Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Секрет идеального европейского автомобиля

Fiat Panda - маленький и, на первый взгляд, непритязательный хэтчбек оказался наследником сразу двух именитых автомобилей: культового Fiat 500, ставшего символом итальянского автопрома, и народного Fiat 126 - первого по-настоящему массового автомобиля Восточной Европы. Казалось, повторить успех предшественников невозможно, однако Panda превзошла все ожидания: машина продержалась на производстве два десятка лет, а ее производственный тираж превысил 4,5 млн экземпляров! Первые разговоры о создании нового народного автомобиля пошли еще в конце 1960-х. Тогда автомобильный рынок Европы стремительно менялся. На нем оформился спрос на практичные, экономичные и недорогие автомобили. Во что-то конкретное они оформились только десятилетие спустя, когда директор Фиат Карло де Бенедетти инициировал проект будущего хетчбэка Fiat Panda. Будущий дизайн новинки и разработку первого прототипа отдали на откуп студии Italdesign. К августу 1976 года ее основатель и бессменный руководитель Джорджетто Джудж

Fiat Panda - маленький и, на первый взгляд, непритязательный хэтчбек оказался наследником сразу двух именитых автомобилей: культового Fiat 500, ставшего символом итальянского автопрома, и народного Fiat 126 - первого по-настоящему массового автомобиля Восточной Европы. Казалось, повторить успех предшественников невозможно, однако Panda превзошла все ожидания: машина продержалась на производстве два десятка лет, а ее производственный тираж превысил 4,5 млн экземпляров!

Для Fiat Panda Джуджаро выбрал прямолинейные, максимально простые в изготовлении формы
Для Fiat Panda Джуджаро выбрал прямолинейные, максимально простые в изготовлении формы

Первые разговоры о создании нового народного автомобиля пошли еще в конце 1960-х. Тогда автомобильный рынок Европы стремительно менялся. На нем оформился спрос на практичные, экономичные и недорогие автомобили. Во что-то конкретное они оформились только десятилетие спустя, когда директор Фиат Карло де Бенедетти инициировал проект будущего хетчбэка Fiat Panda. Будущий дизайн новинки и разработку первого прототипа отдали на откуп студии Italdesign. К августу 1976 года ее основатель и бессменный руководитель Джорджетто Джуджаро презентовал первый опытный образец.

Это был компактный угловатый 3-дверный хэтчбек, чуть короче 3,5 м, с большим багажником объемом 270 л. Автомобиль Бенедетти очень понравился, и вскоре студия Джуджаро построила еще 20 ходовых прототипов. Разработка шла как по маслу, и уже в 1980 году новенькая Panda поступила в серийное производство.

Не в последнюю очередь успеху Панды способствовал практичный салон, объем которого, в случае сложенных задних сидений, достигал 1000 л
Не в последнюю очередь успеху Панды способствовал практичный салон, объем которого, в случае сложенных задних сидений, достигал 1000 л

С виду простенький автомобиль на самом деле был наполнен весьма хитроумными решениями. Передние кресла полностью складывались вровень с задним диваном, создавая спальное место. Чехлы сидений можно было снять и постирать, а пластиковые дверные карты и передняя панель легко подвергались чистке. Моторный отсек спроектировали так, чтобы туда помещались двигатели как с поперечным, так и с продольным расположением, а широкий проем багажника значительно упрощал погрузку объемных вещей. Сам Джуджаро называл Панду одной из лучших своих работ, а ее дизайн называл наиболее практичным, сбалансированным и функциональным.

Рынок принял машину очень тепло. Уже к концу весны 1980 года на руках у Fiat оказалось более 70 тыс. заказов. Высокие оценки поступали не только от простых покупателей. Panda стала финалистом конкурса «Европейский автомобиль 1981 года», а Джуджаро получил престижную премию Compasso d’Oro за лучший промышленный дизайн.

Моторная гамма Fiat Panda была очень разнообразной. Модификация Panda 30 мощностью 30 л.с. позаимствовала 2-цилиндровый 652-кубовый мотор воздушного охлаждения у Fiat 126. Версия 45 оснащалась 4-цилиндровым жидкостным агрегатом от Fiat 127 объемом 903 «кубика». Позже в линейку добавили еще один двигатель (843 см3) воздушного охлаждения на 45 сил. В 1982 году фиатовцы представили версию Panda 45 Super с улучшенным оснащением и 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Кресло можно было разложить, получив тем самым удобное спальное место
Кресло можно было разложить, получив тем самым удобное спальное место

В середине 1983-го на рынок вышла первая Panda со всеми ведущими колесами. Машина оборудовалась двигателем Autobianchi A112 (965 см3, 45 л.с.) и полным приводом, разработанным известной австрийской фирмой Steyr-Puch. Легкая Панда (вес 740 кг), несмотря на скромные паспортные характеристики, демонстрировала выдающиеся внедорожные способности, которые зачастую превосходили более крупные и дорогие внедорожники.

Начало 1986-го принесло первое серьезное обновление. Исчезли двигатели воздушного охлаждения, задняя подвеска, за исключением полноприводной версии, стала независимой, а кузов получил оцинковку для защиты от коррозии. Кроме того, появились новые модификации, включая фургон с распашными задними дверцами.

Первое поколение Panda производили, в общей сложности 23 года, и сняли с производства в 2003 году. Всего за это время выпустили 4,5 млн экземпляров. Сейчас на производстве находится модель третьего поколения, так что Panda по-прежнему держит марку Фиат на плаву.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Больше материалов в моем телеграм!

Читайте также: