Сегодня я начну разговор об одном из "туристических брендов" России, возникшем внезапно в советские годы и ныне активно раскручиваемом. Мы отправляемся на Золотое кольцо России!
Под Золотым кольцом я буду понимать исключительно канон, то, что было на старте существования этого понятия. Здесь я расскажу о том, как оно вообще появилось и почему в таком виде, затем пройдусь по городам, составляющим кольцо, кроме Сергиева Посада — о нём здесь, — а также поделюсь тем, что бы я также включил в состав кольца, не "ломая" его логики.
С чего начиналось Золотое кольцо?
Золотое кольцо появилось в начале периода правления Брежнева, в 1967 г., его составил журналист советской газеты "Советская культура" Юрий Бычков. И начиналось оно с задания посетить Суздаль — город славен тем, что там сохранилось очень много построек русского Средневековья. Задание поступило ещё в 1965 г., но Бычков развил эту идею: обратным путём захватить ещё ряд городов и в конечном итоге вернуться в Москву не по шоссе Энтузиастов, куда надо выезжать во Владимир и Суздаль, а по Ярославскому шоссе.
В 1967 г. эта идея и была воплощена. Итоговый маршрут, который Бычков проехал на автомобиле — запомните, что путь пройден был именно на автомобиле, я эту тему ещё разберу, — получился таким: Москва — Владимир (по шоссе Энтузиастов, оно же — Горьковское) — Суздаль (он близко и тоже на восток) — Иваново (откуда оно тут взялось, я ещё скажу) — Кострома — Ярославль (по дороге, соединяющей Кострому с Ярославлем) — Ростов (здесь и далее пошло Ярославское шоссе; Ростов Великим долгое время назывался неофициально, но только 8 января 2025 г. это утвердили по бумагам) — Переславль-Залесский — Загорск (так в советские годы назывался Сергиев Посад) — Москва. Получился такой кольцевой маршрут вокруг Москвы. "Золотым" его сделал Бычков же — так назывался цикл статей обо всех городах, что он объехал.
Следует заметить, что у бренда "Золотое кольцо России" есть свой правообладатель — возникшее параллельно с этой вылазкой Бычкова Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК, или ВООПИиК). При этом многие турфирмы и экскурсионные бюро вам будут предлагать экскурсии по бычковскому канону именно под вывеской Золотого кольца — интересно, как этот вопрос решается с ВООПИКом?
Концепция Золотого кольца
Золотое кольцо — это города, в чьём каноне 7 из 8 городов объединены общей идеей: города древние, старинные, с историей, насчитывающей сотни лет, если не больше. А ещё в них осталось очень много памятников истории и культуры в больших количествах, что позволило создавать музеи-заповедники, обычные музеи и не только. Причём история подлинная, а не как в Царицыне! И многие из этих городов в древний период русской истории играли серьёзнейшую роль!
Ростов — ровесник Новгорода, исторически находилась резиденция местного князя, пока Юрий Долгорукий не начал пробивать на эту тему Суздаль из-за обилия мешающих ему бояр в Ростове, а затем из-за бояр же его сыновья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо начали осваивать Владимир, в контексте того времени также называемый Владимиром-на-Клязьме. Если вы читали наши учебники истории, то знаете, что, начиная с 1169 г., Владимир считается столицей Руси, хотя и условной — удельный период же был. Это 3 города из 7.
Вплоть до начала петровского правления Ярославль был 2-ым городом России по населению. Это был мощный торговый город, стоявший в начале Волги по очень типичной для России схеме: освоен только 1 берег Волги, на другом берегу долгое время не было ничего. В Костроме то же самое, но город тоже старинный, сверх того, сохранились 2 крупных допетровских монастырских комплекса, включая Ипатьевский, где находился Михаил Фёдорович Романов до своего воцарения, но город ещё славен архитектурой XVIII-XIX вв. Правда, Костроме в советские годы досталось невероятно сильно. А Переславль ещё и стал центром, где родился наш флот как идея, начиная с потешных флотилий юного Петра.
Да, про советские годы. Их представляет Иваново. В его контексте я разберу одну очень типичную для позднего СССР тему, потому что присутствие Иванова в "Золотом кольце" и именно в его каноне вызвано именно этим. Если коротко, из-за того, что после развенчания культа личности Сталина культ личности Ленина, поначалу устоявший, со временем выветрился — он оказался необновляемым, — и потому надо было просто что-то в тему добавить, что — неважно, и всё, хоть турслёт так можно организовать с абсолютно антисоциалистическим посылом.
Иваново связано с историей легендарного Иваново-Вознесенского Совета рабочих депутатов — до 1932 г. город назывался Иваново-Вознесенском, — и с местным текстильным бумом, это типичная история для начала промышленного бума уже в Российской империи при Александре II. Плюс в городе хватает авангарда и конструктивизма — это раннесоветские идеи сделать город образцовым, всё-таки про Совет помнили.
Что я бы делал с Золотым кольцом?
В следующих публикациях я пройдусь по каждому из городов, составляющих "канон" Золотого кольца — то есть тем, что предложил лично Бычков, строго им, без отклонений, — а пока расскажу, что я бы мог сделать с этим маршрутом, не разрушая его логики.
Давайте вернёмся к тому, о чём я говорил ранее: автомобильный маршрут Юрия Бычкова. По шоссейным дорогам города проходятся по тому самому кольцу именно в такой последовательности. Но я не очень переношу некоторые поездки по ним, на поезде мне значительно лучше. Следовательно, можно реализовать "рельсовый вариант" Золотого кольца, для завершения которого разве что не хватает линии, соединяющей Кострому-Новую с Ивановом напрямую — сейчас возможны лишь какие-то танцы с бубном с отсутствующим мостом Кинешма — Заволжск через Волгу для поезда, тогда был бы возможен полностью рельсовый маршрут Москва — Александров — Ростов-Ярославский — Ярославль — Кострома-Новая — Судиславль — Кинешма — Иваново — Владимир — Москва. Да, Александров здесь встал бы на место Переславля — от начального участка главного хода Транссиба в лице дороги Москва — Ярославль в Переславль идёт лишь ответвление от ст. Берендеево.
С другой стороны, если построить ж/д мост из Кинешмы в Заволжск через Волгу и соединить 2 железнодорожные линии, то можно, помимо самой Кинешмы, где полно достопримечательностей, включить в один из его вариантов кольца Судиславль — там есть кое-что в продолжение темы Костромы, город включён в перечень исторических поселений, пусть и не федеральный список, а в областной, Костромской области, — а также Вичугу с интересной архитектурой XIX — начала XX вв.
Правда, Суздаль выпадет из этих вариантов — там железной дороги попросту нет. Но почему бы в рамках развития Золотого кольца пути… просто не проложить? Идеи провернуть это были и до революции. Можно создать дополнительную нитку Владимир — Суздаль — Иваново, думаю, там поезд смог бы похоронить автобусное сообщение между этими 3 городами, плюс можно было пускать удобные туристические поезда, чтобы можно было отсмотреть достопримечательности, а по дороге — поспать (в варианте с мостом в Кинешме можно для ночного сна использовать участок Кинешма — Судиславль) и отдохнуть со всеми удобствами, чего пассажиры автобуса будут лишены (ни разу не видел спальных салонов автобусов в России).
А почему я об этом заикнулся? Я предложил вариант примерно по тому же маршруту с сохранением почти всего канона Золотого кольца, что проехал сам Бычков, в 2 редакциях — с дорогой Кострома — Иваново и без неё и только с мостом Кинешма — Заволжск, т.к. в обоих городах, стоящих буквально друг напротив друга через Волгу, по тупиковой ж/д станции, будто нарочно, таким образом, что их мостом можно просто соединить. Суть осталась — из Москвы в сторону Нижнего, отклоняясь в Иваново, на Кострому и далее через Ярославль обратно в Москву, собирая по дороге массу старинных городов. Однако сейчас Золотым кольцом стали бросаться, разрушая эту логику — в каких-то вариантах туда включаются то ли Углич, то ли Рыбинск, то ли оба, и не только они. Есть и другие разговоры о расширении кольца, вставляя туда чуть ли не Рязань с Серпуховом сильно южнее того, что Бычков проехал.
Вот такие у меня мысли и рассказы о Золотом кольце! В следующий раз я пройдусь по городам, составившим его канон, в последовательности, в которой проехал его составитель, а пока скажите: что вы думаете о Золотом кольце? Что бы вы ещё туда включили, а что, напротив, вызывает у вас сомнения?
Спасибо за то, что дочитали до конца! Если вам понравилось, буду рад, если подпишетесь на канал! Возможно, я вас смогу заинтересовать чем-нибудь ещё?
Например, Кимрами, у которых есть своя тематика, пусть и далёкая от Золотого кольца?
Или же старинными городами Белорусского направления? Они к теме Золотого кольца и ближе!
Быть может, вас заинтересуют пешеходные улицы Москвы, из которой Бычков начинал своё путешествие?
Или вас вы хотите больше узнать о том, почему в почёте, увы, не историко-культурный туризм, а пляжный, который, впрочем, вроде бы в Переславле можно провернуть?