о том, где брать деньги. Это состояние можно назвать пост-стрессовым вакуумом, когда внешняя угроза исчезла, а внутренняя сигнализация всё ещё срабатывает на полную мощность. Мозг уже привык считать секунды до следующего удара, и вы не разрешаете себе расслабиться. И получается, что мы еще не осознали, что уже находимся в безопасности. Разум всё ещё в тревоге. Представьте, что не один год человек выкарабкивался из долговой ямы — перекредитовывался, торговался с банками, брал подработки, сидел на двух ставках, недосыпал. И наступил тот самый день

Начиная с первых шагов взрослой жизни, мы учимся справляться с кризисами. С долгами, увольнениями, разводами, болезнями. Учимся — и, бывает, справляемся. Платёжки закрываются, кредиты гасятся, работа находится, здоровье стабилизируется.

Тело уже не в бегах. Пульс ровный, засыпать становится все легче. Но разум продолжает жить в прошлом. В том самом месяце, когда зарплата не покрывала даже текущие кредиты, или в той ночи, когда не покидали мысли о том, где брать деньги.

Это состояние можно назвать пост-стрессовым вакуумом, когда внешняя угроза исчезла, а внутренняя сигнализация всё ещё срабатывает на полную мощность. Мозг уже привык считать секунды до следующего удара, и вы не разрешаете себе расслабиться.

И получается, что мы еще не осознали, что уже находимся в безопасности. Разум всё ещё в тревоге.

Представьте, что не один год человек выкарабкивался из долговой ямы — перекредитовывался, торговался с банками, брал подработки, сидел на двух ставках, недосыпал. И наступил тот самый день: последний платёж отправлен. Стало тихо. Баланс на счету даже с небольшим плюсом. Можно выдохнуть.

Но вместо облегчения приходит неуверенность. Кажется: «А вдруг это пауза перед новым обвалом?»

— Положить деньги на депозит? Да, но вдруг прямо сейчас что-то сломается. И снова брать кредит?

— Записаться на профессиональную переподготовку? Хочется, но ведь еще не накоплены подушка безопасности на полгода вперёд.

— Принять приглашение коллеги на встречу? Это снова траты, надо подождать.

Эмоции не отстают от событий, они застревают. Человек продолжает экономить на мелочах, хотя уже многое может себе позволить. Бережёт силы, хотя запасы давно восстановились. Избегает решений, потому что бессознательно уверен, что любое действие — риск.

Такое состояние мешает, но это может быть неочевидно. Оно мешает строить планы, мешает радоваться, не дает расслабиться и спокойно просчитывать шаги.

Если в таком разобранном состоянии подумать, что устойчивость дает способность к медленному восстановлению, тогда можно будет меньше требовать от себя. Если тело после болезни нуждается в реабилитации, то психика после потрясений — в эмоциональном восстановлении.

Справившись с кризисом, мы не обязаны требовать от себя спокойствия или какого-то конкретного эмоционального состояния. Можно просто быть добрее к себе.

Внимательно следим за своим внутренним балансом, обращая внимание не только на победы и поражения, но и на бережное восстановление после них.