Найти в Дзене

Как выполнить домашние задания в третьем классе по теме ОСНОВА СЛОВА

На примерах из упражнений закрепляем все, что узнали про состав слова. Учимся находить основу, делить слова на «кусочки» и определять их значение. Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России. Задание 190 Как выполнить задание На вопрос Ослика мы ответим так: пиро́ги не пекли, их делали из дерева. ° Выделенные слова НЕ являются однокоренными. Это омонимы: слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. Так, пироги́ – это кулинарные изделия с начинкой (ед.число пиро́г), а пиро́ги – лодки у индейцев и других племен (ед.число пиро́га). ° Подбираем однокоренные слова к слову пироги́: Пирожок, пирожочек, пироговая, пирожковый, пирожковая, пирожница, пирожник, пирожное, пирожный. ° Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор: Лодки [ло́тк’и] – 2 слога. л - [л] – согл., звон. непарн., твёрд. парн.; о - [о́] – гласн., ударн.; д - [т] – согл., г

На примерах из упражнений закрепляем все, что узнали про состав слова. Учимся находить основу, делить слова на «кусочки» и определять их значение.

Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Задание 190

-2

Как выполнить задание

На вопрос Ослика мы ответим так: пиро́ги не пекли, их делали из дерева.

°

Выделенные слова НЕ являются однокоренными.

Это омонимы: слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. Так, пироги́ – это кулинарные изделия с начинкой (ед.число пиро́г), а пиро́ги – лодки у индейцев и других племен (ед.число пиро́га).

°

Подбираем однокоренные слова к слову пироги́:

Пирожок, пирожочек, пироговая, пирожковый, пирожковая, пирожница, пирожник, пирожное, пирожный.

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Лодки [ло́тк’и] – 2 слога.

л - [л] – согл., звон. непарн., твёрд. парн.;

о - [о́] – гласн., ударн.;

д - [т] – согл., глух. парн., твёрд. парн.;

к - [к’] – согл., глух. парн., мягк. парн.;

и - [и] – гласн., безуд.

5 б., 5 зв.

Задание 191

-3

Как выполнить задание

В данных словосочетаниях использованы слова, которые являются неизменяемыми. У них нет других форм, слова состоят только из основы и не имеют окончаний.

°

Подчеркиваем неизменяемые слова:

-4

Задание 192

-5

Как выполнить задание

Отгадываем загадку:

  • корень, как в слове дружить-друж-;
  • приставка, как в слове поехатьпо-;
  • суффикс, как в слове ночка-к-;
  • окончание, как в слове книга.

Получаем слово: по-друж-к-а.

°

Определяем лексическое значение слова:

Подружка – девочка, с которой ты дружишь.

Выделяем части слова:

-6

°

Составляем свою загадку.

Вариант 1:

  • корень, как в слове сахарный;
  • приставка, как в слове стол;
  • суффикс, как в слове супница;
  • окончание, как в слове роза.

Загаданное слово: сахар-ниц-а.

Вариант 2:

  • корень, как в слове облачность;
  • приставка, как в слове заход;
  • суффикс, как в слове школьный;
  • окончание, как в слове белые.

Загаданное слово: за-облач-н-ые.

Задание 193

-7

Как выполнить задание

Схема 1:

Пословица содержит имена существительные и глаголы, которые состоят из корня и окончания (также окончание может быть нулевым). Имена существительные нам неизвестны. А корни глаголов известны. Подбираем к корням корм- и порт- однокоренные глаголы: кормит, портит. Вспоминаем пословицу с этими глаголами.

Получаем: Труд кормит, а лень портит.

Схема 2:

В пословице два глагола с разными приставками и окончанием -ишь. Подбираем слова с подходящими корнями: по-спеш-ишь, на-смеш-ишь. Также есть существительное с корнем люд-. Ударение в нем падает на окончание. Вариант один: люд-е́й.

Получаем: Поспешишь – людей насмешишь.

°

Записываем пословицы, выделяем части слов:

-8

Мы видим, что пословицы полностью соответствуют схемам, данным в задании.

Задание 194

-9

Как выполнить задание

Слова в каждой паре имеют одинаковый состав.

Моряк, рыбак – имена существительные, обозначают род деятельности человека. Имеют нулевые окончания. Схема слов:

-10

Холмистый, серебристый – имена прилагательные, имеют одинаковые суффиксы и окончания. Схема слов:

-11
Важно понимать: схемы слов могут совпадать (как у первой и второй пар слов). Но при этом сами слова полностью различаются!

Перепрыгнул, перешагнул – глаголы, имеют одинаковые приставки, суффиксы и нулевые окончания. Схема слов:

-12

Такси, кофе – имена существительные. Неизменяемые слова, не имеют окончаний. Схема слов:

-13

°

Состав слова серебристый, выделяем все части слова:

-14

Задание 195

-15

Как выполнить задание

°

Тема текста: про скворцов осенью.

Основная мысль текста: как скворцы прощаются с родным скворечником.

Примеры заголовков: Осень, Перед полетом, Прощание с домом, Осенние хлопоты, Как скворцы собираются в путь, Семья скворцов, Грустное прощание, Осеннее расставание.

°

Выделяем в тексте три части соответственно плану:

1. Одинокий скворечник.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.

2. Прощальная песенка.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.

3. В далёкий путь.

Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Скворчиха [скварч’и́ха] – 3 слога;

с - [с] – согл., глух. парн., твёрд. парн.;

к - [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.;

в - [в] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.;

о - [а] – гласн., безуд.;

р - [р] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн.;

ч - [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.;

и - [и́] – гласн., ударн.;

х - [х] – согл., глух. непарн., твёрд. парн.;

а - [а] – гласн., безуд.

9 б., 9 зв.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Готовое домашнее задание для третьеклассника по теме ЧТО ТАКОЕ ОСНОВА СЛОВА