Найти в Дзене
Записки репетитора

Как я на занятии разгадываю ребусы от учеников, точнее, как эти самые ученики слышат учителя

Ох, уважаемые учителя, как я вам сочувствую. Вот вы стараетесь, объясняете, рассказываете. Знаете, как это видит ряд учеников? Сейчас расскажу на примере двух семиклассниц, которые занимаются по одному и тому же учебнику – по Спотлайту. Семиклассница первая Показывает тетрадь. Там столбиком выписаны слова. Просто выписаны. - Нам вот это задали. Я спрашиваю: – Что именно задали? Я вижу тут только ряд слов. Их надо перевести? Выучить? Составить с ними предложения? Или что? – Я не знаю. – А кто знает? – Никто не знает. Учительница знает, она же нам задала. Я даже за голову не хватаюсь, я уже привычная. Говорю: – А кто на уроке был, вы или я? Если учительница знает, почему вы у нее не спросили, что с этими словами делать? Вы как планировали это задание выполнять? Получаю классический ответ: – Анезнай. – Ладно, – говорю, – дайте-ка ваш учебник. И покажите, на каком месте вы остановились в школе, хотя бы примерно. Смотрю. Агааа, вот они, слова. В упражнении 2. Дальше все просто. Размышляем

Ох, уважаемые учителя, как я вам сочувствую. Вот вы стараетесь, объясняете, рассказываете.

Знаете, как это видит ряд учеников? Сейчас расскажу на примере двух семиклассниц, которые занимаются по одному и тому же учебнику – по Спотлайту.

Семиклассница первая

Показывает тетрадь. Там столбиком выписаны слова. Просто выписаны.

- Нам вот это задали.

Я спрашиваю:

– Что именно задали? Я вижу тут только ряд слов. Их надо перевести? Выучить? Составить с ними предложения? Или что?

– Я не знаю.

– А кто знает?

– Никто не знает. Учительница знает, она же нам задала.

Я даже за голову не хватаюсь, я уже привычная. Говорю:

– А кто на уроке был, вы или я? Если учительница знает, почему вы у нее не спросили, что с этими словами делать? Вы как планировали это задание выполнять?

Получаю классический ответ:

– Анезнай.

– Ладно, – говорю, – дайте-ка ваш учебник. И покажите, на каком месте вы остановились в школе, хотя бы примерно.

Смотрю. Агааа, вот они, слова. В упражнении 2.

-2

Дальше все просто. Размышляем логически. Раз слова выписаны в столбик, надо явно написать их перевод. Делаем. Раз они из определенного упражнения, надо сделать это упражнение. Что косвенно подтверждается словами девочки: «Вроде бы что-то такое она говорила, кажется, да, про упражнение.» Делаем.

Ура, мы справились, мы молодцы!

Семиклассница вторая

Там немножко другая ситуация. Она приходит ко мне в 4, а домашнее задание узнает часов в 8-9 вечера, раньше им в электронный журнал не пишут.

Поэтому я ее спрашиваю, что они делали на уроке.

– Ничего не делали.

– Такого не может быть. Что вы, 40 минут сидели и смотрели в потолок? Или анекдоты рассказывали? Откройте учебник, тетрадь, посмотрите, вспомните.

(Проделав вышеуказанные действия.)

– А, вспомнила! Мы там переписывали... Из сзади учебника.

Прошу показать мне это место «из сзади учебника».

-3

Вижу, что это более подробное объяснение вот этой темы.

-4

Разумеется, по-английски они ничего не поймут. Но меня терзает сомнение насчет того, поймут ли они подобное объяснение и по-русски.

На всякий случай спрашиваю у девочки, знает ли она, что такое причастие. Разумеется, она это сакральное знание категорически отрицает:

– Мы еще такого не проходили!

Насколько я помню, причастия в курсе русского изучаются как раз в 7 классе. Но вот когда по времени – не скажу, я все-таки не русист. Может, позже. Уважаемые учителя русского, уточните мне этот момент, пожалуйста?

Хотя в моем случае все равно без разницы, учили или не учили. Она все равно их не знает, как показывает мой беглый опрос. Фильм интересный, фильм интересующий, фильм заинтересованный – она с одинаковой готовностью приемлет все варианты и считает их возможными.

(Сделаю отступление. Похоже, такое усложнение речи вызывает у ряда детей проблемы. То есть что-то типа «читающий мальчик» они уже не понимают. Я пыталась. Берем слово «читать». Мальчик что делает? Ага, тут соображает, что «читает». А если «мальчик...книгу, очень красивый», как изменить слово «читать»? Читает, читается, прочитать. Короче, любые формы, кроме нужных. Похоже, они в жизни эти формы не только не употребляют, но и не воспринимают. Ладно, я согласна, мы подобные конструкции тоже не на каждом шагу употребляем, но все же...)

Вернемся к нашим баранам. Я спрашиваю:

– И что, вы, ученики 7 класса, 40 минут переписывали пару абзацев?

– Нет, там еще было. А, она слова всякие говорила.

– Какие, – спрашиваю, – слова? Русские? Английские? Непечатные? Зачем она их говорила? Вот просто у доски стояла и говорила?

– Нуууу... Там по уроку слова.

Лезу опять в учебник. Но при этом я знаю, что на предыдущем уроке они разбирали вот что.

-5

Потому что они были столбиком выписаны в тетради, и они в школе начали к ним перевод писать. А мы потом закончили.

Значит, слова которые учительница говорила. Скорее всего, вот эти, которые в нижней рамочке. Что подтверждает узнавшая их девочка.

-6

Словообразование им пытались объяснять, в общем.

Ладно, попыталась я девочке объяснить эти самые причастия и слова. По-моему, потерпела полное фиаско.

-7

***

А теперь смотрите, что у детей остается в голове от урока.

Первый ответ с ходу:

– Ничего не делали! Никто не знает. Учительница знает но нам не говорит.

Когда слегка надавишь:

– Писали из сзади. Учительница говорила слова.

И максимум:

– Вроде бы что-то там говорила про вот это.

И, собственно, все. Вот это то, как они вас воспринимают, как они воспринимают урок.

Нет, нет, это ни в коем случае не обвинение в сторону учителей. Нет, совсем наоборот. Вот ты так распинаешься, распинаешься, стараешься что-то там объяснить, донести.

А результат – говорила слова. )))) Белый шум в результате. (

И я больше чем уверена, спроси кто этих детей дома, что они делали с репетитором, ответ будет примерно такой же:

– Писали с доски, что она писала. Она говорила слова.

И что тут скажешь? У вас есть слова, чтобы их говорить? У меня нет слов.

Хотя, если они есть, пишите их сюда, в комментарии. А также ставьте лайки и подписывайтесь на мои каналы везде:

Дзен: https://dzen.ru/krokoziabra
Телеграм: https://t.me/zapiskirepetitora1
Мах: https://max.ru/krokoziabra
Вконтакте: https://vk.com/krokoziabra

Что-то вроде продолжения. Тоже о словах:

Учительница показывала нам, какие бывают слова


Вечером будет текст об «открытии» моего ученика: почему его одноклассница двоечница.

Вот о чем я писала 25 ноября в прошлом году:

Что ж, кажется, моя дочь наглядно познакомилась с унижением и термином «газлайтинг»

Как у моей ученицы Бен легко превращается в Билла

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.