Найти в Дзене
NewMan

АСЫ БАСА — Гедди Ли (Rush)

Всем читателям пламенный басовый привет! Ну вот мы с вами и добрались до Гедди Ли, хотя с учетом моей давней любви к прог-року и таланта этого замечательного басиста (да еще и вокалиста, да еще и фронтмена выдающейся группы) это нужно было сделать чуток пораньше. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. На сцене с Rush Гедди Ли всегда был мастером многозадачности, играя на клавишных и синтезаторах с ножным управлением и одновременно оттачивая смелые вокальные партии. Но его игра на басу, жесткая, упругая и какая-то жилистая (если можно так сказать), но в то же время удивительно ловкая и акцентированная с нужным количеством дерзкой ярости, сделала его легендой для поклонников умного прогрессивного рока и одним из ключевых связующих звеньев между пионерами шестидесятых, такими как Джек Брюс и Джон Энтвисл и новаторами девяностых, такие как Лес Клейпул и Тим Коммерфорд из "Rage Against the Machine". Игра Ли добавляла гибкости и удивительного фанка в каждую эпоху существован
Оглавление

-2

-3

Всем читателям пламенный басовый привет!

Ну вот мы с вами и добрались до Гедди Ли, хотя с учетом моей давней любви к прог-року и таланта этого замечательного басиста (да еще и вокалиста, да еще и фронтмена выдающейся группы) это нужно было сделать чуток пораньше. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

-4

-5

На сцене с Rush Гедди Ли всегда был мастером многозадачности, играя на клавишных и синтезаторах с ножным управлением и одновременно оттачивая смелые вокальные партии.

-6

Но его игра на басу, жесткая, упругая и какая-то жилистая (если можно так сказать), но в то же время удивительно ловкая и акцентированная с нужным количеством дерзкой ярости, сделала его легендой для поклонников умного прогрессивного рока и одним из ключевых связующих звеньев между пионерами шестидесятых, такими как Джек Брюс и Джон Энтвисл и новаторами девяностых, такие как Лес Клейпул и Тим Коммерфорд из "Rage Against the Machine".

Игра Ли добавляла гибкости и удивительного фанка в каждую эпоху существования группы: от высокопрогрессивных альбомов семидесятых, таких как A Farewell to Kings, до жемчужин восьмидесятых, вдохновленных новой волной, таких как Grace Under Pressure , и мощных альбомов девяностых, таких как Counterparts. И его творческие детали — изящная, изогнутая басовая линия из “Cygnus X-1 Book I: The Voyage”, 

или жесткий бриджевый рифф размером 7/4 в «Томе Сойере»,

или стройный танцевальный из «Scars»

Яндекс — поиск по видео

— часто сами по себе выступали в качестве крючков, на которых и держалась вся композиция.

«Он был тем, о ком, когда мне было 14 лет, я подумал: «Боже, мне бы очень хотелось издавать такие звуки»,

— сказал однажды Лес Крейпул о Ли,

— «И я все еще пытаюсь это сделать»

-7

Гедди Ли — (Geddy Lee) — настоящее имя Гэри Ли Вайнриб (Gary Lee Weinrib) — 29 июля 1953, Торонто, Онтарио, Канада) — основной вокалист, басист, клавишник, композитор, сердце и пламенный мотор великой группы прогрессивного рока под названием Rush.

Про саму группу я сегодня долго растекаться не буду, скажу только, что группа не английская и не американская, а канадская и что существовала она целых 50 лет (1968 - 2018).

-8

-9

Пусть лучше вместо меня о группе расскажет сам Гедди Ли. Для всех желающих (если им после этой статьи вдруг станет интересна группа Rush) предлагаю к просмотру большой документальный фильм с русским переводом "Rush: Beyond the Lighted Stage"  ("Rush: За пределами освещенной сцены")

ВКонтакте | VK Видео

Rush (в переводе с английского — "Порыв", "Натиск", "Напор" и все в таком роде) включала басиста, клавишника и вокалиста Гедди Ли, гитариста Алекса Лайфсона, а также барабанщика и поэта Нила Пирта. Трио то есть — не так уж часто встречающееся явление, да еще и с поющим басистом впридачу — из великих рок-трио такого рода могу припомнить разве что только Cream, Emerson, Lake & Palmer да Police.

Rush одними из первых в прогрессивном роке начали привносить в свою музыку элементы хард-рока и хеви-метала, став предтечами прогрессивного метала. Музыка Rush являлась источником вдохновения для творчества таких групп, как Metallica, Primus, Rage Against the Machine и The Smashing Pumpkins, а также современных групп прог-метала, например, Dream Theater и Symphony X.

-10

-11

С момента выпуска в 1974 году дебютного альбома с одноимённым названием, Rush получила известность благодаря инструментальной виртуозности своих участников, сложным композициям и эклектичной тематике текстов, заимствованной из научной фантастики, фэнтези и философии, а также обращающейся к гуманитарным, социальным, духовным, эмоциональным и экологическим темам.

В музыкальном отношении стиль Rush развивался на протяжении многих лет, начиная от вдохновлённого блюз-роком хэви-метала к стилям, охватывающим хард-рок, прогрессив-рок, период увлечения синтезаторами и, позже, современный рок.

На своих сценических шоу Rush широко использовал новаторские звуковые и световые шоу, а также разнообразные оригинальные видео- и лазерные эффекты. Ошеломительно навороченная ударная установка Пирта монтировалась на грандиозной гидравлической платформе, осуществляющей её вращение и подъём над сценой. Гедди Ли во время выступления интенсивно использовал программируемые синтезаторы. Играя свои сложнейшие партии бас-гитары, он одновременно применял и ножную клавиатуру для исполнения «клавишных» партий.

-12

-13

-14

-15

Rush могут гордиться 24 «золотыми» пластинками и 14 «платиновыми» (+ 3 мульти-«платиновых»). Эта статистика ставит их на третье место после Битлз и Rolling Stones среди рок-групп по количеству «золотых» и «платиновых» альбомов!

В 2011 году журнал Rolling Stone опубликовал список из десяти лучших групп, играющих в жанре прогрессивный рок, перечень был составлен по результатам читательского голосования. Наибольшее количество голосов набрал Rush. При этом редакторы Rolling Stone отмечают, что эта группа набрала значительно больше голосов, чем ближайшие её конкуренты, группы Pink Floyd и Genesis (что лично для меня, конечно, удивительно).

В том же 2011 году по результатам опроса журнал Rolling Stone включил Гедди Ли в список лучших бас-гитаристов всех времен. В списке 50 лучших басистов всех времен того же журнала он занял 24-е место.

В 2013 году Rush были избраны в Зал славы рок-н-ролла.

7 января 2020 года, после трёх с половиной лет борьбы с болезнью, от рака скончался их выдающийся барабанщик, большой умница, поэт и философ Нил Пирт.

-16

Совсем недавно, 6 октября 2025 года было объявлено о возвращении Rush на сцену в 2026 году с туром Fifty Something, посвященного "музыке, наследию и жизни покойного барабанщика и автора текстов Rush Нила Пирта". Этого события я жду с огромным интересом. Надеюсь, будут видео с этого тура.

-17

Давайте на этот раз чисто ради разнообразия я не буду соблюдать стандарты статьи подобного рода, пропущу факты биографии Гедди Ли, такие как - "папа - мама - родился - крестился - женился", а сразу перейду к музыке. Причем, для начала не к музыки самого Гедди, а к музыке тех басистов, которые оказали на него сильное влияние. Вот тогда-то мы и поймём, как говорится, "откуда ноги растут" в его творчестве.

Я вообще очень люблю узнавать о любимых музыкантах своих любимых музыкантов, это мне сильно помогает глубже понять их творчество. И это не только басистов касается, вот, например, когда я узнал, что любимым ударником Джона Бонэма был великий джазовый барабанщик Бадди Рич, то я стал тщательнее прислушиваться к Бонзо и много нового услышал у него из джаза.

Ну это так, мыслишки в сторону, не будем сейчас углубляться, иначе меня понесет про Led Zeppelin - не остановишь.

Поэтому сегодня я хочу значительную часть рассказа посвятить любимым басистам Гедди Ли. Когда я готовил эту статью, то мне в англоязычном источнике попалась заметка, в которой сам Гедди рассказывает про это.

Солист группы Rush Гедди Ли и его бас-гитара. Музыкант рассказал о пяти своих любимых песнях для бас-гитары, тем самым предоставив каждому любителю этого инструмента бесценную информацию.

-18

Rush, конечно же, славятся своей музыкальностью. Сложные композиции группы часто позволяли им по-настоящему раскрыться в лирических темах, связанных с научной фантастикой, фэнтези и философией в целом. Помимо того, что они были новаторами на сцене, во многом это было обусловлено невероятным чутьём Гедди Ли в отношении басовых партий.

«Я не могу вспомнить первую песню, которую я разучил на бас-гитаре, но первой песней, которую я разучил на гитаре, была For Your Love группы Yardbirds»,

— однажды рассказал Ли о своих первых шагах в музыке.

«Это стало для меня началом.
Я подумал, что это отличная песня, и мне нравилась последовательность открытых аккордов в начале этой песни».

С тех пор он, конечно, шел только вперед.

Поэтому, когда журнал Rolling Stone попросил самого музыканта назвать пять его любимых песен с басом за всё время, он приоткрыл завесу над своим творчеством.

Ли, который дал интервью по поводу выхода своей новой книги об инструменте под названием "Большая прекрасная книга о басе", был в задумчивом настроении, вспоминая музыкантов-первопроходцев, которые помогли сформировать его творческое видение.

-19

А вот и сама эта толстенная широкоформатная книга, вышедшая в 2018 году. Прекрасная книга! Действительно красивая, так что с названием Гедди не обманул. Всем басистам (и не только) настоятельно рекомендую, если будет случай приобрести. Я ее держал в руках и листал. Просто роскошная книга!

«Большая прекрасная книга бас-гитар Гедди Ли» (Geddy Lee’s Big Beautiful Book of Bass) названа очень точно: это внушительный том, занимающий небольшой журнальный столик и полный сотен фотографий инструментов из грандиозной коллекции бас-гитар Ли, отсортированных по производителю и модели, а затем в хронологическом порядке. Кроме того, Ли беседует с басистами-звёздами рока, включая Джона Пола Джонса (Led Zeppelin), Адама Клейтона (U2), Билла Уаймена (The Rolling Stones) и Джеффа Твиди (Wilco). Он рассказывает, как стать поющим басистом, когда никто другой не хочет петь, и рассказывает, например, как Клейпул просит его продемонстрировать технику «YYZ». Да и вообще, там много интересного!
«Большая прекрасная книга бас-гитар Гедди Ли» (Geddy Lee’s Big Beautiful Book of Bass) названа очень точно: это внушительный том, занимающий небольшой журнальный столик и полный сотен фотографий инструментов из грандиозной коллекции бас-гитар Ли, отсортированных по производителю и модели, а затем в хронологическом порядке. Кроме того, Ли беседует с басистами-звёздами рока, включая Джона Пола Джонса (Led Zeppelin), Адама Клейтона (U2), Билла Уаймена (The Rolling Stones) и Джеффа Твиди (Wilco). Он рассказывает, как стать поющим басистом, когда никто другой не хочет петь, и рассказывает, например, как Клейпул просит его продемонстрировать технику «YYZ». Да и вообще, там много интересного!

Итак... Пять любимых басовых композиций Гедди Ли:

Естественно, я ни в коей мере не хочу сравнивать своё басовое чутьё и свой музыкальный вкус с Гедди, но для меня очень неожиданно и мне даже приятно, что мой музыкальный вкус и музыкальный вкус великого басиста Ли полностью совпали, потому что в моем личном рейтинге эти басисты — Джон Пол Джонс, Джако Пасториус, Джек Брюс, Крис Сквайр, Джон Энтвистл — также занимают ведущие места, если говорить о басистах старой школы..

The Who — «My Generation»

Начнём с The Who — молодежного гимна «Моё поколение», который был выпущен в 1966 году. В ту эпоху было бесчисленное множество песен, которые помогли сформировать культурный сдвиг, произошедший в 1960-х годах, но, пожалуй, ни одна из них не произвела такого сильного эффекта, как эта.

Пожалуй, самый узнаваемый хит группы The Who, My Generation, считается одной из величайших рок-н-ролльных песен всех времён, а басовая партия Джона Энтвистла вполне заслуживает такой высокой оценки одного из лучших музыкантов. Немногие могут сравниться с «Быком» и его мощным стилем, и хотя Ли часто выражал своё восхищение четырёхструнным маэстро The Who, об этом треке иногда забывают как об одном из лучших моментов его творчества.

Обсуждая песню Ли сказал журналу:

«Серьёзно? Поп-песня с басовыми соло?
Джон „Бык“ Энтвистл был, пожалуй, величайшим рок-басистом из всех. Он осмелился взять на себя роль и звучание бас-гитары и вывести её из мрачных глубин, демонстрируя свои потрясающие навыки с помощью голоса своего инструмента»

Cream — «Crossroads» (Live)

Для такого серьёзного музыканта, каким, несомненно, является Ли, Cream должны олицетворять собой одну из вершин поколения рок-н-ролла. Эта супергруппа не похожа ни на одну другую. Они выпустили не слишком большой, но прекрасный набор песен, который помог изменить жизнь миллионов меломанов.

Ли признаётся, что на него сильно повлиял легендарный Джек Брюс:

«Увидев, как Джек Брюс неистово скачет по грифу своего Gibson EB3 на концерте, я понял, что хочу не просто играть на бас-гитаре, а играть на бас-гитаре в рок-трио».

Песня «Перекрёсток» группы Cream, изначально записанная блюзовым музыкантом Робертом Джонсоном в 1930-х годах, стала неотъемлемой частью концертных выступлений рок-группы.

«Cream были неуклюжим цирком из разных личностей, которым посчастливилось найти общий катализатор»,

— сказал Эрик Клэптон в своём заявлении после того, как была обнаружена ранее не издававшаяся концертная версия.

«Любой из нас мог бы играть без аккомпанемента довольно долго, — добавил он.
— Так что, если бы мы втроём выступили перед публикой, готовой слушать нас бесконечно, мы могли бы играть вечно… И мы играли… каждый раз стремясь к луне».

Что ж, эта песня определённо помогла Гедди Ли и с тех пор стала одним из самых знаковых треков 1960-х.

Led Zeppelin — «What Is and What Should Never Be»

Далее следует «What Is and What Should Never Be» с альбома Led Zeppelin 1969 года. Трудно представить группу, на которую не оказало бы влияния выдающееся творчество этого британского квартета. Их способность преодолевать жанровые границы и создавать такой шум, какого не было ни у кого другого, сделала Led Zeppelin любимцами слушателей во всем мире, включая и парней из Rush.

Участники группы по отдельности выразили свою признательность коллективу. Нил Пирт назвал Джона Бонэма одним из своих любимых барабанщиков, а Алекс Лайфсон включил многие их песни в свой список обязательных к прослушиванию.

Ли говорит:

«Я мог бы выбрать из Zeppelin множество песен с глубокой, но сдержанной игрой на басу», — и признаётся: «Эта — моя любимая».
Басиста группы слишком часто обходят вниманием, что вполне объяснимо, учитывая, что в группе играли Джимми Пейдж, Роберт Плант и Джон Бонэм.

Но Ли особенно ценит их басиста:

«То, как Джон Пол Джонс меняет ритм, держит тяжёлую басовую партию и добавляет потрясающую мелодию на протяжении всей песни.
Он очень гибкий музыкант и обладает разносторонним музыкальным талантом».

YES — «Roundabout»

Перенесёмся на три года вперёд от Led Zeppelin. Джон Андерсон и гитарист Стив Хау из прогрессив-рок-группы Yes — группы, которая изменила правила игры и которая, стоит в одном ряду с Rush как один из столпов прог-рока.

Ли нашёл множество вариантов для вдохновения в творчестве Yes. Он говорит:

«Я мог бы выбрать любую из дюжины песен Yes, демонстрирующих мелодический и ритмический гений Криса Сквайра.
Для меня было большой честью сыграть эту песню с Yes в 2017 году на их (давно ожидаемом) вступлении в Зал славы рок-н-ролла».

Вот это выступление 👇

Андерсон однажды рассказал, что во время поездки курил марихуану, «так что всё было ярким и мистическим».

«День был пасмурный, и мы не видели вершины гор, — добавил он. — Мы видели только облака, потому что горы были отвесными… Я помню, как сказал: «О, горы — смотрите! Они спускаются с неба!»»

Weather Report — «Teen Town»

Учитывая акцент на басовых партиях, неудивительно, что в качестве финального выбора Ли обратил внимание на знаменитую, полную музыкальных экспериментов, джаз-фьюжн-группу Weather Report. Это демонстрирует любовь Ли к новаторам на музыкальной сцене.

В своём последнем выборе Ли размышляет о том, что некоторых величайших исполнителей на этом инструменте уже нет с нами:

«К сожалению, многих героев-басистов из этого очень короткого списка уже нет с нами.
Но каким бы коротким ни был этот список, в нём обязательно должно быть имя Джако Пасториуса».

Ли выбирает композицию Weather Report «Teen Town», в которой, по его словам, «есть всё, что олицетворял гений Джако: глубокая сложность, невероятная мелодическая структура и потрясающий грув».

Пол Маккартни

Несмотря на то, что бас-гитара играет важнейшую роль, её часто размещают в глубине сцены. Возможно, это связано с тем, что для создания эффективного ритма, необходимого хорошему бас-гитаристу, и для того, чтобы группа могла положиться на вас, как на ведущий локомотив, требуется некая устойчивость. Это означает, что басисты по всему миру обычно стоят неподвижно во время выступления. Кроме того, из-за своего положения в группе бас-гитара обычно играет простыми и устойчивыми нотами, а это значит, что иногда её партии для непосвященных звучат немного скучновато. Но, как отметил Гедди Ли, Пол Маккартни всё изменил.

«В моё время никто не хотел быть бас-гитаристом. Ты всегда был гитаристом, и кто-то говорил: «Ну, нам нужен бас-гитарист», — они голосовали, и ты становился бас-гитаристом». Вот так я стал бас-гитаристом: меня выбрали»,

— вспоминает Ли, опровергая любые предположения о том, что он влюбился в свой инструмент с первого взгляда.

«Думаю, это было довольно распространено в то время, потому что все хотели быть Джими Хендриксом, все хотели быть Эриком Клэптоном, все хотели быть Джимми Пейджем».

Однако был один басист, который всегда производил на него впечатление, — Пол Маккартни.

Хотя об этом «битле» часто забывают, когда речь заходит о его таланте как одного из величайших мастеров своего инструмента, Ли предположил, что его стиль оказал огромное влияние не только на него, но и на музыкальный мир в целом:

«Маккартни не так известен как басист, но для поп-басиста он очень мелодичный исполнитель. И вы говорите о парне, который изначально не был басистом в группе. Конечно, он адаптировался и освоил этот инструмент».
Мне просто кажется, что его история как бас-гитариста очень интересна. Так что он подходит к инструменту с гораздо более мелодичной стороны, и это действительно слышно во многих композициях The Beatles».

Этот стиль повлиял и на собственное творчество Ли:

«Общим знаменателем для меня всегда была способность играть мелодично и усиливать песню на подсознательном уровне».

«Поэтому меня всегда привлекали басисты, которые не только вписывались в ритм-секцию и помогали двигаться в такт песне, но и добавляли какой-то другой уровень музыкального интереса, который может быть не так очевиден. Обычно это проявляется при вторичном, третичном и многократном прослушивании»

Конечно, на Гедди Ли оказали влияние многие музыканты. На самом деле, скорее всего, на него повлияли разные участники разных групп, ведь он беззаветно любит музыку в целом. Но нет никаких сомнений в том, что манера, в которой Маккартни играл на своём инструменте, и его подход к написанию песен оказали глубокое и неизгладимое влияние на Гедди Ли.

Басовый арсенал Гедди Ли

-21

-22

Ну тут просто глаза разбегаются, у Гедди огромная коллекция его рабочих гитар, около 50 (!!!) всяких-разных.

Честно говоря, ни у одного басиста я не видел такого роскошного басового арсенала. Не буду утомлять читателей перечислением всех этих прекрасных инструментов, покажу только несколько интересных.

Rickenbacker 4080/12- двухгрифовый

-23

Black Rickenbacker 4001

-24

Именной Fender Geddy Lee Signature Jazz

-25

Steinberger L2

-26

Cherry Red Wal

-27

Gibson Thunderbird IV

-28

Gibson EB-1

На этой фотографии можно увидеть бас-гитару Ли Gibson EB-1, которая находится за левым плечом его друга, ближе к заднему краю среди его других бас-гитар.
На этой фотографии можно увидеть бас-гитару Ли Gibson EB-1, которая находится за левым плечом его друга, ближе к заднему краю среди его других бас-гитар.

Безладовый бас Ampeg Devil AUSB-1 Fretless

-30

Hagström HIIB Bass

А вот его самая первая бас-гитара. На этом фото Гедди лет 13 - 14

"...а если присмотреться, то в моих руках заметен кусочек белой бас-гитары Hagstrom! Один из моих самых первых инструментов... Составляя книгу о бас-гитаре, я искал её повсюду, но безуспешно... так что я невероятно рад поделиться этим моментом из моего давно забытого прошлого "
"...а если присмотреться, то в моих руках заметен кусочек белой бас-гитары Hagstrom! Один из моих самых первых инструментов... Составляя книгу о бас-гитаре, я искал её повсюду, но безуспешно... так что я невероятно рад поделиться этим моментом из моего давно забытого прошлого "

Hofner 500/1 1960 года выпуска

Вот только недавно Гедди купил раритетный Хофнер, как у Паши Маккартни. Ему нравится!
Вот только недавно Гедди купил раритетный Хофнер, как у Паши Маккартни. Ему нравится!

Rickenbacker 4005 «Lightshow»

Ли является владельцем бас-гитары Rickenbacker 4005 «Lightshow», называя ее «инструментом Святого Грааля». Гитара светится и переливается разными  цветами с учётом нот и ритма  музыки. Очень эффектно для шоу!
Ли является владельцем бас-гитары Rickenbacker 4005 «Lightshow», называя ее «инструментом Святого Грааля». Гитара светится и переливается разными цветами с учётом нот и ритма музыки. Очень эффектно для шоу!

_______________
И так далее, и так далее, и так далее...и нет конца этому великолепию!
_______________

Ну а теперь давайте посмотрим и послушаем десяток крутейших басовых партий самого Гедди Ли в порядке хронологии их выпуска

1) «Anthem» — Fly By Night, 1975

После того как группа решила, что не хочет быть клоном Led Zeppelin, и после того как они заменили барабанщика Джона Рутси из-за проблем со здоровьем и различий в музыкальных вкусах, Rush приступили к записи Fly By Night с немного другими аранжировками по сравнению с более простым хард-роком их дебютного альбома.

Перемены стали заметны сразу: первым треком альбома стала сложная в исполнении песня под названием «Anthem», которая продемонстрировала новое увлечение группы необычными размерами и технически сложными ритмами. Басовая партия Ли то повторяет шквал нот гитарного риффа Алекса Лайфсона, то переходит в собственные экспериментальные пассажи во время куплета. «Anthem» также демонстрирует ранний опыт Ли в области многозадачности, поскольку его одновременные вокальные мелодии и басовые партии часто представляют собой казалось бы две совершенно разные композиции. А исполнять такое, поверьте, очень трудно.

2) ‘2112, Part II: The Temples of Syrinx’ – 2112, 1976

В 1976 году группа Rush оказалась в тупике. Их предыдущий альбом Caress of Steel не имел успеха, и звукозаписывающая компания посоветовала им вернуться к простоте их первоначального хард-рок-звучания.

Понимая, что они могут либо сдаться под давлением, либо сделать последний рывок, трио удвоило усилия в направлении прогрессивного звучания с альбомом 2112 — 20-минутной сюитой, вдохновлённой Айн Рэнд — американской писательницей и философом.

Поскольку группа предполагала, что это будет их последний альбом, они вложили в песню все свои идеи, наработки и яркие моменты.

«Часть II: Храм Сиринкс» составляет основу сюжета повествования и музыкальные фрагменты песни снова демонстрируют непревзойденную способность Ли жонглировать множеством вокальных и басовых партий. В припеве вместо того, чтобы упростить басовую линию, чтобы облегчить доступ к высоким вокальным нотам, Ли усложняет и расширяет ее, создавая жесткое и насыщенное высокими частотами звучание, которое вскоре станет его визитной карточкой.

3) ‘La Villa Strangiato’ – Hemispheres, 1978

После успеха 2112 группа Rush получила возможность быть настолько амбициозной и прогрессивной, насколько ей хотелось. Перенеся студию звукозаписи в Англию, группа продолжила исследовать литературные и научно-фантастические темы, а их игра становилась всё более сложной. Как говорит Ли в документальном фильме "Rush: Beyond the Lighted Stage": «Мы написали материал, который был нам немного не по зубам, учитывая наш уровень мастерства в то время».

Если бы нужно было найти яркий пример высочайшей сложности Rush, то это была бы «La Villa Strangiato», девятиминутная заключительная песня с альбома Hemispheres. Басовая партия Ли в этой песне, озаглавленной «Упражнение в потакании своим желаниям», является одной из самых сложных и непростых из всех, что он когда-либо сочинял. В ней чередуются высокие мелодические пассажи и хроматические нисходящие линии. Выпустив «La Villa Strangiato», группа поставила точку в своих попытках стать самыми быстрыми и музыкально изощрёнными музыкантами, которым они только могли были быть.

4) «YYZ» — Moving Pictures, 1981

Альбом «Hemispheres» был результатом изнурительной работы, и к моменту завершения проекта Rush были морально и физически истощены. Для своего следующего альбома, вышедшего в 1980 году, «Permanent Waves» группа решила использовать более короткие композиции. Этот подход был перенят и для «Permanent Waves», где группа пыталась уместить своё амбициозное техническое мастерство в более сжатые форматы.

«Святой Грааль карьеры Гэдди Ли в качестве бас-гитариста», — «YYZ», пожалуй, самая известная композиция и исполнение Ли на сегодняшний день. Невозможно сыграть «YYZ» правильно, это будет почти комично: требуется выносливость, ловкость, точность и чувство ритма, которые многие пытались воспроизвести, но никто, кроме Ли, не овладел в совершенстве. И всё это длится четыре минуты — невероятно захватывающие четыре минуты в карьере Rush.

5) «New World Man» — Signals, 1982

По мере того как 1980-е набирали обороты, Rush меняли свой стиль. В культурном плане в моду входили новые синтезаторы и барабанные эффекты, а прогрессивный рок, характерный для предыдущего стиля группы, эволюционировал, вобрав в себя элементы мировой музыки, современные технологии и (к неудовольствию некоторых поклонников 1970-х) простоту.

То, что Ли решил сыграть в басовой партии «New World Man», сильно отличается от его склонности к яростным пассажам и безумной сложности. Вместо этого Ли расслабляется и вставляет паттерны там, где они не кажутся навязчивыми, например в конце припевов. Эти партии по-прежнему сложны для исполнения и интересны для прослушивания, но они гораздо менее вычурные, чем его предыдущие работы, а его басовые партии в «New World Man» даже приятно отличаются от канона Rush.

ВКонтакте | VK Видео

6) «The Big Money» — Power Windows, 1985

Середина 1980-х — период разногласий в сообществе поклонников Rush. В эту эпоху амбиции и фокус группы сместились с прогрессивного рока и метала. Такие альбомы, как Power Windows и Hold Your Fire, отражали более мягкое, джазовое, синтетическое звучание группы. Некоторые убеждённые фанаты защищают этот период в истории группы, но вам будет сложно найти поклонника Rush, который назвал бы его своим любимым периодом творчества группы.

Билли Корган (лидер групп The Smashing Pumpkins и Zwan) сказал об этом лучше всего: «Rush в середине пути — это всё ещё чьё-то чужое поле». В «The Big Money» по-прежнему чувствуется мощь и драйв классической песни Rush, и, несмотря на более лёгкие фрагменты и синтезаторы, Ли не отказывается полностью от баса в пользу клавишных, а его басовая партия является движущей силой, которая делает песню напряжённой и захватывающей.

7) ‘Show Don’t Tell’ – Presto, 1989

Presto в ретроспективе больше похож на переходное произведение. Такие песни, как Chain Lightning и Superconductor, сохранили более лёгкое и традиционное звучание 80-х, но иногда более громкие и агрессивные инстинкты группы начинают преобладать над слащавыми и синтезированными звуками.

Первая композиция альбома, «Show Don’t Tell», в начале звучит сдержанно. Но этнические барабаны и спокойная атмосфера быстро сменяются зажигательным джемом, который по своей сложности и драйву не уступает «Anthem». Что ещё важнее, в «Show Don’t Tell» Rush возвращаются к тому, что у них получается лучше всего: они играют с ритмами и тактовыми размерами с такой интенсивностью и яростью, каких не было уже много лет. Ли изгибается и крутится на грифе, возвращая более тяжёлое и мрачное звучание Rush, которое мы знаем и любим.

8) ‘Driven’ – Test for Echo, 1996

К концу 1990-х Rush обрели довольно стабильное звучание. Несмотря на то, что Нил Пирт переработал свою технику после того, как научился играть на джазовых барабанах у Фредди Грубера, в его звучании всё ещё слышались яростные отголоски Джона Бонэма и Кита Муна. Группа также обнаружила, что гранж и альтернативный метал того времени им подходят, что позволило ей изящно перейти к роли старейшин рок-музыки.

В «Driven» Ли наконец-то смог заявить о себе и о своей игре на бас-гитаре, которая занимает центральное место в композиции песни. «Driven» — это мастер-класс по игре на басухе, с множеством наложений, создающих насыщенную, динамичную и детально проработанную партию, вдохновлённую такими тогдашними басовыми богами, как Лес Клейпул и Фли. Ли всегда был напористым музыкантом, но «Driven» — один из случаев, когда бас-гитара является основой песни Rush.

Басовое соло из Driven 👇

9) ‘Malignant Narcissism’ – Snakes & Arrows, 2007

Не было никаких гарантий, что Rush когда-нибудь снова будут выступать вместе после Test for Echo. Трагедии, которые выпали на долю Пирта, были настолько серьёзными, что Ли и Лайфсон искренне верили, что группа распалась. Но после тысяч километров на мотоциклах и нескольких лет восстановления Пирт был готов вернуться в группу. Vapor Trails лучше воспринимать как необходимый первый шаг на пути к возвращению Rush, чем как полноценный альбом, но группа пыталась вновь обрести свою магию после долгих лет разлуки.

К тому времени, как они добрались до Snakes & Arrows, уверенность группы вернулась в полной мере. Не растеряв своих коллективных навыков за 35 лет, группа решила включить в альбом три разных инструментальных композиции. «Malignant Narcissism» была самой короткой и самой удачной из них. Она позволила Ли проявить себя в самой лаконичной и впечатляющей работе со времён «YYZ».

______

Посмотрите большой концерт Rush в поддержку этого альбома.

Описание 👇

Погрузитесь в кульминационный момент мирового турне Rush в поддержку альбома "Snakes & Arrows": динамичное и эмоциональное шоу переносит вас на арену Ahoу в Роттердаме, где прог-рок-трио раскрывает весь спектр своей виртуозности и зрелой харизмы.
С первых аккордов "Limelight" и "Far Cry" вы ощутите мощную волну энергии, когда гитарные рифы Алекса Лейфсона взлетают в небо, а непревзойденная ритмика Нила Пирта и глубокие басовые пассажи Гедди Ли скрепляют каждую композицию в безупречный по силе и точности механизм.
Это настоящее погружение в атмосферу одного из главных событий рок-сезона 2007 года: Rush демонстрируют здесь мастерство, неподвластное времени, и оставляют зрителя вдохновлённым, переполненным адреналином и готовым вновь и вновь проживать каждый момент этого выдающегося выступления.

👇

ВКонтакте | VK Видео

10) ‘Headlong Flight’ – Clockwork Angles, 2012

Лишь немногие группы могут уйти на своих условиях. Rush были настолько сильной группой, что могли привнести волшебство в свою музыку даже на четвёртом десятке лет. Но они также были достаточно близкими друзьями, чтобы сказать друг другу, когда пора остановиться.

«Заводные ангелы» — невероятно высокая нота, на которой группа завершает свой творческий путь, возвращаясь к концептуальным темам и сложным стилям игры, которые так нравятся каждому поклоннику Rush. Если вы преданный фанат, то в наши дни вам будет сложно не проникнуться эмоциями при прослушивании заключительной композиции альбома «The Garden», которая идеально завершает гений Нила Пирта. Но в каталоге Rush у Гедди Ли есть свой собственный «монстр» — «Headlong Flight», семиминутная композиция, которая прекрасно иллюстрирует его непревзойденное мастерство, силу и изящество игры на бас-гитаре.

_____

А в 2000 году Гедди Ли выпустил свой единственный сольный альбом 

"My Favorite Headache" (рус. «Моя любимая головная боль») 

Альбом вошел в в хит-парад Billboard 200. Вот тройка треков из этого альбома

И в завершении предлагаю всем желающим посмотреть и послушать большой трехчасовой концерт Rush

Вот такое там описание этого ролика 👇

R40 Live выступления от 17 и 19 июня 2015 года на сцене Air Canada Centre в родном для музыкантов Торонто.
Это был последний концерт с участием барабанщика Нила Пирта, перед его уходом из гастролей из-за проблем со здоровьем в 2018 году и его смертью в 2020 году.
R40 Live - охватывает четыре десятилетия творчества лауреатов Зала славы рок-н-ролла. 👇

ВКонтакте | VK Видео

-34

-35

Спасибо за внимание

До встречи!

Удачи!

Пока!

А еще больше про бас-гитаристов - здесь! 👇

АСЫ БАСА | NewMan | Дзен

(*- все фотографии из открытых источников)