Гайдн писал гениальную музыку, но был несчастлив 40 лет. История брака, который стал самой долгой ошибкой в жизни композитора. Почему великий композитор женился на сестре той, кого действительно любил?
Свадьба, которая не стала счастьем: как Гайдн женился на сестре своей возлюбленной
26 ноября 1760 года в венском соборе Святого Стефана венчают молодого композитора Йозефа Гайдна и дочь придворного парикмахера Марию Анну Келлер. Ему двадцать восемь, ей тридцать. Для бедного музыканта это шанс обрести дом и устойчивое положение. Но позже сам Гайдн признается, что этот брак не принёс ему ни покоя, ни семейного счастья.
Не та невеста
Задолго до свадьбы сердце Гайдна было отдано другой Келлер — младшей дочери венского парикмахера, Терезии. Он давал ей уроки музыки, а семья помогала начинающему композитору деньгами и связями. Но Терезия выбрала монастырь: в 1756 году она принимает постриг, и, по преданию, Гайдн сочиняет к этому случаю концерт. Отец семейства, Иоганн Петер Келлер, предлагает компромисс: раз Терезия недоступна, не согласится ли музыкант жениться на её старшей сестре? Этот «разумный» брак будет созревать несколько лет.
Свадьба в сердце Вены
Наконец, 26 ноября 1760 года в капелле святого Элигия при соборе Святого Стефана венский священник записывает в метрической книге: «Йозеф Гайдн, музыкант, берёт в жёны Марию Анну Келлер». Для недавнего бедного подмастерья в музыке это шаг вверх: порядочная жена, связи при дворе, видимость благополучия. Уже через год он окажется на службе у князей Эстерхази, начнётся знаменитая «эстерхазская» глава его биографии — но семейная жизнь от этого счастливее не станет.
Дом без детей и без тишины
Брак Гайдна и Марии Анны останется бездетным и, по словам самого композитора, «не особенно счастливым». Позднейшие биографы цитируют его горькое признание: жена не могла иметь детей, «и потому я не был равнодушен к другим женщинам».
Ходили и почти карикатурные истории: будто бы Мария Анна использовала его нотные рукописи как бумагу для завивки волос. Правда это или нет, точно одно: в тот день, когда под сводами собора звучало «да», никто ещё не знал, что впереди сорок лет совместной жизни, в которой музыка Гайдна будет светлой и гармоничной, а вот его брак — примером того, как удачный союз на бумаге не становится союзом сердец.
А ещё в этот день...
Забытый предок Баха, исчезнувший вундеркинд и норвежец, покоривший Париж. Пять удивительных судеб, которые стоит узнать.
Бах до Баха: как один забытый Иоганн запустил музыкальную династию
26 ноября 1604 года в тюрингском Вехмаре родился мальчик по имени Иоганн Бах. До рождения Иоганна Себастьяна ещё почти восемьдесят лет, но именно этот, старший Бах, станет первым в роду, от кого до нас дошла музыка.
Он служит органистом в Швайнфурте и Эрфурте, руководит городскими музыкантами, закладывая то, что потом назовут «эрфуртской линией» семьи Бахов. В разорённой Тридцатилетней войной Германии его музыка звучит в церквах и на городских торжествах, возвращая людям ощущение порядка и опоры.
От Иоганна сохранились всего два мотета и ария, среди них — строгая и светлая пьеса «Unser Leben ist ein Schatten» («Наша жизнь — тень»). В каком-то смысле именно с этих слов начинается история великой династии, которая научит весь мир слышать вечность в музыке.
Вундеркинд, которого забыла история: день рождения пианиста Луи Лакомба
26 ноября 1818 года в городе Бурж родился мальчик, которому пророчили большое будущее в музыке — Луи Лакомб. Уже в семь лет он играет на благотворительном концерте в театре для пострадавших от пожара в Саленсе, а зал обсуждает «маленького гения за роялем». Родители понимают: перед ними не просто способный ребёнок, а редкий талант.
В 1828 году семья перебирается в Париж, чтобы дать сыну шанс. Луи поступает в Консерваторию, попадает в класс Пьера Циммермана и в 1831 году получает первый приз по фортепиано, едва достигнув двенадцати лет. Затем — гастроли по Европе, учёба в Вене у Карла Черни, Симона Сехтера и Зейфрида, первые пьесы и увертюры, мечты о больших оркестровых полотнах.
Позже Лакомб пишет драматические симфонии «Манфред», «Арва, или Венгры», оперу «Ла Мадонна», а после его смерти выходит книга «Философия и музыка» — размышления композитора о смысле искусства. Сегодня его имя почти не встретишь в учебниках, но в его день рождения можно включить забытый вальс или фрагмент симфонии и услышать голос XIX века, который несправедливо заглушили более громкие имена.
Как норвежец стал наследником Шопена: история Томаса Теллефсена
26 ноября 1823 года в Тронхейме родился Томас Теллефсен — норвежский пианист, связавший северные напевы с поэтическим фортепиано Фридерика Шопена. Сын церковного органиста, он с детства играл хоралы и в 19 лет решился уехать в Париж.
Получить уроки у Шопена было почти невозможно, но Теллефсен настойчиво искал нужные знакомства — и всё-таки оказался в его гостиной. В итоге он стал учеником и другом композитора, перенял его манеру игры и выступал рядом с ним.
В своих сочинениях Теллефсен сплетал шопеновские мазурки с интонациями норвежских мелодий. Его называют одним из предшественников Эдварда Грига: через музыку этого ученика Шопена строгие пейзажи Норвегии тихо вошли в салоны Парижа.
Мальчик-сирота, который победил и исчез: судьба Гуго Ульриха
26 ноября 1827 года в городке Оппельн родился Гуго Ульрих — мальчик, к двенадцати годам оставшийся без родителей. Однако одаренность сироты разглядели учителя: они подарили ему бесплатные уроки, обеспечили стипендией и открыли дорогу в Берлин, где Ульрих полностью погрузился в мир композиции.
Его ждал головокружительный взлет: симфония молодого немца получила высшую награду Королевской бельгийской академии, а «Symphonie triomphale» с триумфом звучала на премьере в Брюсселе и по всей Германии. Но блестящую карьеру оборвали тяжелая болезнь и разрушительная самокритика. Композитор оставил преподавание и почти перестал сочинять.
Зарабатывая на жизнь, он стал аранжировщиком, перекладывая симфонии Гайдна и Моцарта. Так многообещающий композитор, от которого ждали рождения нового классика, бесследно растворился в тени великих.
Как Верди переделал свой хит ради Парижа: премьера оперы «Иерусалим»
26 ноября 1847 года в парижской Опере случилось нечто большее, чем просто премьера. Публика, ожидавшая очередную итальянскую оперу, стала свидетелем рождения первой французской гран-оперы Джузеппе Верди — «Иерусалим».
Но маэстро не стал писать музыку с нуля. Он провел ювелирную работу, взяв за основу свою раннюю оперу «Ломбардцы в первом крестовом походе». Верди не просто перевел её на французский — он изменил имена героев, переписал финал и, что важнее, учел вкусы парижан. Композитор расширил оркестр, добавил масштабный балет в третьем акте и придал всей истории о крестовом походе невиданный доселе блеск.
Премьера в зале Саль Ле Пелетье не стала оглушительным триумфом, но именно она стала для Верди творческой лабораторией. Здесь он впервые примерил на себя формат парижской сцены, который в будущем приведет его к таким шедеврам, как «Сицилийская вечерня».
А какая история из этого выпуска произвела на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях.
#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #ЙозефГайдн #ИоганнБах #ДинастияБахов #ЛуиЛакомб #ТомасТеллефсен #ГугоУльрих #Верди
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.