Найти в Дзене
сергей СМИРНОВ

BAe 146/Avro RJX-- регионал с 4-мя двигателями, и такое бывает. Но он имеет свои преимущества и свою нишу применения.

British Aerospace Avro RJ85 немецкой авиакомпании Lufthansa. British Aerospace 146 (также BAe 146 ) —региональный авиалайнер, производившийся в Великобритании компанией British Aerospace , позже ставшей частью BAE Systems . Производство продолжалось с 1983 по 2001 год. Производственные показатели включают Avro RJ , улучшенную версию от Avro International Aerospace , дочерней компании BAE Systems. Производство версии Avro RJ началось в 1992 году. Avro RJX , ещё более улучшенная версия с новыми двигателями, была анонсирована в 1997 году, но было построено только два прототипа и один серийный самолёт, прежде чем всё производство было прекращено в 2001 году. С 387 выпущенными самолётами Avro RJ/BAe 146 является самой успешной программой британских гражданских реактивных авиалайнеров. Кабина в модернизированном Avro RJ в 1993 году. BAe 146 выпускался в модификациях -100, -200 и -300. Аналогичные версии Avro RJ обозначаются RJ70, RJ85 и RJ100. Грузовая версия имеет обозначение «QT» (Quiet Tr
British Aerospace Avro RJ85 немецкой авиакомпании Lufthansa.
British Aerospace Avro RJ85 немецкой авиакомпании Lufthansa.

British Aerospace 146 (также BAe 146 ) —региональный авиалайнер, производившийся в Великобритании компанией British Aerospace , позже ставшей частью BAE Systems . Производство продолжалось с 1983 по 2001 год. Производственные показатели включают Avro RJ , улучшенную версию от Avro International Aerospace , дочерней компании BAE Systems. Производство версии Avro RJ началось в 1992 году. Avro RJX , ещё более улучшенная версия с новыми двигателями, была анонсирована в 1997 году, но было построено только два прототипа и один серийный самолёт, прежде чем всё производство было прекращено в 2001 году. С 387 выпущенными самолётами Avro RJ/BAe 146 является самой успешной программой британских гражданских реактивных авиалайнеров.

Кабина в модернизированном Avro RJ в 1993 году.
Кабина в модернизированном Avro RJ в 1993 году.

BAe 146 выпускался в модификациях -100, -200 и -300. Аналогичные версии Avro RJ обозначаются RJ70, RJ85 и RJ100. Грузовая версия имеет обозначение «QT» (Quiet Trader), а конвертируемая в грузопассажирскую модель — «QC» (Quick Change). Для полётов с грунтовых и неподготовленных взлётно-посадочных полос на самолёт может быть установлен « гравийный комплект ».

Три основных варианта.
Три основных варианта.
Чертежи BAe 146-200.
Чертежи BAe 146-200.

Первоначально программа была запущена при поддержке правительства Великобритании, которое согласилось покрыть 50% расходов на разработку в обмен на долю доходов от каждого проданного самолета. В октябре 1974 года все работы по проекту были остановлены из-за мирового экономического спада, вызванного нефтяным кризисом 1973 года.

В 1981 году поднялся в воздух первый готовый самолет. К тому времени себестоимость единицы самолета 146-200 составляла 11 миллионов, а стоимость программы — 350 миллионов Первые результаты полета показали что взлетно-посадочные характеристики превзошли прогнозы. В 1982 году British Aerospace заявила что для выхода на безубыточность предприятия необходимо продать в общей сложности 250 самолетов. BAe 146 получил сертификат летной годности 8 февраля 1983 года. После запуска в эксплуатацию он был провозглашен «самым тихим реактивным лайнером в мире» и называют его Whisperjet . Ещё есть прозвище "Джамболино".

Было несколько причин, по которым двухдвигательная конфигурация не была выбрана. Но главная причина почему выбрали 4 двигателя процитирую авиаспеца:

"Полагаю, что на момент разработки BAE-146 не было приемлемых двигателей для двухдвигательной версии. Собственно, разработчики были бы очень даже не прочь снизить стоимость обслуживания за счет уменьшения количества двигателей и называли очень даже существенные величины снижения. В середине 80-х в классе шеститонников (с заметной степенью двухконтурности) существовал только Д-36 и велась разработка BR700. С 86-87 года шли спорадические переговоры ВАЕ-ЗМКБ и тянулся этот марлезонский балет почти до двухтысячных. Бывали там и взлеты, с доставкой двигателя в Англию и посадкой АН-72 на «коровьем выгоне»; с последующей работой Д-36 на английском стенде с ихней FADEK и демонстрацией ими рекордных приемистостей, все было... Но если взять сухой остаток, ни с Д-36, ни с каким иным двигателем ВАЕ так и не стала работать над двухдвигательным развитием 146-го".

Планер самолёта и многие другие ключевые области были спроектированы так, чтобы быть максимально простыми. Двигатели не имеют реверсов тяги из-за их предполагаемой меньшей эффективности в ожидаемых условиях. Вместо этого BAe 146 оснащён большим воздушным тормозом с двумя раскрывающимися ковшами в хвостe, что имеет преимущество в том, что его можно использовать во время полёта и при необходимости обеспечивать крутую скорость снижения. Кроме того, самолёт имеет полноразмерные крыльевые интерцепторы, которые раскрываются сразу после посадки.

Работа воздушного тормоза.
Работа воздушного тормоза.

По словам главного конструктора BAe 146 Боба Григга, с самого начала процесса проектирования первоочередными задачами были максимальное удобство обслуживания самолёта и максимальное снижение эксплуатационных расходов операторов. Григг подчеркнул такие факторы, как простота конструкции, использование готовых(COTS) компонентов, где это возможно, а также использование внутренних целевых показателей затрат и постоянный мониторинг. British Aerospace также приняла систему гарантий затрат между поставщиками компонентов и операторами BAe 146 для обеспечения соблюдения строгих требований. Но я не думаю что BAe 146 дешевый в ТО по сравнению с другими регионалами с ТРД.

В эконом-классе BAe 146 может быть сконфигурирован как в стандартной пятиместной компоновке, так и в высокоплотной шестиместной компоновке, что делает его одним из немногих региональных реактивных самолетов, которые могут использовать шестиместную компоновку в эконом-классе.

BAe 146 также известен своей относительно тихой работой, что является положительным качеством, которое привлекло тех операторов, которые хотели предоставлять услуги чувствительным к шуму аэропортам в городах. Этот самолет является одним из немногих типов, которые можно использовать на рейсах в аэропорт Лондон-Сити, который имеет крутой подход и короткую взлетно-посадочную полосу; в течение нескольких лет BAe 146 был единственным обычным реактивным самолетом, способным летать из аэропорта Лондон-Сити. В 1985 году а/к Aspen Airways открыла первый регулярный рейс на самолёте с ТРД в Аспен(Колорадо), в горах на западе США, с BAe 146-100, работающим с аэродрома на высоте 2383.5 м. 146-й был принят на вооружение Королевских военно-воздушных сил в 1986 году и прослужил до 2022 года в качестве VIP -транспорта и эксплуатировался 32-й(Королевской) эскадрильей. Для клиентов было произведено не менее 25 самолетов представительского класса; многие из них были переоборудованы после эксплуатации для работы в авиакомпаниях.

BAe 146 оснащён четырьмя ТВД Avco Lycoming ALF 502. ALF 502 был создан на основе Lycoming T55 , который установливается ​​на тяжёлом транспортном вертолёте Сhinook. Примечательно, что BAe 146 имеет очень низкий уровень шума при работе, значительно ниже, чем у большинства конкурирующих самолётов. Это было достигнуто в основном за счёт использования редукторного ТВД ALF 502; редуктор позволяет скорости конца лопатки вентилятора оставаться ниже скорости звука, что значительно снижает шум самолёта. Кроме того другие меры по снижению шума включают высокую степень двухконтурности и дополнительные звукопоглощающие слои.

У двигателей ALF 502 было множество проблем. Его внутренняя электроника могла перегреться, что приводило к автоматическому отключению двигателя без возможности его повторного запуска в полёте, а некоторые атмосферные явления могли привести к потере тяги двигателя из-за внутреннего обледенения. Кроме того, у BAe 146 возникли проблемы с системами отбора воздуха и наддува салона, что привело к ряду случаев попадания ядовитых паров от моторного масла в кабину пилотов через систему кондиционирования.

BAe 146 был вторым самолетом после Сoncorde, на котором использовались углеродные тормоза. В самолете используется небольшое количество композитных материалов.

В 2000 году British Aerospace объявила о замене серии Avro RJ на более совершенную серию Avro RJX. Однако 27 ноября 2001 года BAE объявила об отмене программы RJX в связи с закрытием своего подразделения региональных самолётов. В рамках этого решения BAE также объявила о сокращении 1669 рабочих мест и выплате штрафа в размере 400 миллионов фунтов стерлингов. Financial Times заявила, что BAE «подвела черту под бизнесом, который когда-то грозил уничтожить всю группу. В 1992 году подразделение региональных самолётов пробило дыру в балансе тогдашней British Aerospace, вынудив её списать 1 миллиард фунтов стерлингов»[вот вам и самый успешный авиапроект в Великобритании].

Производство Avro RJ завершилось поставкой последних четырёх самолётов в конце 2003 года; всего в период с 1993 по 2003 год было поставлено 173 самолёта Avro RJ.

Самолет BAe-146/Avro RJ стал причиной 14 аварий с потерей самолета(3.6% потери самолетов), в результате которых погибло 294 человека, а также одного уголовного преступления с 43 погибшими.

Версии воздушного танкера для пожаротушения BAe 146 и Avro RJ85 были изготовлены путем переоборудования самолетов, ранее эксплуатировавшихся авиакомпаниями на регулярных пассажирских перевозках.

BAe 146 воздушный танкер тушит пожар в Калифорнии 2016 год.
BAe 146 воздушный танкер тушит пожар в Калифорнии 2016 год.

ТТХ ВАе146/Аvro RJ: первая цифра для -100/RJ70 ( в скобках для -200/RJ85) и для -300/RJ100

Пассажиры: 70-82 (85-100) 97-112

Ширина кабины, м: 3,42

Нагрузка на крыло:, кг/м2: 492,9 (545,7) 572,1

Макс взлетный вес:, кг 38101 (42184) 44225

Масса пустого, кг: 23820 (24600) 25640

Полезная нагрузка, кг: 8612 (11233) 11781

Двигатели 4: ВАе 146 Licoming ALF 502 R-5 мощностью 31,1 кН; Аvro RJ Honeywell LF 507-1F мощностью 31,1 кН .

Крейсерская скорость: 0,7М (747 км /ч).

Потолок: 11000 м

Дальность: 82 пасс. 3870 км (100 пасс. 3650 км) 100 пасс. 3340 км

Длина взлета(SL, ISA): 1180 м (1390 м) 1535 м

Расход топлива(FL 310):

для -100/RJ70: при 787 км/ч 2468 кг/с; при 669 км/ч 1594 кг/ч(крейсер 747 км/ч 1980 кг/ч)

для -200/RJ85: при 783 км/ч 2483 кг/ч; при 669 км/ч 1673 кг/ч(крейсер 2080 кг/ч)

для -300/RJ100: при 794 км/ч 2517 кг/ч; при 698 км/ч 1724 кг/ч(крейсер 2180 кг/ч).

Для сравнения расход топлива одноклассников: Ту-134 [80 пасс] при скорости 760 км/ч 2050 кг/ч; Як-42 [120 пасс] при скорости 650-700 км/ч 2700 кг/ч на полную дальность 2500 кг/ч; Fokker 70 [80 пасс] 1850 кг/ч; Fokker 100 [до 122 пасс] 2150 кг/ч; Boeing 717 [117 пасс] 2200 кг/ч; А-318 [136 пасс] 2150 кг/ч; Ан-148 [80-85 пасс, 42 тонны] при скорости 772 км/ч 1794 кг/ч.

Не так уж ВАе 146 и много кушает топлива по сравнению со своими 2-х и 3-хдвигательными конкурентами. Но в ТО и лизинге конечно он существенно дороже Ту-134 и Як-42. Жаль, но я не нашел стоимости ВАе на конец выпуска.

Еще процитирую пилота этого самолета: Air brake - в хвосте открываются щитки, тормозят существенно. Особенно приятно с ними снижаться - 30 метров в секунду без проблем! Единственное, чего боится самолет - бокового ветра свыше 16-17 м/c - его поднимает за крыло и переворачивает - очень тяжело удержать. А движки у него вертолетные, поставленные боком - а какая разница....."

Выводы: 4 двигателя многовато для регионала, но самолёт имеет свою нишу(аэропорты в черте города с короткими ВПП). Самолет с высоким уровнем комфорта и надежности. Проект: вроде и не так уж и мало произвели самолётов, но накопились большие долги и выпуск прекратили.

А что вы думаете по этому поводу, дорогие читатели. Выскажите свое мнение в комментариях.

Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ