Сегодня любое происшествие с участием полиции мгновенно становится всеобщим достоянием, скрыть что-либо невозможно. Поэтому в чрезвычайной ситуации она должна действовать как решительно, так и максимально взвешенно, строго следуя закону. При этом нашим правоохранителям крайне важно быть открытыми и разъяснять свои действия людям - лишь тогда можно избежать того, что время от времени происходило в советское время. А именно- массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.
Кое-кто усмехнётся: массовые беспорядки в советское время?! Да кто ж в это поверит! Не было такого, всё было тихо и чинно. И так считало большинство населения СССР. И лишь сегодня исторические источники, ранее скрытые в недрах государственных архивов, позволяют нам узнать об уникальном социальном явлении в той тоталитарной стране - массовых беспорядках.
Разумеется, при Сталине о них не было и речи, а вот в хрущёвскую эпоху «либерального коммунизма» это явление, приобретшее ярко выраженный антимилицейский характер, расцвело буйным цветом. Участники беспорядков словно посылали власти многочисленные сигналы об усталости от милицейского и бюрократического произвола.
Брежневский режим научился обходиться без применения крайних форм насилия и, как правило, гасил периодически вспыхивавшее недовольство народных масс без стрельбы и крови, сумев остановить стихийную волну массовых беспорядков, перераставших в столкновения с представителями власти.
История неоднократно доказывала, что за счёт одних лишь репрессий преступность не победить. Ситуация, когда за пять лет все взрослое население страны теоретически могло пройти через милицейские жернова (причём какая-то часть этих людей наказывалась необоснованно), являлась питательной почвой для создания антимилицейских настроений в обществе и рано или поздно приводила к социальным взрывам.
При определённых обстоятельствах локальная хулиганская агрессия со стороны отдельных граждан легко перерастала в массовые беспорядки. Своеобразным же триггером для их возникновения могли стать слухи о допущенной вопиющей несправедливости, нарушении законности со стороны сотрудников милиции, совершении ими противоправных действий или банальный непрофессионализм при разрешении конфликтных ситуаций.
Вспомним наиболее известные волнения в хрущёвский период, где главными виновниками недовольства народа были органы правопорядка.
9 января 1956 года в Новороссийске группа находящихся в состоянии алкогольного опьянения молодых людей численностью около 20 человек, взявшись за руки, перегородила дорогу прохожим на одной из центральных улиц города. Эти действия сопровождались приставанием к проходящим мимо женщинам и оскорблениями в сторону встречных.
Когда находившийся поблизости постовой милиционер попытался их утихомирить, один из хулиганов нанёс ему несколько ударов, однако был задержан и препровождён в отделение милиции. Приятели задержанного предприняли попытку освободить своего товарища, к ним примкнули другие местные жители. Собравшаяся толпа начала забрасывать камнями милицейское здание, после чего ворвалась внутрь и напала на милиционеров. В ответ те применили табельное оружие, убив одного из нападавших и ранив ещё несколько человек. Разросшаяся приблизительно до тысячи человек толпа попыталась взять штурмом помещение Госбанка, где укрылись часть милиционеров, почту и соседнее отделение милиции. Разогнать толпу удалось лишь с помощью военных.
В ходе беспорядков погибли несколько человек (точное число не установлено), трое милиционеров и двое военных получили ранения различной степени тяжести.
15 января 1961 года массовые беспорядки произошли в Краснодаре. Находившегося в самоволке солдата арестовал военный патруль. Мгновенно образовавшаяся толпа сочувствующих потребовала отпустить задержанного, что патруль был вынужден сделать с условием, что тот самостоятельно явится в военную комендатуру.
Вскоре толпа собралась у здания комендатуры, высказывая намерение взять её штурмом и освободить солдата. Часовой открыл предупредительный огонь. При этом одна из пуль отразилась от навеса и попала в голову ученику десятого класса, который погиб на месте.
Тело убитого подростка повстанцы погрузили на носилки и отправились по главной улице к зданию крайкома КПСС. Там начался стихийный митинг, в котором участвовало более 2 тысяч человек и в ходе которого открыто звучали политические лозунги и призывы к штурму.
Вскоре участники беспорядков устремились внутрь здания крайкома и устроили в нём погром: грабили кабинеты и ломали всё, что не могли унести. Немногочисленные сотрудники, находившиеся в тот момент в здании, выпрыгивали из окон, ломая ноги.
Несколько человек из кабинета первого секретаря по правительственной связи потребовали к телефону лично Хрущёва. Тот в это время находился на пленуме ЦК КПСС, где как раз рассказывал об улучшении уровня жизни советских граждан. Услышанная новость о бунте в центре СССР привела его в ярость. Он потребовал подавить беспорядки всеми имеющимися средствами.
Только ближе к ночи усилиями милиции, сотрудников КГБ и солдат местного гарнизона удалось несколько стабилизировать ситуацию. Когда основная масса бунтующих разошлась по домам, силовики и военные зашли ночью в здание крайкома, где спала часть протестующих, и спокойно забрали самых активных. На следующий день пришло уже меньше, со временем бунтовщики разошлись сами. Кровопролития удалось избежать, хотя в ходе беспорядков погибли несколько человек (точное число не установлено). В итоге двоих участников беспорядков приговорили к смертной казни, некоторые получили до десяти лет лишения свободы.
Жаркое лето 1961 года началось с «бийского погрома» - одного из крупнейших народных волнений в истории СССР.
25 июня в г. Бийске (Алтайский край) возник конфликт между жителями (500 человек) и милицией, переросший в драку и беспорядки.
С чего всё началось. На городском рынке участковый потребовал от группы граждан прекратить распитие спиртного, на что те ответили руганью, которая привлекла внимание зевак. При задержании один из нарушителей оказал сопротивление сотруднику милиции, и тот произвёл выстрел из пистолета в воздух. Прибывшие ему на помощь милиционеры скрутили нарушителя и поместили того в милицейскую машину.
Но выстрел сыграл роковую роль - на месту происшествия быстро образовалась толпа горожан, часть которых была под градусом и из числа судимых. Она окружила машину и перевернула её. Милиционерам пришлось отпустить задержанного, который тут же начал кричать, что они его избили и отобрали 30 тысяч рублей. В толпе прозвучали призывы громить пункты милиции и убивать милиционеров.
На рынок оперативно прибыли руководители городского отдела милиции с несколькими подчинёнными и председатель горисполкома. Последний пытался успокоить бунтующих, но те его освистали и согнали с перевёрнутой машины. Тогда руководством города был отдан приказ разогнать толпу при помощи пожарных. Но участники беспорядков перерезали рукава, и пожарным бригадам пришлось покинуть территорию рынка.
На подмогу были вызваны военнослужащие, в город даже были введены танки. Лишь с их помощью беспорядки, продолжавшиеся более пяти часов, были прекращены. До их прибытия сотрудниками милиции были ранены двое участников беспорядков (один из них умер в больнице через сутки).
Всего было осуждено 13 человек: троих приговорили к смертной казни (впоследствии расстрел был заменён на лишение свободы), остальные получили длительные сроки заключения.
30 июня 1961 года на почве конфликта с милицией стихийные волнения, переросшие в массовые беспорядки, произошли в городе Муром Владимирской области.
Здесь началось с того, что молодой рабочий местного радиозавода в подвыпившем состоянии возвращался домой. Далее (по официальной версии), пытаясь запрыгнуть в кузов проезжавшего мимо грузовика, он не рассчитал силы и упал на проезжую часть. По одной из версий, во время падения парень ударился головой об асфальт и потерял сознание. Так получилось, что в это время мимо проезжал начальник городской милиции, который дал команду отправить того в вытрезвитель, где тот скончался через несколько часов. По другой версии, между парнем и начальником милиции произошла словесная перепалка, завершившаяся зверским избиением первого.
Жена двое суток не могла найти мужа, и лишь спустя несколько дней ей сообщили, что тот якобы погиб в результате падения с машины и предъявили тело: лицо его было изуродовано, передние зубы выбиты. По Мурому сразу же распространились слухи о том, что доставленный умер в результате полученных от милиционеров побоев. Город жил в ожидании взрыва...
Во время похорон, когда процессия поравнялась со зданием ГОВД, в окна горотдела полетели камни, а несколько мужчин перевернули стоявшую рядом милицейскую машину. На улицах начали собираться люди. Вскоре толпа штурмом взяла здание, освободив 48 заключённых и захватив 68 стволов и около тысячи боевых патронов. После чего бунтовщики подожгли здание, не пропустив к нему пожарные машины, прибывшие к месту возгорания по тревоге.
Городское начальство было растеряно и бездействовало, милиционеры также не предпринимали никаких действий против бунтовщиков. Ближе к полуночи в город прибыла группа военнослужащих из 200 человек, которой через некоторое время удалось восстановить порядок в Муроме.
В ходе следствия было арестовано 19 человек, трое обвиняемых были приговорены к высшей мере наказания, остальные - к различным срокам лишения свободы.
Не прошло и месяца, как массовые беспорядки произошли в соседнем Александрове. 23 июля 1961 года сотрудниками милиции были задержаны и доставлены в местный ОВД двое пьяных солдат. Вскоре у здания горотдела собралась толпа численностью около пятисот человек, которая стала требовать их освобождения под предлогом, что якобы те подвергаются в милиции побоям. Зазвучали призывы громить горотдел и «устроить как в Муроме» (тремя неделями ранее).
С полусотни погромщиков начали выламывать окна, решётки и двери, подожгли стоявшие у здания милицейские мотоцикл с коляской и автомобиль «ГАЗ». Следует отметить, что большинство из тех, кто участвовал в беспорядках, были ранее судимыми. Это неудивительно, поскольку Александров являлся зоной 101-го километра, за который высылали эту категорию лиц. Так, из осуждённых впоследствии за участие в беспорядках 18 человек 12 имели судимости.
Оцепив ГОВД с трёх сторон, толпа начала забрасывать его камнями, а затем вышибла садовой скамейкой двери. В здании находилось 12 сотрудников милиции, которые сделали в совокупности 364 предупредительных выстрела в воздух, но толпу это не остановило. Участники беспорядков начали громить кабинеты, выбрасывали из окон сейфы и мебель.
Находившихся в КПЗ задержанных милиционеры успели передать в находившуюся рядом (в смежном здании) тюрьму. После завершения погрома толпа подожгла здание ГОВД и приступила к штурму тюрьмы, где находилось 169 преступников, в том числе 82 из категории особо опасных. Во время штурма тюремная охрана открыла огонь на поражение: погибли 4 человека, ещё 11 получили ранения.
Лишь к двум часам ночи в Александров вошли войска дивизии имени Дзержинского, подавившие беспорядки. Четверо наиболее активных участников были приговорены судом к расстрелу, 14 человек получили длительные сроки заключения.
Как и в случае с Муромом, причиной массовых беспорядков в Кривом Роге послужил беспредел милиции. 16 июня 1963 года в трамвае разгорелся бытовой конфликт - пассажирам не понравилось развязное поведение нетрезвого солдата. Того высадил милиционер, вызвавший на подмогу патрульный наряд. И тут граждане тотчас переключились на сотрудников милиции, выразив возмущение тем, как они обходятся с задержанным (те якобы сильно его избили). Лишь после предупредительных выстрелов в воздух правоохранителям удалось отбить задержанного и доставить его в РОВД.
Вскоре более 200 протестующих окружили здание РОВД на улице Революционной, потребовав отпустить задержанного солдата и наказать милиционеров. Милиционеры открыли стрельбу в воздух, в ходе которой было ранено двое человек.
К 6 часам вечера следующего дня у здания милиции собралось уже около 600 человек: толпа стала переворачивать машины, а после заняла здание РОВД и подожгла его. В результате милиционера, с которого всё началось, повесили на фонарном столбе.
Противостояние продолжалось целых три дня, подавлением восстания занималась целая танковая дивизия и подразделение внутренних войск. По официальным данным, 7 человек погибло и 15 было ранено, но в городе говорили о десятках убитых и сотнях покалеченных. В конечном итоге под суд попал 41 человек: кого-то расстреляли, другие получили до 10 лет строгого режима.
16 апреля 1964 года народный бунт вспыхнул в небольшом подмосковном городе Бронницы. Причина была всё та же - действия милиции.
Милиционер увидел на улице осколки разбитой бутылки и приказал двум находившимся тут же подросткам убрать их. Последовал отказ: мол, это не наших рук дело! Слово за слово - и вот уже те доставлены в отделение. Там ребята продолжают возмущаться, в результате чего подвыпившие милиционеры начинают их избивать. Вскоре один потерял сознание. Тогда его вынесли из отделения милиции и в бессознательном состоянии бросили за ограду собора Михаила Архангела, вызвав по телефону скорую. В больнице тот на короткое время пришёл в себя и рассказал, как всё было. После чего умер...
Похороны переросли в бунт - народный гнев был направлен на отделение милиции, в котором до смерти забили парня. Толпа (собралось около 300 чел.) забросала отделение камнями и разгромила КПЗ. Ночью в Бронницы для наведения порядка прибыло подразделение внутренних войск, поставившее точку в этой трагедии.
К уголовной ответственности были привлечены 8 человек, но и сами милиционеры понесли наказание - некоторые были осуждены и уволены.
18 апреля 1964 года беспорядки произошли в Ставрополе. В краевом центре поводом к ним послужила неоправданная жестокость сотрудника ГАИ, которому не понравилось поведение молодых людей и тот применил в отношении одного из них дубинку.
Подвыпившие друзья избитого взбеленились: крушили всё, что попадалось на пути. Толпа росла, как снежный ком. Хулиганы ломали лавочки, поджигали урны, переворачивали встречающиеся на пути милицейские автомобили и мотоциклы.
Разъяренная людская масса (около 700 человек) направилась к горотделу милиции с целью освобождения «несправедливо» задержанного пьяного хулигана, разгромила его и подожгла. При этом был избит милиционер и сожжена патрульная машина. Лишь с помощью военных удалось оттеснить и рассеять толпу. Самого же зачинщика беспорядков из органов всё-таки уволили...
Вот на такой антимилицейской волне завершилась неоднозначная хрущёвская эпоха. Потом пришла эра Брежнева. Но о ней - в следующей публикации...
Мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!