Дарья Десса. Авторские рассказы
Рыжий отряд
Саша была рыжая. И Даша была рыжая. У первой веснушки, у второй тоже. Обе – белокожие, как и полагается рыженьким. У обеих зелёные глаза. Девчонки примерно одинакового телосложения и роста. Учились в одном классе. Но если присмотреться, то становилось понятно: они разные совершенно. Саша активная, подвижная, импульсивная. Даша – спокойная, рассудительная и даже медлительная.
Еще у них фамилии были разные. Потому что девочки не были близняшками, они даже родственной связи не имели. Совершенно из незнакомых друг другу семей. Просто получилось так, что оказались в одном классе. А вот что за одной партой – так это их классная руководительница постаралась.
Она ведь еще в первом классе решила, что девочки – близняшки, потому и посадила рядом. А они взяли, да и подружились, и когда выяснилось, что не сестры, то рассаживать было поздно – прикипели друг к другу, что называется. Они даже на шутки про «рыжих-конопатых, убивших дедушку лопатой» не обижались. Их «Рыжий Отряд» стал легендой школы.
Никто уже не пытался их рассадить, потому что это было бы равносильно попытке разделить атом. Они были единым целым, хотя и состоящим из двух совершенно разных половинок. Саша – двигателем, Даша – тормозом. Первая генерировала идеи со скоростью света, вторая – тщательно их обдумывала, отсеивая самые безумные (а их было большинство).
Например, когда Саша предложила покрасить школьный бюст Ленина, стоящий в фойе с советских времён, в оранжевый цвет, чтобы «соответствовал духу времени», Даша, после пятиминутного размышления, выдала: «Саша, во-первых, это вандализм. Во-вторых, оранжевый на бронзе будет выглядеть, как ржавчина. В-третьих, нас исключат. Предлагаю ограничиться оранжевым шарфом. Это будет метафора». Саша разочарованно, но признавая логику подруги, согласилась. Так «Рыжий Отряд» стал известен не только своей яркостью, но и своей... умеренной креативностью.
Самым забавным было то, как их путали учителя. На уроках физкультуры, когда нужно было быстро построиться, учитель, которого все называли дядя Миша (формально Михаил Эммануилович, но кто такое выговорит?!), всегда кричал: «Рыжие! Вы где?! Вас же видно за километр!». А когда они подбегали, неизменно начинал:
– Так, Даша, ты... нет, ты, кажется, Саша. А ты, значит, Даша. Или наоборот? Ладно, неважно! Бегом, пока я не забыл, какой у меня план урока!
Однажды, на контрольной по математике Саша, которая была гением по гуманитарным наукам и катастрофой по точным, запаниковала. Увидев, как Даша, с ее невозмутимым видом, уже исписала пол-листа, подруга толкнула ее локтем.
– Дашка, спасай! Я не знаю, как найти этот проклятый интеграл!
– Тихо, Саша. Это не интеграл, это производная. И я не могу тебе помочь.
– Можешь! – прошипела Саша. – Мы же Рыжий Отряд! Мы должны быть взаимозаменяемы!
– Мы взаимодополняемы, а не взаимозаменяемы, – медленно поправила Даша. – Ты пишешь сочинения, я решаю задачи. Это баланс.
– Нет времени на баланс! – воскликнула Саша (шепотом, но очень эмоционально). – Давай поменяемся! Ты сдашь мою работу, я твою! У тебя почерк аккуратнее!
Даша посмотрела на Сашу, потом на часы, потом на учительницу, которая, как всегда, смотрела в окно, наслаждаясь пейзажем. Она была молода и переживала конфетно-букетный период.
– Это безумие, Саша. Но... если ты обещаешь, что в следующий раз выучишь хотя бы формулу дискриминанта...
– Обещаю! Клянусь рыжими волосами!
И они поменялись. Это был их первый и самый знаменитый «Великий Рыжий Обмен». Даша, с ее спокойной уверенностью, сдала обе работы. Учительница математики, Анна Петровна, даже не подняла головы. Она просто увидела рыжую макушку и приняла работу.
Через неделю, когда Анна Петровна раздавала работы, она вызвала Сашу.
– Ты меня поразила. Все решено идеально. Ты, кажется, наконец-то поняла, что такое математика.
Саша, сияя, приняла работу.
– А вот ты, Даша, – обратилась она ко второй девочке, – почему-то решила, что в последней задаче нужно написать стихотворение о корнях квадратного уравнения. «О, корень, ты так одинок, в квадрате заперт, как в темнице...» Что это такое и как понимать?
Даша, которая в этот момент была «Сашей» в глазах учительницы, спокойно ответила:
– Анна Петровна, это метафора моего отчаяния перед лицом алгебраической несправедливости. Я искала творческий подход.
Анна Петровна покачала головой:
– Творческий подход в математике – это доказательство теоремы Ферма, а не лирика. Впрочем, за оригинальность... поставлю тебе «четыре». Но больше так не делай.
Саша и Даша обменялись торжествующими взглядами. «Четыре» за стихотворение на контрольной по математике – это была еще одна маленькая победа Рыжего Отряда.
Их взаимозаменяемость достигла апогея, когда в школе объявили конкурс «Лучший ученик года». Рыжие подружки оказались в числе кандидатов, поскольку одна демонстрировала выдающиеся успехи в гуманитарных науках, вторая – в естественных. Директор, Иван Сергеевич, был в отчаянии.
– Как я могу выбрать? – стонал он на педсовете. – Саша – это огонь! Она выигрывает все олимпиады по русскому языку и литературе, организует все мероприятия, ее энергия... она может сдвинуть гору! Но при этом ни черта не смыслит в физике и алгебре!
– Но вторая, – возразила классная руководительница, – Даша – это фундамент. Она отличница по естественнонаучным предметам, у нее идеальное поведение, она – совесть класса. Она очень способная девочка!
– Вот именно! – воскликнул директор. – Мне нужен кто-то, кто и гору сдвинет, и город построит! Мне нужен один талантливый ученик, а у меня вместо этого две талантливые, каждая по-своему, рыжие головы!
В итоге руководитель школы решил провести финальное испытание – «День Рыжего Отряда». Им дали задание: организовать школьный субботник, но с элементами... креатива.
Саша, как и ожидалось, сразу предложила:
– Устроим «Оранжевый Флешмоб»! Все приходят в оранжевом, убирают под музыку, а в конце мы запускаем в небо оранжевые шары в честь чистоты!
Даша, после обычных пяти минут раздумий, дополнила:
– Саша, шары – это мусор. Мы не можем загрязнять атмосферу в честь чистоты. Вместо шаров мы посадим оранжевые бархатцы по периметру клумбы. И флешмоб будет не просто уборкой, а «Экологическим Квестом». Каждый мешок мусора – это «артефакт», который нужно сдать на «базу». А музыка должна быть классической, чтобы придать процессу интеллектуальный оттенок.
Саша скривилась, но согласилась:
– Классика? Ладно. Но только если это будет Вивальди «Времена года»! Там есть «Осень»! Это же рыжий цвет!
Субботник прошел блестяще. Саша бегала, раздавала оранжевые перчатки, кричала в мегафон (под Вивальди!) и мотивировала всех так, что даже самые ленивые старшеклассники начали с энтузиазмом собирать листья. Даша, тем временем, сидела в «штабе» с таблицей, тщательно регистрируя каждый сданный мешок, следя за сортировкой мусора и контролируя процесс посадки бархатцев. Она была мозгом операции, Саша – её сердцем и легкими.
Когда директор подошел к ним в конце дня, он был в восторге.
– Девочки, это было... феноменально! Я никогда не видел, чтобы школьный двор был таким чистым, а ученики – такими счастливыми!
– Это сила Рыжего Отряда, Иван Сергеевич, – гордо заявила Саша, вытирая лоб.
– Мы просто применили принципы синергии и логистического планирования, – добавила Даша, аккуратно закрывая свой блокнот.
Директор вздохнул. Он понял, что не сможет выбрать одну. Не мог разделить их победу.
– Знаете что? – сказал он, улыбаясь. – В этом году у нас будет два «Ученика года». И я назову вас... «Рыжий Отряд Года». А в следующем году мы введем новую номинацию: «За выдающееся рыжее сотрудничество».
Саша подпрыгнула от радости и обняла Дашу. Даша, хоть и не подпрыгнула, но позволила себя обнять и даже слегка улыбнулась.
С годами их дружба только крепла. Они поступили в разные университеты: Саша – на журфак, чтобы писать о том, как мир должен быть ярче и импульсивнее; Даша – на экономический, чтобы планировать, как этот мир должен быть стабильнее и логичнее. Но каждый год, в день их первого знакомства, они встречались у школы. Садились за ту самую парту, где их когда-то посадила добрая, но близорукая классная руководительница. Доставали свои старые оранжевые шарфы (те самые, которые Даша предложила вместо покраски бюста Ленина) и вспоминали свои школьные приключения.
Однажды, проходя мимо, их бывший директор, уже на пенсии, – он забирал внука, –увидел их. Подошел и, улыбаясь, сказал:
– А вы все такие же рыжие. И все такие же... разные.
– Мы – Рыжий Отряд, Иван Сергеевич, – ответила Саша. – Мы доказательство того, что две противоположности могут не только притягиваться, но и править миром.
– Умеренно править, – поправила Даша. – И только после тщательного анализа рисков.
Их история стала школьной легендой о том, как ошибка одного учителя создала идеальный союз, который научил всех, что для успеха не обязательно быть одинаковыми. Достаточно быть рыжими, конопатыми и иметь четкий план действий (который всегда должен быть подкреплен чьей-то безумной идеей).
Иногда, когда в школе появлялись новые рыжие девочки, их сразу же сажали за одну парту. Но это было уже не то. Потому что Рыжий Отряд был один. И состоял он из Саши – двигателя, и Даши – тормоза. И вместе они были идеальной машиной для создания контролируемого хаоса.