Найти в Дзене

Исчезнет ли профессия преподавателя на массовых онлайн-курсах?

Современные технологии стремительно меняют образовательный ландшафт, особенно в области массового онлайн-обучения. Онлайн-контент становится все более доступным и разнообразным. Многие базовые курсы состоят преимущественно из лекционного материала, тестовых заданий и домашних работ. Эти элементы учебного процесса легко поддаются автоматизации благодаря современным технологиям. Например, чат-боты на основе больших языковых моделей способны не только давать объяснения по различным темам, но и адаптироваться к уровню подготовки каждого учащегося, предлагая персонализированные задания и проверяя их выполнение. Это означает, что преподаватель больше не нужен для рутинных операций вроде проверки контрольных работ или чтения стандартных лекций. Вместо этого учащиеся получают доступ к интеллектуальным помощникам, которые обеспечивают индивидуальный подход и поддержку в обучении. Можно предположить, что преподаватели, работающие исключительно на массовых онлайн-платформах без активного взаимод

Современные технологии стремительно меняют образовательный ландшафт, особенно в области массового онлайн-обучения. Онлайн-контент становится все более доступным и разнообразным.

Многие базовые курсы состоят преимущественно из лекционного материала, тестовых заданий и домашних работ. Эти элементы учебного процесса легко поддаются автоматизации благодаря современным технологиям. Например, чат-боты на основе больших языковых моделей способны не только давать объяснения по различным темам, но и адаптироваться к уровню подготовки каждого учащегося, предлагая персонализированные задания и проверяя их выполнение.

Это означает, что преподаватель больше не нужен для рутинных операций вроде проверки контрольных работ или чтения стандартных лекций. Вместо этого учащиеся получают доступ к интеллектуальным помощникам, которые обеспечивают индивидуальный подход и поддержку в обучении. Можно предположить, что преподаватели, работающие исключительно на массовых онлайн-платформах без активного взаимодействия с аудиторией, находятся в группе наибольшего риска. Их роль сводится лишь к созданию учебных материалов, которые впоследствии используются автоматически системой. Если курс построен исключительно на пассивном восприятии информации учениками (например, просмотр видеозаписей лекций и прохождение автоматизированных тестов), необходимость живого наставника практически исчезает. Виртуальные ассистенты их не только легко заменят, но и значительно сократят затраты на обучение.

А могут ли интеллектуальные системы, предлагающие каждому студенту индивидуализированный путь обучения и адаптирующиеся к личным потребностям и интересам, полностью вытеснить человека из онлайн-обучения? Пожалуй, нет, ведь такие важные составляющие обучения, как мотивация студентов и создание вдохновляющей атмосферы, обусловливаются личностными качествами преподавателей. А вот эти самые личностные качества невозможно воспроизвести искусственным интеллектом, во всяком случае, пока невозможно. Именно поэтому преподаватели, способные устанавливать доверительные отношения с учениками, поддерживать интерес и вовлеченность, имеют гораздо больше шансов остаться востребованными. Именно живое общение, способность мотивировать и вдохновлять учеников, отличает настоящего учителя от любого алгоритма.

Однако, кроме способности к «живому общению» есть еще два важных момента, делающих любого современного педагога (не только онлайн) востребованным. Во-первых, это умение вовлекать учащихся в творческие проекты и исследовательскую деятельность, а, во-вторых, способность организовать учебный процесс таким образом, чтобы ученики видели взаимосвязь между разными предметами и применяли полученные знания в реальной жизни (междисциплинарный подход). Несмотря на быстрое развитие искусственного интеллекта, некоторые сферы деятельности останутся вне зоны влияния автоматизации. Творчество, межличностные коммуникации, философия, специальные знания и индивидуальные консультации представляют собой те области, где присутствие опытных специалистов остается жизненно важным.

Для того чтобы преподаватели могли успешно конкурировать с ИИ-наставниками и занять уникальную нишу в новом технологическом пространстве, важно развивать указанные специфические навыки и компетенции, которые отличают их от алгоритмов и делают ценными участниками образовательного процесса.

-2