1873 год. Викторианская Англия. Ученые мужи в сюртуках и с окладистыми бородами вовсю пытаются разложить мир по полочкам. И вот один из них, Фридрих Макс Мюллер, берет такую скользкую тему, как религия, и заявляет: «А давайте-ка подойдем к этому как к науке! Без истерик и догм». Его книга «Введение в науку о религии» - это, по сути, манифест. Призыв к трезвомыслию. До Мюллера религию чаще всего либо обожествляли, либо демонизировали. Церковь говорила: «Это божественное откровение, и точка». Атеисты-скептики парировали: «Да это просто мракобесие и выдумки жрецов». Макс Мюллер предлагает третью, шокирующе спокойную позицию: а давайте просто изучим это явление, как изучают геологию или биологию. Религия - такая же часть человеческой культуры, как язык или искусство. Ее можно анализировать, сравнивать, классифицировать. Это был культурный шок. Согласись, здорово - перестать спорить, кто прав, а просто начать с интересом разглядывать. Сравнительный метод - наш главный инструмент.
Это, навер