Сегодня начну рассказ о разных интересных местах на самых разных пригородных направлениях Мосузла. Их рассматривать буду в пределах маршрутов, по которым следуют поезда из Москвы, не дальше определённой станции. В целом, в прошлых блоках я уже называл те из них, дальше которых поезда не следует. Однако, так как в их числе есть некоторые региональные центры, их я буду рассматривать отдельно, не включая в общий перечень.
Начинаю с самого туристического, пожалуй, из всех направлений Мосузла — Ярославского. Здесь есть, не много ни мало, 1 город, входящий в канон Золотого кольца, и ещё 1 функционирует явно в его духе, пусть и не входит в этот канон (и об этом ещё поговорим).
Что из себя представляет это направление?
С точки зрения логистики Ярославское направление, как я уже отмечал, выполняет целый ряд стратегически важных функций — это начало главного, северного хода Транссибирской магистрали и ходов на Русский Север и всё, что рядом. Так что не удивляйтесь диким цифрам численности поездов от Москвы до Мытищ!… А, и тому, что именно этот участок был электрифицирован вторым в стране после Баку и первым на Мосузле (1929 г.). Настолько этот участок загружен всяким разным…
В пределах МКАД ключевых станций всего 2: это пассажирская Москва-Ярославская, где люди садятся в поезда всех мастей, и Лосиноостровская, в прошлом — главный товарный двор Ярославского направления, сейчас, правда, её роль несколько подсдала. В её же границах находится часть съездов на Малое кольцо МЖД — всё же рядом станция оного Ростокино, чьи съезды ведут на одноимённую платформу, в прошлом — Северянин, также частично находящуюся в границах станции Лосиноостровская. Платформа Лось, тоже частично в границах "Лосинки", является последней остановкой на пути из Москвы и, соответственно, первой при входе в город. Почти сразу и сама МКАД, тут граница Москвы и области, её с 1961 года не меняли.
"Подмосковный" участок тут не Бог весть какой по протяжённости — от МКАД примерно до станции Арсаки, в её случае исключительно. Иные направления тянутся пару сотен километров по территории Московской области! Но тут и разбег по территории просто небольшой. Основных станций, в силу этого, много быть не может. Мытищи — сама южная из подмосковных и одна из самых загруженных, часть причин вы увидите из окна поезда — завод "Метровагонмаш", выпускающий вагоны метро, и его пути выходят как раз сюда. Кроме того, от неё начинается хорда, соединяющая этот ход с дорогой на Нижний Новгород и далее. На хорде не очень много интересного, но пройдусь. по ней. Пушкино — там вроде бы есть пара мест, но в основном теперь это место работает как полуближний пригород Москвы. Софрино — отсюда начинается тупиковое ответвление на Красноармейск, но в самом селе интересного не так много. Хотьково — и это места, связаны с Сергием Радонежским (тут монастырь, где он постриг принял). Сергиев Посад — думаю, в представлении не нуждается. С 81 км начинается общий участок с Большим кольцом МЖД длиной в 27 км. А Бужаниново интересно лишь тем, что это последнее путевое развитие в Московской области. Вроде бы ещё там было ответвление в Краснозаводск, но туда поезд не ставят. И, наконец, 90 км — последняя остановка в МО, хотя и обслуживает лишь дачные посёлки.
По Александровскому району Владимирской области идёт небольшой участок, но там и сам район невелик. Да, к Владимиру он относится исторически, хотя транспортные связи с ним не Бог весть какие. 4 станции, из них ключевая — Александров-1, Арсаки — вход в район, Балакирево — выезд из него в Ярославскую область. Ещё 3 остановки, причём Берендеево стоит чуть ли не на границе областей и очевидных связей с Александровом, кроме как по рельсам — я проверил по картам — у посёлка нет. Большое кольцо МЖД тянется до Александрова, далее их пути расходятся: основной ход в Ярославль и далее уходит на север, Большое кольцо МЖД — на юго-восток, в Орехово-Зуево.
Почему дорога идёт через Александров, а не Переславль-Залесский?
Строго говоря, исторические пути вели не через Александров — он и появился-то позже, — а через Переславль-Залесский, другой город из канона Золотого кольца. На то видел 3 причины:
- Купцы Переславля дали взятку за то, чтобы дорога шла НЕ через их город. База для этой версии — легенда, что аналогичное сделали томские купцы по той же причине.
- Купцы Александрова дали взятку за то, чтобы дорога шла через их город. Тоже есть почва — железная дорога и в те времена приносила немалые доходы за счёт логистики.
- Рельеф местности — через Александров было проще проложить дорогу. Правда, трассу "Холмогоры" через Переславль проложили…
Теперь же пройдусь по интересным местам на этом ходу. Так направление богатое, то на это уйдёт несколько публикаций.
Мытищи. Метровагонмаш
Адрес: Мытищи, ул. Колонцова, 4Б/3.
Этот завод, как я уже говорил ранее, является чуть ли не ключевым по выпуску вагонов метро в нашей стране. Практически все поезда и вагоны Московского метрополитена сделаны именно здесь (разве что малость "номерных" вагонов была сделана на бывшем ЛВЗ им. Егорова, их совместно выпускали оба завода, и ЛВЗ, и МВМ, тогда — Мытищинский машиностроительный завод, ММЗ).
У завода более чем вековая история, ещё дореволюционная! Здесь в разное время выпускали и поезда, и автомотрисы, и трамваи, ну и поезда метро, разумеется. Собственно, первый вагон метро в СССР создан именно здесь. Сейчас это ключевой профиль завода, ещё довоенный — вон, трамвайные вагоны Х и те передали на Усть-Катавский вагоностроительный завод. Ещё тут делают рельсовые автобусы — это для железных дорог, где нет электрификации. Например, такие обслуживают и маршрут в Переславль, так как от ст. Берендеево и далее на ответвление туда электричества нет.
Надо ли говорить, что все нынешние такие предприятия включают в какие-то крупные корпорации?… Цели остаётся только предполагать. Видимо, для простоты управления, хотя закон о том, что крупные предприятия неповоротливы, а маленькие мобильнее, никто не отменял. Так вот, МВМ числится в составе Трансмашхолдинга (ТМХ).
Как добраться?
Вообще некоторые подъездные пути ведут прямо в границы станции Мытищи, но основные входы, если экскурсия по заводу намечается, идут с Ярославского шоссе. К ним можно пройти от станции по ул. Колонцова, по которой у завода адрес, и далее по Ярославке на юго-запад.
Пушкино. Дача-музей Маяковского
Адрес: г. Пушкино, ул. Акулова Гора, 7.
Это сейчас Пушкино — вполне себе относительно густонаселённый город, полуближный пригород Москвы. А во времена, когда здесь на лето останавливался известный советский поэт В. В. Маяковский, то было одно из лучших дачных мест в округе! И городом-то Пушкино стало только в 1925 году!
Собственно, Маяковский тут останавливался на летние сезоны с 1920 по 1928 годы. В "Необычайном приключении" вместе эпиграфа указан даже точный исторический адрес этой дачи, использовавшийся в то время. И, да, Маяковский отсюда ездил в город, плакаты делал.
Сам музей вообще-то открылся в 1969 г., при нём ещё была обустроена библиотека. Однако в 1997 г. музей сгорел целиком, и это породило разные теории. Что это, поджог антикоммунистов (недавно же был распад СССР!), думали местные? Как бы то ни было, местный священник Андрей Дударев эту дачу-музей в 2009-2014 гг. восстановил. Кроме того, проводятся литературные мероприятия, посвящённые поэту, некогда здесь жившему.
Как добраться?
От станции Пушкино на запад, далее по улицам Льва Толстого, Заводской и Акуловскому шоссе.
P. S.
Вообще в Пушкине жили многие деятели искусств. Тут вам и Демьян Бедный, и художник Камзолкин, автор той самой эмблемы "Серп и Молот", Константин Паустовский, Михаил Пришвин (это писатели, мне доводилось в детстве читать их истории), и даже тот самый Андрей Сахаров… Да, Пушкино было давним дачным местом, и потенциал этой составляющей пока раскрыт не очень. Дача Маяковского есть, спасибо отцу Андрею, но, думаю, тут хватит многих историй…
А на этом пока закончу, далее пойдём в музей-заповедник и по местам Сергия Радонежского, на север!