Найти в Дзене

Как выполнить задания ПРОВЕРЬ СЕБЯ из раздела СОСТАВ СЛОВА

Разбираем проверочные задания по теме. Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России. Задание 1 Как выполнить задание Чтобы найти в словах приставку, корень или суффикс, следует подобрать однокоренные слова к каждому слову. Находим приставку. Подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без нее: позвонит – перезвонит, зазвонит, звонит. Часть слова перед корнем, которая «исчезла» – по-. Это приставка: позвонит. Находим корень. Подбираем однокоренные слова к слову снежок: снежинка, снежный, заснеженный. Во всех слова общая часть с похожим смыслом - -снеж-. Это корень: снежок. Находим суффикс. Подбираем однокоренные слова с другим суффиксом или без него: медвежонок – медведь, медвежий, медвежата. Часть слова после корня, которая не встречается в других словах - -онок-. Это суффикс: медвежонок. Чтобы найти в слове окончание, следует изменить форму слова: гроза – грозы, грозо

Разбираем проверочные задания по теме.

Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Задание 1

-2

Как выполнить задание

Чтобы найти в словах приставку, корень или суффикс, следует подобрать однокоренные слова к каждому слову.

Находим приставку. Подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без нее: позвонитперезвонит, зазвонит, звонит. Часть слова перед корнем, которая «исчезла» – по-. Это приставка: позвонит.

Находим корень. Подбираем однокоренные слова к слову снежок: снежинка, снежный, заснеженный. Во всех слова общая часть с похожим смыслом - -снеж-. Это корень: снежок.

Находим суффикс. Подбираем однокоренные слова с другим суффиксом или без него: медвежонок – медведь, медвежий, медвежата. Часть слова после корня, которая не встречается в других словах - -онок-. Это суффикс: медвежонок.

Чтобы найти в слове окончание, следует изменить форму слова: гроза – грозы, грозой, грозу. Часть слова, которая изменяется – это окончание. В нашем слове это : гроза.

Задание 2

-3

Как выполнить задание

Слова вязать и вязкий имеют одинаковую общую часть -вяз-. Но при этом лексическое значение слов разное: вязать – что-то скреплять, связывать веревкой, вязкий – густой, липкий, тягучий. Поскольку смысл слов различается, они НЕ являются однокоренными.

Задание 3

-4

Как выполнить задание

Определяем лишние слова в группах.

Группа 1:

Лишнее слово: берега. Это другая форма слова берег, а все остальные слова – однокоренные.

Группа 2:

Лишнее слово: синий. Состав этого слова корень+окончание. При этом все остальные слова имеют состав корень+суффикс+окончание. Суффиксом у них является -н-.

Схемы слов:

-5

Группа 3:

Лишнее слово: пальто. Это неизменяемое слово, не имеет окончания. Остальные слова в группе могут иметь другие формы.

Задание 4

-6

Как выполнить задание

Все слова обозначают цвета или что-то связанное с цветом (признак, действие). Слова можно разделить на группы в зависимости от состава слова:

Белый, жёлтый – состав слов корень+окончание -ый. Основу слова составляет только корень.

Побелеть, покраснеть – глаголы, у которых состав слов приставка по-+корень+суффиксы -е-, -ть, окончание нулевое.

Белизна, желтизна – имена существительные, состав слов корень+суффикс -изн-+окончание . Основа слова: корень+суффикс.

Голубенький, беленький – имена прилагательные, состав слов корень+суффикс -еньк-+окончание -ий. Основа слова: корень+суффикс.

°

Составляем схему выделенного слова:

-7

Примеры других слов с таким же составом: маленький, тёпленькая, лампочка, солонка, бегущий.

Задание 5

-8

Как выполнить задание

Разбираем слова по составу, как указано в памятке 5:

Подоконник

1. Лексическое значение:

Подоконник – плита, встроенная в нижнюю часть оконного проема, горизонтальная поверхность под окном.

Это имя существительное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: подоконники, подоконнику, подоконника. В этих словах появляется изменяемая часть слова, которой нет в исходном слове. В нашем слове окончание нулевое: подоконник.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: подоконник.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: оконный, окошко, окно. Общая одинаковая часть во всех словах – -окон- (-окош-, -окн-). Это корень: подоконник.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. Подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без нее: оконный, внутриоконный, заоконный. Изменяемая часть перед корнем – под-. Это приставка: подоконник.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ник-. Выделяем суффикс в слове: подоконник.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-9

Снежинки

1. Лексическое значение:

Снежинки – маленькие частички снега.

Это имя существительное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: снежинка, снежинкой, снежинку. При этом в слове исчезла буква и. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: снежинки.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: снежинки.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: снежный, снежок, подснежник. Общая одинаковая часть во всех словах – -снеж-. Это корень: снежинки.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -инк-. Выделяем суффикс в слове: снежинки.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-10

Пришкольный

1. Лексическое значение:

Пришкольный – расположенный около здания школы.

Это имя прилагательное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: пришкольная, пришкольному, пришкольные. При этом в слове исчезло буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: пришкольный.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: пришкольный.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: школьный, дошкольник, школа. Общая одинаковая часть во всех словах – -школ-. Это корень: пришкольный.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. Подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без нее: школьный, дошкольный, внутришкольный. Изменяемая часть перед корнем – при-. Это приставка: пришкольный.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: пришкольный.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-11

Задание 6

-12

Как выполнить задание

Однокоренные слова с заданным значением к слову дорога:

  • маленькая узкая дорога – дорожка;
  • тот, кто строит дороги – дорожник;
  • прилагательное к слову дорогадорожный;
  • трава, растущая вдоль дороги – подорожник.

Во всех словах корень -дорож-.

Задание 7

-13

Как выполнить задание

Определяем загаданное слово:

  • корень, как в слове осинник-осин-;
  • приставка, как в слове подберёзовикпод-;
  • суффикс, как в слове подберёзовик-ов- и -ик-;
  • окончание, как в слове подберёзовикнулевое.

Получаем: под-осин-ов-ик.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Как выполнить домашние задания в третьем классе по теме ОСНОВА СЛОВА