Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

Мир ребёнка в творчестве А.П. Чехова

Хочу отметить, что Антона Павловича не привлекала литература для детей, ему важнее было показать внутренний мир ребёнка. В детском видении окружающего мира он находит неискушённый, искренний, подкупающий своей наивностью взгляд на отношения между миром природы и людьми, между взрослыми и детьми. Мир ребёнка – необычный, неожиданный, яркий – особый мир. Мир времени познания и любознательности. А дети, по мнению Чехова – особые люди. Большинство чеховских детей написано так, что читателю становится не просто грустно, а горько и тоскливо. Ребёнком сам Чехов только издалека видел счастливых детей. "В детстве у меня не было детства», – не раз говорил писатель Отец Чехова, Павел Егорович, был лавочником, но вышел из крепостных (дед писателя – крепостной из Воронежской губернии выкупил себя с семьёй на волю и перебрался на Дон). Павел Егорович в семье был человеком строгих правил. Антошка и его старшие братья рано приучались к труду. Им приходилось подолгу просиживать в отцовской лавке, "приу
Оглавление
Иллюстрация в свободном доступе
Иллюстрация в свободном доступе

Не литература для детей, а рассказы о детях

Хочу отметить, что Антона Павловича не привлекала литература для детей, ему важнее было показать внутренний мир ребёнка. В детском видении окружающего мира он находит неискушённый, искренний, подкупающий своей наивностью взгляд на отношения между миром природы и людьми, между взрослыми и детьми.

Мир ребёнка – необычный, неожиданный, яркий – особый мир. Мир времени познания и любознательности. А дети, по мнению Чехова – особые люди. Большинство чеховских детей написано так, что читателю становится не просто грустно, а горько и тоскливо.

Ребёнком сам Чехов только издалека видел счастливых детей. "В детстве у меня не было детства», – не раз говорил писатель

Отец Чехова, Павел Егорович, был лавочником, но вышел из крепостных (дед писателя – крепостной из Воронежской губернии выкупил себя с семьёй на волю и перебрался на Дон). Павел Егорович в семье был человеком строгих правил. Антошка и его старшие братья рано приучались к труду. Им приходилось подолгу просиживать в отцовской лавке, "приучаясь к торговле". Психологию уставшего ребенка Чехов, по мнению литературоведов, списал из собственного детства. Уроки тоже приходилось готовить в лавке. Зимой там было так холодно, что чернила в чернильнице замерзали, а пальцы синели и не слушались. В гимназии за плохо выполненное задание ставили единицу, а отец за единицу порол.

Но этот каторжный труд не омрачил его души. Напротив, пробудил в нём жажду любви к семье, жизни вообще и к людям, которых наблюдал в лавке отца. Глупая, дикая жизнь калечила не только взрослых, но и детей.

А лавке отца служили два мальчика – Андрюшка и Гаврюшка. Им жилось ещё труднее, чем братьям Чеховым : били их чаще и злее кормили хуже, на них лежала вся тяжёлая и грязная работа. И, главное, они не могли учиться… Не могли даже мечтать поступить в гимназию, в университет. Конечно же Чехов помнил о них когда писал свои рассказы и "Ванька", и "Спать хочется", и "Степь" Это наиболее известные рассказы Антона Павловича, где главными героями выведены дети.

Ну ещё к очень известным можно отнести рассказ "Мальчики", включённый в школьную программу. Сам Чехов в детстве тоже мечтал убежать в невиданные дали от той скучной, серой жизни, от которой хотели убежать Володя Королёв и друг его Чечевицын. Только Чехову повезло больше. Возвращаясь из "сахалинского ада" морским путём, он видел Индию, Цейлон, проплывал мимо берегов Египта. Правда, он уже не был мальчиком, но радовался свежим впечатлениям, как ребёнок. После мрачного, пустынного Сахалина тропическая природа показалась ему особенно яркой и радостной. Восторг вызывал океан, невозможно было постичь его глубь и бескрайность. В океане Чехов купался – прыгал с носа корабля в воду, а потом хватался за канат, который ему бросали с кормы. Однажды, когда он находился в воде, он даже видел рыб-лоцманов и акулу, которые приближались к нему.

Да! Это были те ощущения и те сказочные страны, куда стремились Володя и "господин Чечевицын"

Но мне хочется рассказать вам о менее известных рассказах "Беглец" и "День за городом", где главными героями тоже являются дети.

Большая часть рассказов о детях ("Ванька"(1886),"Беглец"(1887), "Мальчики"(1887), "Детвора"(1886), "Событие"(1886), "День за городом"(1886) написана во второй половине восьмидесятых годов. Это время расставания А.П.Чехова с амплуа юмориста и такими смешными псевдоименами, как "Человек без селезёнки", "Брат моего брата", "Врач без пациентов"(это, не считая Антоши Чехонте). Это время становления честного и порядочного человека, критически мыслящего писателя, глубокого психолога.

В 1884 году, окончив медицинский факультет Московского университета, Чехов работает врачом в Воскресенске, Звенигороде, где не только лечит больных, но и ездит на вскрытия, выступает экспертом в суде… и копит впечатления для своей второй профессии - писателя.

Среди больных, приходивших на приём к в врачу Чехову было много полуголодных детей, таких, как Пашка Головин.

Рассказ "Беглец"

Рассказ "Беглец"основан на реальном факте.

Восьмилетний Пашка впервые попал на приём к врачу.

Это была длинная процедура. Сначала Пашка шёл с матерью под дождём, то по скошенному полю, то по лесным тропинкам… шёл до тех пор, пока не рассвело. Потом часа два стоял в тёмных сенях и ждал, когда отопрут дверь. В сенях было не так холодно и сыро, как на дворе, но при ветре и сюда залетали дождевые брызги. Когда сени мало-помалу битком набились народом, стиснутый Пашка припал лицом к чьему-то тулупу… и вздремнул. Но вот щёлкнула задвижка, дверь распахнулась и Пашка с матерью вошёл в приёмную. Тут опять пришлось долго ждать…

А хотелось попрыгать, воробьишек погонять. Но нельзя. Глядя на серьёзную мать и Пашка рассерьёзничался.

Иллюстрация в свободном доступе.
Иллюстрация в свободном доступе.

Но притворяться смирным ему и не пришлось : столько нового вокруг, только успевай удивляться и запоминать. Присмиреешь тут.

Во-первых, он узнал, что зовут его не Пашка, а Павел Головин, во-вторых, чтобы вылечить руку (видимо, гнойный абсцесс на локте) ему придётся остаться в больнице, без мамки. Правда доктор пообещал показать ручную лисицу и купить на ярмарке леденец. В-третьих, в больнице переодели его в пижамку и халатик, да такие они были ладные, что Пашка представил, как деревенские ребятишки обзавидовались бы его увидев в этой одёжке. А ещё там была кровать с шершавым одеялом, каких он не видел никогда. И тётеньки там были добрыми, и щи с мясом, и жаркое с картошкой, какого он отродясь не ел. От избытка впечатлений Пашка уснул. Проснулся глубокой ночью от странного полушёпота и движений по коридору. Умер старик, за которым Пашка с полчаса днём наблюдал, размышляя, что там у него "в грудях свистит".

Событие это, смерть старика, так напугало мальчонку, что он ломанулся прочь из палаты, по лестнице вниз, потом во двор в кромешную тьму. Долго метался по двору, где каждый предмет в ночи приобретал вид какого-то фантастического чудища, пока не упёрся в какой-то домик со светящимся окошком. В этом окошке он увидел того самого доброго "дохтура", что обещал лисицу показать и леденец. Доктор что-то читал. Пашка бросился к дверям, но от пережитого прямо на крылечке потерял сознание.

Когда он пришёл в себя, было уже светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера ярмарку, чижей и лисицу, говорил возле него:
- Ну и дурак ты, Пашка! Разве не дурак? Бить бы тебя да некому.

На этой фразе рассказ и кончается. Конечно же, доктор прооперирует руку, и всё у Пашки будет хорошо, потому что встретился ему очень добрый взрослый человек.

А ведь это так важно ребёнку, чтобы в его жизни встречались только добрые, хорошие люди.

Об этом и второй рассказ А.П. Чехова

"День за городом"

В одном сельце жили дети сироты. Шестилетняя Фёкла и восьмилетний Данилка. Нищенствовали. Голодали, холодали и давно бы померли, если бы не сапожник Терентий. Просто хороший добрый человек, правда, пьяница. Но для детей он был ангелом-хранителем.

Рассказ начинается с того, что маленькая Фёкла мечется по селу в поисках дяди Терентия. Кто-то говорит ей, что видел Терентия на огородах. Феклуша бежит туда.

- Дядя Терентий! Дяденька, родненький
Терентий нагибается к Фёкле, и его пьяное, суровое лицо покрывается улыбкой, какая бывает на лицах людей, когда они видят перед собой что-нибудь маленькое, глупенькое, смешное, но горячо любимое.
- А-аа… раба божия Фёкла! Говорит он нежно сюсюкая. – Откуда бог принёс?
-Дяденька Терентий, - всхлипывает Фёкла, дергая сапожника за полу. – С братцем Данилкой беда приключилась! Пойдём!

Приближается гроза, грохочет гром. Терентий, расспросив девчушку о том, что произошло (брат полез за кукушечьим яйцом, а рука застряла в дупле) и огорчённо проговорив: "Не успел ещё день начаться, а у вас уже горе", - отправляется за девочкой за город. К месту, где застрял Данилко версты две. По дороге их настигает гроза. Терентий и сам напуган, но ребёнка пытается успокоить:

- Не бойся, сиротка, не по злобе гремит…

Девочка жмётся к Терентию, и так они доходят до дерева, где застрял Данилка.

-3

Тот держится с достоинством:

- Срасть какой гром, Терентий, отродясь такого грома не было…
- А рука твоя где?
- В дупле… Вынь, сделай милость, Терентий!
Край дупла надломился и ущемил руку Данилы : дальше просунуть можно, а двинуть назад никак нельзя. Терентий надламывает отломок, и рука мальчика, красная и помятая, освобождается.
- Страсть как гремит! Повторяет мальчик, почёсывая руку. – А от чего это гремит, Терентий?
-Туча на тучу надвигается… - говорит сапожник.

По дороге обратно. Дети много вопросов задают и на каждый Терентий старается дать полный ответ. И почему соловья нельзя обижать("Божья птица, ему голос такой в горле даден, чтоб бога хвалить и человека увеселять"), и как пчелиный рой, что встретился по пути, одомашнить, и почему муравьи из муравейника вылезли, и какой цветок от чего помогает, и почему локомотив не живой и без помощи лошадиной ездит … Много вопросов задают дети и на каждый у Терентия есть ответ. Только к вечеру приходят они в село. Дети идут в заброшенный сарай, а Терентий, простившись с ними идёт в кабак. Перед тем, как уснуть Данила вспоминает прошедший день, какие-то вопросы его ещё беспокоят :

"Ужо завтра Терентию расскажу", - думает мальчик и засыпает. А ночью приходит к ним Терентий, крестит их и кладёт им под головы хлеба.

И от такой любви взрослого человека к детям становится светлее, и в сердце загорается надежда, что всё плохое минует и этих детей и других, если рядом с ними будут такие взрослые, как Терентий.

PS В битве титанов между Чеховым и Островским, проходящей в рамках годового читательского марафона "Открой школьную Вселенную", курируемой в этом месяце Анной, канал "Аннушка и масло | книжки"

мне очень хочется, чтобы был паритет, поэтому следующая моя статья будет или по любимому Чехову, или по не менее любимому Островскому.