Найти в Дзене
All That Jazz

Три орбиты ноября: от космического джаза до авангардного метала

Решили у нас в чате вспомнить альбомы, которые за последнее время произвели самое яркое впечатление - сегодня опубликую три заметки: Владлен Турсунбаев расскажет об альбоме Ноэля Скотта и Маршалла Аллена, Алекса Роз об альбоме коллектива PS5, ну а я, как всегда, о самом новом и необычном. Наткнулся на Celestial (https://album.link/i/1690613640) саксофонистов Ноэля Скотта и Маршалла Аллена. Очень живой альбом, хотя на момент записи им на двоих было 165 лет. Аллену сейчас уже 101, жив курилка! Запись была сделана на пленку одним дублем, 18 июля 2022 года в день рождения Скотта. Затем на токарном станке Scully Lathe 601, Святом Граале музыкального производства, была нарезана матрица для винила. Альбом звучит довольно винтажно, что вполне во вкусе Sun Ra Arkestra – оба были служителями его космического культа (недаром «Небесный»), но Скотт в свои шестьдесят шесть решил наконец выйти на собственную орбиту. Здесь он играет на привычном альт-саксофоне, флейте, еще и хрипловато, но душевно пое

Решили у нас в чате вспомнить альбомы, которые за последнее время произвели самое яркое впечатление - сегодня опубликую три заметки: Владлен Турсунбаев расскажет об альбоме Ноэля Скотта и Маршалла Аллена, Алекса Роз об альбоме коллектива PS5, ну а я, как всегда, о самом новом и необычном.

Наткнулся на Celestial (https://album.link/i/1690613640) саксофонистов Ноэля Скотта и Маршалла Аллена. Очень живой альбом, хотя на момент записи им на двоих было 165 лет. Аллену сейчас уже 101, жив курилка! Запись была сделана на пленку одним дублем, 18 июля 2022 года в день рождения Скотта. Затем на токарном станке Scully Lathe 601, Святом Граале музыкального производства, была нарезана матрица для винила. Альбом звучит довольно винтажно, что вполне во вкусе Sun Ra Arkestra – оба были служителями его космического культа (недаром «Небесный»), но Скотт в свои шестьдесят шесть решил наконец выйти на собственную орбиту. Здесь он играет на привычном альт-саксофоне, флейте, еще и хрипловато, но душевно поет в заглавном треке. Аллен местами лает «собачкой», но не слишком радикально, да на электронной дудке EWI поддувает. Ударник Крис Хендерсон – из того же космического экипажа, впечатляет, как в Conversation With The Cosmos он виртуозной строчкой сшивает рваный контрапункт фортепиано и саксофона. За клавишами – британец Чарли Стейси, на контрабасе – итальянец Микеле Монтолли, эти двое призваны добавить молодости мудрой игре патриархов. Довольно эклектичный альбом: где-то пахнёт фанком, соулом, блюзом, в общем, пестрая смесь стилей и эпох, что неудивительно – ребята всю жизнь в космосе провели, сверху для них все одномоментно и скоротечно, «тут мгновения, там – века».

Печальный постскриптум: 18 июля, в еще один «грустный праздник», после концерта в Гарлеме какие-то скоты украли у Скотта сделанный на заказ альт-саксофон, и он, оставшись практически без жизненно важного органа перед концертами в качестве лидера Sun Ra Arkestra, был вынужден организовать сбор помощи для приобретения достойной замены.

В этот раз я тут (неожиданно для себя) с альбомом, который мне очень рекомендовали и к которому подступалась несколько раз летом. Не было времени или настроя, сейчас уже и не помню. Но вот на днях стала разбирать материалы, которые собираю по итальянским исполнителям (по- тихоньку пишу) и вновь наткнулась на него.
Послушала. Полностью. И удивилась. Послушала снова. И еще раз переслушала несколько треков, которые для меня стали просто открытием.                                              
Речь сегодня пойдет о молодом итальянском квинтете PS5 и их альбоме 2021 года Unconscious Collective (https://album.link/s/3IVOpoj5MwZ3TE2iWM0FNL).     

-2

Сижу я как-то одна - вокруг неулыбчивый, подгруженный чем-то своим народ, читаю умные тексты о деньгах, налогах и светлом будущем, вижу пожарную машину, гоняющую туда-сюда, нервные крики чаек прямо перед окном, осень повсюду, серое плаксивое небо, промозглость. И вот, наливаю себе кофе, вдыхаю тот самый первый неповторимый аромат и включаю этот альбом. Честно продираюсь через первые два трека и - Ап! Ву-а-ля! Фокус!                                                Представьте себе, что вы путешествуете вдоль Карибских островов, через Средиземноморье и Атлантику в Африку, и возвращаетесь в прекрасный, шумный Неаполь.

В этом месте я процитирую пресс-релиз альбома, описавшему как нельзя лучше то, что витает в воздухе и реально и остро ощущается в этой музыке:

«…Пьетро Сантанджело (тенор, сопрано) и Джузеппе Джироффи (альт, баритон),

Паоло «Бато» Бьянкончини на перкуссии, Винченцо Ламанья на басу, Сальваторе Райноне за ударными - прокладывают причудливые маршруты от Эфиопии и Нигерии до Ямайки и Кубы. На выходе получается перебродивший вязкий субстрат, хаотичный джазовый саундтрек в духе маркесовского магического реализма: сквозь густое латиноамериканское марево проплывают цыганские таборы с алхимическими лабораториями и арабские лавки, источающие запах табака и специй».                         
Альбом - абсолютная эклектика. Тут есть музыка, как шум города (первые два трека - на любителя), есть и другая сторона - восточные мотивы и сказка, и морской прибой, далее - что-то кубинское, спиричуэл-джаз, коррида… 
Начиная с третьего трека каждый точно найдет что-то своё, волнующее и вдохновляющее. А изумительно красивая композиция Šulūk уже два дня живет в рингтонах моих дочек (интересно, на кого они его поставили :)).

-3

Diego Caicedo - Eidos Daemonium (https://album.link/s/2DalLjQEOcu0n9Su0RFkUq) (2025)

Сначала кажется, что это какой-то праздник непослушания студентов Гнесинки с Отдела струнных оркестровых инструментов - сбежали с занятий и давай наяривать дэт-метал на виолончелях и скрипках. Но приглядевшись, оказалось, что это крутой и серьёзный проект колумбийского гитариста и композитора Диего Кайседо - авангардное произведение для электро-гитары, струнного квартета в составе двух скрипок, виолончели и бас-гитары, и экстремального вокала.

Академическая музыка на альбоме тесно переплетается с экстремальным металлом и нойзом, и богато сдобренна при-блэкованным дэтовым вокалом - но звучит это всё гораздо ближе к авангардным академическим экзерсисам, чем непосредственно к экстремальному металлу - в общем, запутался я окончательно в попытках определить что это - лучше послушайте сами, или вот, почитайте, как лейбл, выпустивший этот альбом, живописует произведение: "Гармонико-мелодическая конструкция базируется на трёх сложных аккордах, каждый из которых состоит из семи голосов и содержит большое количество диссонансов... Ритмическая структура основана на различных проявлениях экстремального метала: диссонансном дэт-метале, техничном дэт-метале и блэк-метале, и на ритмическом развитии, предложенном композиторами 20-21 веков и их различными выразительными приёмами. Структурная/формальная концепция и взаимосвязь между частями основаны на балансе с использованием ряда противоположностей: напряжение/расслабление, высокое/низкое, громкое/тихое, быстрое/медленное и т. д. В альбоме 10 композиций, 60 % из которых написаны в традиционной манере, а 40 % представляют собой свободную импровизацию и дирижёрскую работу."

Итого: отличный, но очень необычный альбом - авангардно-академический, скрипично-виолончельный и дэтово-думовый - прекрасный диджестив для ноября.

Кому альбом зайдёт - обратите внимание и на предыдущий релиз Диего Кайседо Seis Amorfismos (https://album.link/s/2mstCSLtz8YptyvGDIuaXr), записанный тем же составом - не менее интересный альбом с той же идеей - сблизить современную академическую музыку, экстремальный металл и свободную импровизацию.

-4