Найти в Дзене
СОЮЗАВТОСФЕРА

Как протектор обеспечивает сцепление

Износ протектора существенно влияет на сцепление шины с дорогой — это один из ключевых факторов безопасности движения. Рассмотрим основные механизмы влияния. Протектор выполняет две главные функции: Влияние износа на разных типах покрытия На мокром асфальте
Износ критически опасен из‑за риска аквапланирования. Новые шины эффективно отводят воду через канавки. При износе протектора водоотводящая способность резко падает: На сухом асфальте
Площадь пятна контакта меняется незначительно, но сцепление ухудшается из‑за: На снегу и льду. При минимально допустимом значении износа протектора: Количественные последствия износа Вывод Изношенный протектор: Регулярная проверка глубины протектора и своевременная замена шин — обязательные условия безопасной эксплуатации автомобиля.

Износ протектора существенно влияет на сцепление шины с дорогой — это один из ключевых факторов безопасности движения. Рассмотрим основные механизмы влияния.

Протектор выполняет две главные функции:

  1. Механическое зацепление — рисунок протектора «врезается» в неровности дорожного покрытия, особенно на рыхлых или скользких поверхностях (снег, грязь).
  2. Водоотведение — канавки и ламели отводят воду из зоны контакта, предотвращая аквапланирование.

Влияние износа на разных типах покрытия

На мокром асфальте
Износ критически опасен из‑за риска аквапланирования. Новые шины эффективно отводят воду через канавки. При износе протектора водоотводящая способность резко падает:

  • увеличивается толщина водяной плёнки под колесом;
  • уменьшается реальная площадь контакта;
  • возрастает вероятность потери управления.

На сухом асфальте
Площадь пятна контакта меняется незначительно, но сцепление ухудшается из‑за:

  • изменения состава резиновой смеси по глубине (ближе к корду резина жёстче и менее цепкая);
  • сглаживания микронеровностей протектора, снижающего трение.

На снегу и льду.

При минимально допустимом значении износа протектора:

  • канавки не вмещают снежную «кашу»;
  • ламели не обеспечивают достаточное сцепление;
  • резко возрастает длина тормозного пути.

Количественные последствия износа

  • Тормозной путь на мокрой дороге может увеличиваться на 30–50 % по сравнению с новыми шинами.
  • Поперечное сцепление (устойчивость в поворотах) снижается на 20–40 % при критическом износе.
  • Скорость начала аквапланирования падает с 80–90 км/ч (новые шины) до 50–60 км/ч (изношенные).

Вывод

Изношенный протектор:

  • снижает эффективность торможения;
  • ухудшает управляемость на всех типах покрытий;
  • повышает риск аварий из‑за аквапланирования или скольжения.

Регулярная проверка глубины протектора и своевременная замена шин — обязательные условия безопасной эксплуатации автомобиля.

-2
-3