Если задать вопрос об именах создателей первых броненосцев, то подавляющее большинство читателей мгновенно назовут адмирала А. Пексана или императора Наполеона III. Некоторые, наверняка, вспомнят Р. Фултона, создателя первого военного парового корабля «Демологос» для флота США — деревянного судна водоизмещением 2475 т, длиной 47,5 м. Оно представляло собой катамаран и приводилось в движение одним гребным колесом, помещенным между корпусами, в одном из которых располагалась машина, а в другом — котлы. Защита обеспечивалась несколькими слоями перекрещенных деревянных балок, достигающих толщины 1,5 м. В этом своеобразном каземате имелись узкие, наподобие крепостных, амбразуры для артиллерии. Вооружение состояло из двадцати 32-фунтовых пушек, которые размещались в батареях по восемь с каждого борта, плюс по две спереди и сзади.
Вырабатывавшийся котлами пар также использовался для подогрева ядер, поэтому батарея могла стрелять и калеными ядрами, смертельными для деревянных кораблей.
«Демологос» вошел в строй в сентябре 1815 года и затонул в 1829 году после четырнадцати лет мирной службы. Этот «деревоносец» имел надежную защиту от всех видов орудий своего времени, даже тяжелой артиллерии, но был бы совершенно беззащитен против бомбических орудий 1850–1860-х годов, поэтому историки военно-морской техники обычно говорят об этом корабле только как об одном из парадоксов.
Вместе с тем в стране, находящейся вроде бы на задворках цивилизации, почти за 220 лет до Фултона был создан корабль, который по всем признакам соответствует истинным броненосцам.
Мало того, этот корабль с огромным успехом использовался в боях 1592–1598 годов во время японо-корейской войны.
Корея в течение многих столетий была ареной постоянных войн и нашествий различных иноземных захватчиков, но самыми злейшими врагами были все-таки японские самураи. Очередной виток агрессии пришелся на конец XVI века, когда Тоетами Хидэеси — сегун и фактический правитель Японии — замыслил создать огромную империю, в которую должны были войти Корея, Китай и Филиппины. Хидэеси поддержали феодальные князья.
Для воплощения замысла в жизнь в его распоряжении имелись войска численностью в 500 тысяч человек (цифра по тем временам просто фантастическая). В большинстве это были солдаты-профессионалы, умевшие хорошо обращаться с холодным и огнестрельным оружием, а на вооружение были приняты (впервые в Азии) вполне современные мушкеты.
В начале 1592 года Япония подготовила для вторжения в Корею 220-тысячную армию и флот, насчитывающий несколько сот кораблей и девять тысяч человек команды. Весной 1592 года завоеватели несколькими группами отправились к корейским берегам. 25 мая первая группа (18 тыс. человек) на 350 кораблях высадилась в Пусане и быстро овладела городом, несмотря на отчаянное сопротивление малочисленного гарнизона и населения. Не встречая больше организованного противодействия, японцы стали быстро продвигаться на север. Вторая группа (22 тыс. человек), высадившаяся на южном побережье, двинулась через города Учхон и Синнен на север. Почти одновременно с ней в устье реки Нактонаг высадилась третья группа (11 тыс. человек), которая захватила город Чхонвок. Вслед за этими войсками японцы направили в Корею основные силы (80 тыс. человек) и остальной флот.
Правящие круги Кореи, разъедаемые борьбой клик, оказались не способны организовать отпор захватчикам. Немногочисленные и плохо вооруженные правительственные войска, руководимые бездарными генералами, терпели одно поражение за другим. Сломив сопротивление 8-тысячной королевской гвардии, японцы овладели стратегическими горными перевалами, разгромили другие корейские отряды у города Чхунжу и устремились к Хонсану (Сеулу). 10 июня охваченное паникой королевское правительство бежало из столицы. В начале июля японцы без боя вступили в Хонсан. Запоздалая попытка 50-тысячного войска трех южных провинций изгнать захватчиков из столицы успеха не имела.
Заняв Хонсан, японцы продолжили наступление на север, но на рубеже реки Имжинган столкнулись с упор- ной обороной. Прибегнув к военной хитрости (симулировав отступление), японцы выманили корейские войскаиз укреплений и мощным контрударом разгромили их. Казалось, страна повержена окончательно, и корейскому государству, насчитывающему почти девять столетий истории, суждено неизбежное превращение в заурядную провинцию империи Ямато. Исход войны был почти предрешен, но в это время агрессор получил удар по самому уязвимому месту с совершенно неожиданной стороны: на сцену вышел корейский флот, который уже не принимался в расчет.
Накануне вторжения японцев этот сравнительно небольшой флот состоял из четырех самостоятельных флотилий, две из которых были потеряны сразу же в начале войны в результате внезапного удара (как тут не вспомнить Порт-Артур и Перл-Харбор). Лишь флотилия адмирала Ли Сун Сина, состоящая из 85 кораблей, оказала достойное сопротивление агрессору. Выйдя в начале июня из своей базы Йосо, она обнаружила 50 японских судов у восточного берега острова Коджедо, атаковала их и потопила 26 кораблей с десантом. Зайдя в порт Ханпхо, корейская флотилия потопила там еще пять больших японских судов. Еще 11 кораблей были уничтожены при атаке порта Чокчирко. Японцы понесли очень большие потери в живой силе, а Ли Сун Син не потерял ни одного корабля. Решающую роль в этом, безусловно, сыграла личность самого флотоводца.
Будущий адмирал родился в 1545 году в городе Сеуле в семье знатного дворянина. С детства он отличался исключительными способностями, упорством и трудолюбием. Мальчик был не по летам развит и любознателен. Получив блестящее домашнее образование по общим наукам, он приступил к изучению военного дела в королевском военном учебном заведении в Сеуле. Учился Ли Сун Син очень хорошо: он не знал себе равных ни в науках, ни в стрельбе из лука. По завершении обучения Ли служил в различных районах страны, быстро продвигаясь по служебной лестнице. В 1591 году король назначил его на пост командующего флотилией в одну из южных провинций Кореи. В то время основной силой государства считались сухопутные войска, а флот рассматривался как транспортное средство. Ли Сун Син был одним из не- многих, кто придавал флоту значение самостоятельного вида вооруженных сил государства. «Флот является самым лучшим средством обороны страны от неприятеля», — писал он.
Слова адмирала не расходились с делом: его флотилия уже через год резко выделялась как уровнем подготовки экипажей, так и отменным состоянием кораблей. Наряду с перестройкой старых, Ли Сун Син создал корабли новой конструкции, получившие название «кобуксон» (судно-черепаха). По словам английского историка, «судно-черепаха» на 300 лет опередило броненосные корабли Запада. Знатоки Востока, в свою очередь, утверждают, что владельцы «кобуксонов», первых в мире броненосцев, «могли идти в сражение с такой же уверенностью, как наш современный линкор мог вступать в сражение с кораблями прошлого века». План Ли Сун Сина заключался в том, чтобы, завоевав господство на море, не допустить высадки японских подкреплений и парализовать действия уже высаженных частей.
Объединив под своим началом четвертую флотилию и остатки двух других, Ли Сун Син 9 июля 1592 года вступил у острова Намхэдо в новый бой с японским флотом и уничтожил 12 больших кораблей. В этом сражении корейский адмирал впервые применил «кобуксоны» — корабли, покрытые металлической броней. Испытание показало практически полную их неуязвимость, значительную огневую мощь и хорошую маневренность. От полного разгрома японцев спасло только поспешное бегство.
_______________________________________
Перед Вами отрывок из журнала "Гангут" №55.
Приобрести и прочитать журнал "Гангут" №55. полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий