Lada Vesta остаётся одним из самых популярных автомобилей на российском вторичном рынке. Но насколько живуча эта машина после солидного пробега? Разберём болячки модели на примере седана 2021 г. с 208 000 км на одометре, отработавшего в такси.
Кузов
Глобальных проблем с коррозией у Vesta нет, но лакокрасочное покрытие откровенно тонкое. Куда попадают камни и пескоструй, быстро образуются сколы — через пару зим начинают цвести. Хром превращается в расходник, фары затираются, а ветровые стёкла изнашиваются с поразительной скоростью.
Обычно качество автомобилей с годами улучшается, но с Vesta случилось иначе. После 2022 г., когда производство переехало из Ижевска в Тольятти на фоне ухода поставщиков, окраска стала хуже — появились разнотон и потёки. Год выпуска теперь сильно влияет на качество машины.
Салон
Интерьер собран из недорогих материалов, поэтому скрипы здесь норма, особенно в морозы. Скрипит консоль, потолочная панель, дверные ручки. Типичный пластиковый салон, который, впрочем, оказывается достаточно износостойким. Тканевая обивка у обычных владельцев легко переживает 100 000 км, в такси появляются потёртости, но катастрофой это не назовёшь.
Кожзам на руле быстро затирается и трескается, пластиковая версия держится лучше. На машинах после 2022 г. встречаются неровные строчки, небрежная сборка, усиленные скрипы — в условиях дефицита поставщиков АвтоВАЗ адаптировался как мог.
Электрика
Даже на упрощённых антикризисных комплектациях с минимумом электроники проблемы никуда не делись. Ненадёжные жгуты, окисление контактов, некорректная работа датчиков — типичная картина. Датчики температуры врут, часто отказывает стеклоомыватель, электронная приборка моргает или сбрасывает показания.
Владельцу данной машины повезло — у него простые приборы и базовая магнитола. Сенсорные медиасистемы Lada славятся подвисаниями, плохой реакцией экрана и потерей связи с камерой. Правило простое: меньше электроники — меньше проблем. Подогревы сидений, стекла, руля часто отказывают из-за выгоревших контактов или неработающих реле.
Моторы
У Lada Vesta было четыре двигателя, и у каждого свои особенности.
Самый простой вазовский 8-клапанник на 90 л.с. страдает запотеванием масляной крышки, нестабильными холостыми из-за неудачных опор и прошивки ЭБУ, подклиниванием клапана вентиляции картера на морозах. После 2022 г. качество мелких комплектующих ухудшилось, что добавило проблем с утечками масла.
Самый массовый 16-клапанник на 106 л.с. имеет те же утечки плюс перегревы из-за заклинивания термостата или помпы, стук гидрокомпенсаторов к 100 000 км, выход из строя катушек зажигания. Главная засада — до 2018 г. поршни встречались с клапанами при обрыве ремня ГРМ. Потом установили безвтыковые поршни, но ресурс ремня и роликов остался невелик — ревизия каждые 60 000 км обязательна.
Легендарный масложёр 1.8 на 122 л.с. потреблял до 1 л. масла на 1000 км из-за проблем с маслосъёмными кольцами. Владельцы добирались до капремонта к 70-100 000 км, когда клинило редукционный клапан маслонасоса и начиналось масляное голодание.
Плюс мотор гнул клапана при обрыве ремня. В 2024 г. вышла версия 1.8 EVO с изменённой системой смазки и безвтыковыми поршнями. По первым отзывам мотор удачный, хотя жалобы на расход масла и детонацию на 92-м бензине остались.
Импортный Renault 1.6 на 113 л.с. по надёжности соперничает с российским 8-клапанником, но требует регулировки клапанов, замены цепи ГРМ к 100-120 000 км и чувствителен к качеству свечей и фильтров. Проблемы с холодным пуском из-за засорения дроссельной заслонки и неоптимальной прошивки добавляют хлопот.
При соблюдении регламентов и использовании качественных запчастей каждый мотор способен пройти 250-300 000 км и больше.
Трансмиссии
Пятиступенчатые механики Renault ходили по 250-300 000 км, слегка потели маслом, но серьёзных проблем не было. После ухода Renault их заменили вазовскими — по ресурсу не уступали, но работали гораздо шумнее на второй и третьей передачах.
Печально известный робот АМТ стал самой неудачной трансмиссией — машины дёргались, переключались невпопад, ломались сцепления и актуаторы за 15-25 000 км. АвтоВАЗ убрал его из производства.
Японский вариатор Jatco оказался комфортнее, но капризен. Чтобы продлить срок службы хотя бы до 150 000 км, нужно избегать резких стартов, менять масло каждые 50-60 000 км и желательно установить внешний теплообменник против перегрева.
С 2024 г. АвтоВАЗ ставит китайскую 6-ступенчатую механику и китайский вариатор WLY — клон Jatco. Информации о надёжности пока нет.
Подвеска
Шасси Vesta оказалось живучим, хотя тихим его не назовёшь. Спереди всегда шумят сайлентблоки и стойки амортизаторов — это не поломка, а нормальная работа подвески. На родных компонентах ходит до 120 000 км.
После 2022 г. возникли нарекания на ступичные подшипники и стойки стабилизатора, но впоследствии проблемы устранили. Рулевой механизм беспроблемен до 150 000 км и дальше.
Рулевые наконечники и тяги требуют замены на 70-90 000 км, но замена простая и недорогая. К тормозам вопросов почти нет, хотя штатные колодки с завода немилосердно скрипят — решается заменой на качественный аналог.
Что с конкретной машиной на 208 000 км
Специалист из официального сервисного центра Lada оценил состояние этой машины. Список работ составил примерно 126 000 руб. Первоочередные задачи: замена резистора вентиляторов охлаждения (отсутствует первая скорость), замена передних и задних колодок с дисками из-за следов перегрева и неправильной установки, замена передних стоек амортизаторов, электродиагностика жгута системы зажигания и звукового сигнала.
Машина живая, не убитая, но вложения требует. После ремонта будет служить верой и правдой. По опыту механика, в сервис приезжала Vesta 2019 г. с двигателем 1.6 (16 клапанов) с пробегом около 340 000 км — мотор ещё работал.
Выводы
Самая надёжная комбинация для Vesta — двигатель 1.6 (106 л.с.) вазовский 16-клапанник плюс механика. С качеством после переезда в Тольятти проблемы есть, особенно с электрикой, но всё чинится.
200 000 км для Vesta не приговор. С вазовским мотором ориентировочный ресурс около 250 000 км — всё зависит от обслуживания. Оптимально брать машины с 2018 г. выпуска с пробегом до 150 000 км — пройдут ещё 50-100 тысяч.
Главное: беспроблемность определяется не только модификацией, но и годом выпуска. Машины после 2022 г. требуют пристального внимания к качеству сборки и электрике, зато даже экземпляры из такси с солидным пробегом после нормального ремонта способны дать вторую жизнь.