В первый школьный год нашего младшего ребёнка жизнь решила испытать нас по полной. Едва мы начали корректировать поведение гиперактивного "вулканчика" под руководством специалистов, едва он стал втягиваться в ритм и режим, как случилось непредвиденное. Началась знаменитая пандемия 2020 года.
👇(Напоминаю, что мои статьи ретроспективные, на момент их написания ребёнок уже подрос и успешно преодолел школьные проблемы начального периода. Я просто решила поделиться своими воспоминаниями о нашей жизни в трудные времена. Я абсолютно не претендую на роль гуру, но хочу пожелать мамам, столкнувшимся с трудностями, иметь крепкие нервы (для того, чтобы стойко выдерживать как своих детей, так и критику посторонних людей), большое терпение, настойчивость, веру в позитивный результат, а также сохранять безграничную любовь к собственному ребёнку всегда!)
Нормальная жизнь по сути закончилась после февральского карнавала. (В Италии в феврале-марте, в зависимости от даты Пасхи, ежегодно и повсеместно проходят карнавалы и сопряжённые с ними мероприятия для детей и взрослых.) Мы с сыном успели съездить повеселиться в соседний городок, где проводится красочное карнавальное шествие с яркими тематическими повозками. В тот раз мальчик выбрал костюм Зорро. Буквально через неделю после этого школа объявила, что уроки отменяются на неделю из-за карантина. Получились внезапные каникулы, так как все учебники остались в школе. (В нашей начальной школе был длинный учебный день, поэтому ученикам с 1 по 3 класс домашние задания давали только на выходные, а на неделе все учебные материалы оставались в классе, учебники и тетради отправлялись домой только в пятницу, чтобы вернуться в понедельник.) Далее события развивались стремительно. Все учреждения, и в первую очередь учебные заведения, начали закрываться на неопределённый срок, никто не знал на какой. Школа сообщила, что родители могут прийти в определённый день и забрать все учебные материалы своих детей. Учебники и тетради были сложены аккуратными стопками с именами учеников на столах в вестибюле школы.
В марте 2020 года обычные общеобразовательные школы в Италии слабо себе представляли, что такое удалёнка и как продолжать процесс обучения в онлайново-заочной форме. С первоклашками вообще были полные непонятки: они только-только начали привыкать к тому, что им нужно каждый день ходить в школу, чтобы учиться, уму-разуму набираться, а тут - бац! - и всё перевернулось вверх тормашками. Оказалось, что теперь нужно делать задания дома, с родителями, причём не только в выходные, но каждый день. Кроме того, ребёнку не так-то просто было принять тот факт, что в данный момент мама = учитель (то есть выступает в роли учителя, заставляя дома заниматься по всем предметам и объясняя их, а настоящая учительница при этом выступала своего рода невидимым супервизором, присылающим задания мамам и контролирующим их выполнение). Мой сын однажды в тот период, когда я заставляла его учиться дома на регулярной основе, высказал мне: "Мама, я тебя ненавижу!", потом тотчас же спохватился и уточнил: "Я тебя ненавижу не как маму, а как учителя!" (После этого, чувствуя себя виноватым, он многократно заглядывал мне в глаза и принимался обнимать, опасаясь, что я обиделась.)
Поначалу учителя присылали понемножку задания из учебников, которые нужно было выполнять. Когда стало понятно, что школа будет ещё долго оставаться закрытой, стали пытаться наладить удалёнку.
💻И вот назначен первый онлайновый урок. После долгих уговоров усадила своего непоседу перед компьютером, объяснила, как и что, включила видеокамеру, присоединились к уроку. Сначала, пока все подключались, сын с любопытством рассматривал, кто есть, у кого какой фон домашней обстановки. Потом, когда учительница начала поочерёдно всех спрашивать, как у кого дела, мой ученик отключился от урока и попытался сбежать, но был пойман и усажен на место. Вернулись на урок, сын отключил видеокамеру и микрофон, чтобы никто его не видел и не слышал. Я всё включила обратно. Он залез под стол. Вытащила его из-под стола, усадила на место, одновременно уговаривая его потерпеть и вести себя прилично. Учительница сказала достать учебник и открыть на странице 23. Начали делать упражнения на означенной странице, и тут оказалось, что кто-то открыл страницу 32, вместо 23, а кто-то вообще другой учебник. Пока разбирались, что к чему, в комнату учительницы вбежал её маленький сын-дошкольник, которому надоело в одиночестве смотреть мультик, и он пришёл требовать внимания мамы. В общем, пока она его выдворяла, первоклашки уже отвлеклись и в оставшиеся минуты уже стало понятно, что восстановить их внимание уже не удастся. Вторая попытка была чуть лучше, удалось немножко почитать и даже начали писать что-то в тетрадь. Но тут один ученик-тихоня разрыдался в прямом эфире. Оказалось, что он начал писать ручкой не того цвета, а где нужная не знает, как исправить тоже, а маму не позвать, так как она кормит младшую сестрёнку. (Кому-то возможно, эта ситуация покажется смешной или не заслуживающей внимания. Однако она довольно наглядно показывает тот уровень стресса, который испытывали дети в тот момент перед экранами компьютеров или телефонов, связь в которых то работала, то обрывалась, пребывая при этом в непонятном состоянии социальной изолированности, дома, но без привычной жизни.) Хотелось обнять и утешить малыша, в одиночестве плакавшего перед экраном. Урок продолжился, через пять минут одна девочка подняла руку, чтобы отпроситься в туалет. Другая тоже подняла руку, но оказалось, что ей нужно было срочно сообщить учительнице, что у неё есть аквариум с золотой рыбкой. Тут же посыпались сообщения о том, у кого дома какие питомцы с их демонстрацией перед камерой, по мере возможности. (В этот момент урока мой сын оживился и дёрнулся было показать своих домашних животных, но я ему не разрешила тащить нашу 80-килограммовую собаку к экрану.🙄)
В итоге школа решила, что первоклассники будут завершать учебный год не на удалёнке, от которой выходило мало толку, а заочно. Был составлен график отправления по электронной почте выполненных заданий, ответственность за выполнение которых была полностью возложена на родителей. Кроме того, было решено раз в неделю устраивать видеконференцию для того, чтобы дети "вживую" могли увидеть друг друга, а учительницы напомнить им о своём существовании.
Самостоятельная организация домашнего обучения для маленького ребёнка - задача не для слабонервных, а если он ещё и гиперактивный - вообще караул!
Спасением для нас было то, что мы жили не в квартире, а в собственном доме с большой территорией. Каждый день мы с сыном брали с собой собак и отправлялись гулять по лесу. Благо погода позволяла. Уж не знаю, сколько мы километров находили по лесу вверх-вниз (рельеф в нашей местности холмистый, так что физическая нагрузка выходила приличная), но юному товарищу с постоянно включенным "моторчиком" такая регулярная активность было явно на пользу. (В тот период я постоянно благодарила небеса за то, что мы переживали локдаун не в четырех стенах городской квартиры! Там бы мы точно все сошли с ума.) Временами мы прихватывали с собой на прогулки что-нибудь из учебных материалов и занимались на свежем воздухе. Особенно хорошо на пленэре шли чтение, рисование и природоведение.
Учебные занятия дома мы пробовали проводить в разное время: утром сразу после завтрака, до или после прогулки, после обеда, ближе к вечеру. Экспериментировали разные методы. С разной степенью успеха. Но об этом я расскажу в другой раз.
Продолжение следует...
#дети
#родители
#локдаун
#гиперактивность
#школа