Найти в Дзене

Современные сказки: обращение к архетипам и "ретеллинг"

От темы графических романов и от сказочной комикс-вселенной Александра Уткина (писали здесь https://dzen.ru/a/aNqV_pFhAT5-AsrG) плавно перемещаемся к сказкам, которые представлены в нашем каталоге "Фёдор Михайлович Феденька рекомендует". Сказкам посвящён отдельный раздел (о каталоге писали тут https://dzen.ru/a/aM1APhC8SxIm3jqx), в котором есть как сказки, ставшие классикой, так и совершенно новые, но, поверьте, очень достойные "представители" жанра. В те времена, когда, главный герой нашего проекта был ребёнком, сказка "проникала" в мир маленького человека практически с рождения вместе с другими фольклорными жанрами: потешками, колыбельными, загадками. Не сложно догадаться, кто в дворянских семьях являлся "носителем" таких знаний. Конечно же, няня. У Пушкина - Арина Родионовна, а у семейства Достоевских - кормилица младшего брата, Лукерья. Естественно, сказки нянями (женщинами неграмотными) не читались, а, как и положено фольклору, рассказывались "на сон грядущий". В семейном кругу
Оглавление
автор изображения: Екатерина Амбарникова @Kukukateam
автор изображения: Екатерина Амбарникова @Kukukateam

От темы графических романов и от сказочной комикс-вселенной Александра Уткина (писали здесь https://dzen.ru/a/aNqV_pFhAT5-AsrG) плавно перемещаемся к сказкам, которые представлены в нашем каталоге "Фёдор Михайлович Феденька рекомендует". Сказкам посвящён отдельный раздел (о каталоге писали тут https://dzen.ru/a/aM1APhC8SxIm3jqx), в котором есть как сказки, ставшие классикой, так и совершенно новые, но, поверьте, очень достойные "представители" жанра.

Немного истории

В те времена, когда, главный герой нашего проекта был ребёнком, сказка "проникала" в мир маленького человека практически с рождения вместе с другими фольклорными жанрами: потешками, колыбельными, загадками. Не сложно догадаться, кто в дворянских семьях являлся "носителем" таких знаний. Конечно же, няня. У Пушкина - Арина Родионовна, а у семейства Достоевских - кормилица младшего брата, Лукерья. Естественно, сказки нянями (женщинами неграмотными) не читались, а, как и положено фольклору, рассказывались "на сон грядущий". В семейном кругу, чуть позже, подросшим детям (возраста 8 - 12 лет) читалась авторская литературная сказка - жанр на тот момент молодой, возникший в русской литературе в первой трети XIX века.

Теперь о том, как читали. Специалисты отмечают, что в XIX веке книги читали не так, как сейчас. Для современного читателя - процесс взаимодействия с текстом личный, интимный, требующий уединения. В семьях позапрошлого века чтение было коллективным. Выбранную книгу вслух читал один из родителей или один из старших детей. Это происходило, как правило, в гостиной, где собирались все члены семьи и по вечерам,после того, как все дела сделаны и все бытовые вопросы решены. Понятие "семейный круг" в случае с таким вот чтением видится и понимается буквально. Ключевым моментом чтения книги было последующее её обсуждение.

Источник изображения:https://rg.ru/2019/01/06/piat-knig-dlia-semejnogo-chteniia-u-rozhdestvenskoj-elki.html
Источник изображения:https://rg.ru/2019/01/06/piat-knig-dlia-semejnogo-chteniia-u-rozhdestvenskoj-elki.html

Необходимо отметить, что мы намеренно не включили в каталог народные сказки, хотя прекрасно понимаем, что они являются литературной "базой", и подобрали книги для чтения и обсуждения с детьми в возрасте от 8 до 12 лет. На наш взгляд, это тот период, когда дети уже доросли до самостоятельного чтения и обсуждения, но ещё интересуются сказками.

Народные сказки закладывают "читательскую основу", всё-таки, в более раннем возрасте.

Известные истории на новый лад

Расскажу вам о двух, совсем "свежих", авторских сказках, русской и французской.

Почему я выбрала именно их? Ну, во-первых, потому что мы с сыном их недавно прочитали и они обе нам очень понравились:)

Во-вторых, потому что я выбирала для статьи "похожие" книги, а эти две истории как раз объединяет то, что в основе их - традиционные сюжеты и герои народных сказок.

Источник: https://www.labirint.ru/series/54187/
Источник: https://www.labirint.ru/series/54187/
-4

Сказка-повесть Дмитрия Сиротина "Человек на ладошке" о мальчике Матвее, младшем школьнике, который однажды из любопытства (или от скуки, а, может, от одиночества) решает вызвать домового. Происходит традиционное сказочное чудо, "вызов принят" и "нечисть" (тоже вполне традиционная) тут как тут.

"Заветная тайна крота Фердинанда" французского писателя Микаэля Брюн-Арно - первая книга цикла "Записки из Зелёного Бора". (В цикл входят ещё две: "Таинственные дневники Лиса Корнелия" и "По следам Духа Зимы".) Напоминает эта история всем известные народные сказки о животных, наделённых антропоморфными чертами. Главный герой - Лис Арчибальд, владелец книжного магазинчика. А ещё в лесу живут Крот Фердинанд, Ласка Лоретта, Мышка Шарлотта, Сурчиха Петуния, Филин Гедеон - и множество других животных.

Тут на ум, помимо фольклорных сюжетов, приходит сравнение с английской классикой, а конкретно, с книгой "Ветер в ивах" Кеннета Грэма и историями про Крота, дядюшку Барсука, мистера Рэта и мистера Тоуда.

Но. Авторская сказка всегда уникальна. И вот тут мы расскажем про модный нынче термин "ретеллинг".

Ретеллинг - переложение на новый лад всем известного сюжета, наполнение традиционной истории новыми оригинальными смыслами.

В "Человеке на ладошке" традиционная сказочная нечисть - домовой становится "квартирным". Матвей с мамой живут формально не в доме, а в квартире. Отсюда и название. Мальчик вызвал нечисть в духе времени, по "рецепту" из Интернета, а не по наущению Бабы Яги.

Домовой творит чудеса, как и положено сказочному персонажу. Главное условие - Тапочкин (так его зовут) должен оставаться невидимым для окружающих. Матвей носит его с собой в кармане или сжимает в кулаке. Домовой - маленький человечек. Нечисть помогает герою справиться с внутренними страхами и неуверенностью, наказывает хулиганов, помогает сблизиться с девочкой, в которую тот влюблён. Тапочкин становится для Матвея другом и мудрым советчиком. На первый взгляд - традиционные взаимоотношения героя сказки и сказочного помощника. Но автор всё время как бы намекает читателю на то, что, может быть, и нет никакого домового? Не плод ли это воображения? Существует же в психологии феномен вымышленного друга, которого ребёнок впечатлительный, тревожный выдумывает и с которым разговаривает, просит совета, особенно, если в реальности обратиться за советом не к кому. В этом случае получается, что Матвей просто взрослеет у читателя на глазах и со всеми жизненными перипетиями начинает справляться самостоятельно. Или нет? Тут уж решать читателям. В этом как раз вся оригинальность и тонкость "Человека на ладошке".

"Заветная тайна" повествует о приключениях Лиса Арчибальда и Крота Фердинанда, отправившихся в путешествие по Зелёному Бору,дабы найти пропавшую книгу. На первый взгляд, всё просто. Лесные жители живут, по-разному взаимодействуют друг с другом. От самого названия веет тайной и приключениями. На самом деле, история эта очень глубокая, трагическая, затрагивающая круг совсем не сказочных тем. Всё не так просто, как может показаться на первый взгляд, начиная с героев. Лис Арчибальд вовсе не хитрый коварный хищник, а молодой ещё не очень опытный, но очень трудолюбивый, внимательный и эмпатичный зверь. Его книжный магазинчик, передающийся по наследству от отца к сыну, тоже своеобразный. В нём продаются книги, написанные в разное время разными жителями Бора о себе и о своих занятиях. То есть, это не просто магазин, а своеобразный "банк" памяти и опыта, с которым одно поколение делится с другим. За попыткой вспомнить свою жизнь и приходит к Арчибальду Крот Фердинанд, очень пожилой зверь, страдающий болезнью "забвения". Он хочет купить книгу, написанную им когда-то, но выясняется, что она уже куплена таинственным незнакомцем. Лис вместе с Кротом отправляются на поиски "книги памяти". Кроту всё хуже и хуже и времени у них очень мало. В этой истории, что ни страница, то тема, которую нужно обсуждать с детьми вместе: болезнь близких, проживание утраты, ценность семейной памяти и семьи вообще, необходимость терпения и сострадания. Лису это путешествие даёт огромный жизненный опыт. Он "пишет" свою книгу памяти. Сам Зелёный Бор представляет собой маленькую уютную страну, где царит равноправие и процветает мелкий бизнес. Тут, помимо книжного, есть кофейни, лавки, концертный зал (вековой дуб), уютные деревеньки и даже пансион, где живут писатели.

Если с историей Дмитрия Сиротина моему восьмилетнему сыну при прочтении всё было более или менее понятно и весело, то в "Заветной тайне" он понял далеко не всё. Ему понравилась общая атмосфера и ощущение тайны. Тут автор держит читателя в напряжении до самого финала.Может быть и хорошо, что с подобным опытом ребёнок ещё не сталкивался. Но, на мой взгляд, разъяснять и "проговаривать" сложные темы с ребёнком необходимо, хотя бы потому, что совместное чтение и обсуждение тоже подготовка к дальнейшей жизни.

Весь декабрь в рамках проекта мы будем читать сказки. Приглашаем вас вместе с детьми посетить Вечер медленного чтения "Сердце верит в чудеса". Оф-лайн событие пройдёт дважды: 13 декабря - в уютном зале Московской губернской универсальной библиотеки в городе Королёве, а 21 декабря - в библиотеке им. А. Кирсанова в подмосковной Коломне. Вечер будет доступен и онлайн - прямая трансляция пройдёт на портале Культура РФ.

Подробнее о событиях читайте в нашей группе в Телеграмм и Вконтакте.

Наш канал в Телеграмме https://t.me/dostoevskymatrix

Сообщество проекта в Вконтакте https://vk.com/dostoevskymatrix

Сказки
3041 интересуется