Найти в Дзене
Лесной романтик.

Станция Приморск (бывш. Койвисто/Koivisto) (История Приморской линии)

В довоенный период на станции Koivisto было внушительное здание вокзала, сложенное из камня. До наших дней оно не сохранилось. Старый вокзал в скандинавском стиле был снесён в начале 1950-х годов. Как оно выглядело, теперь можно судить только по старым открыткам. В советское время вокзала в Приморске уже не было. Здание, показанное на фотографиях, представляет собой обычный жилой дом, но в нём оборудовано служебное помещение дежурного по станции Приморск. Поэтому на здании имеется вывеска с названием станции. Каких-либо устройств для обслуживания пассажиров (кроме конечно, посадочной платформы), на этой станции нет. Фотографии Д. Веревкина, август 2008 г История этого небольшого городка довольно интересная. Примо́рск (историческое название до XIX века — Бьёрке, швед. Björkö, с 1920 по 1948 год Ко́йвисто, фин. Koivisto) — город (с 1940) в Выборгском районе Ленинградской области. ПРЕДЫСТОРИЯ Археологические раскопки, проводившиеся в XX—XXI веках на территории Приморска и окрестносте

В довоенный период на станции Koivisto было внушительное здание вокзала, сложенное из камня. До наших дней оно не сохранилось.

Старый вокзал в скандинавском стиле был снесён в начале 1950-х годов.

Как оно выглядело, теперь можно судить только по старым открыткам.

Вид на вокзал станции Койвисто со стороны города. Довоенная открытка
Вид на вокзал станции Койвисто со стороны города. Довоенная открытка

Вид на вокзал станции Койвисто со стороны железнодорожных путей. Довоенная открытка
Вид на вокзал станции Койвисто со стороны железнодорожных путей. Довоенная открытка

Так выглядела станция Койвисто в июне 1944 года
Так выглядела станция Койвисто в июне 1944 года

В советское время вокзала в Приморске уже не было. Здание, показанное на фотографиях, представляет собой обычный жилой дом, но в нём оборудовано служебное помещение дежурного по станции Приморск. Поэтому на здании имеется вывеска с названием станции. Каких-либо устройств для обслуживания пассажиров (кроме конечно, посадочной платформы), на этой станции нет.

Фотографии Д. Веревкина, август 2008 г

-4

История этого небольшого городка довольно интересная.

Примо́рск (историческое название до XIX века — Бьёрке, швед. Björkö, с 1920 по 1948 год Ко́йвисто, фин. Koivisto) — город (с 1940) в Выборгском районе Ленинградской области.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Археологические раскопки, проводившиеся в XX—XXI веках на территории Приморска и окрестностей, указывают на наличие нескольких стоянок позднего неолита. Также имеются находки, атрибутируемые к культуре ямочно-гребенчатой керамики, примерно второй половины IV тысячелетия до нашей эры.

В IX—X веках возле современного Приморска, на острове Равица, появился торговый пост, подчинённый Кореле. Там останавливались для пополнения припасов купцы, следовавшие по Пути из варяг в греки. К XII веку через эти места шла бойкая торговля. На близлежащих Берёзовых островах были построены склады, причём принадлежащие не только новгородцам и карелам, но и Ганзейскому союзу, а на материковой стороне пролива Бьёркезунд выросло несколько деревень. Первое документальное упоминание этих мест относится к 1268 году, когда ганзейские купцы попросили у новгородцев защиты на участке торгового пути от Берёзовского до устья Невы. И хоть тогда эти земли относились к Корельскому уезду Водской пятины, в договоре от 1270 года Ярослав Ярославич от имени Новгорода гарантировал ганзейским купцам защиту только до Кетлингена. К этому моменту основная торговля переместилась на берега бухты Катерлахти, где обосновалось некоторое количество русских ремесленников и карельских рыбаков и охотников. Там же были построены склады смолы и дёгтя, так что это место иногда даже называли посадом.

Шведское королевство

По Ореховскому миру 1323 года эта территория в составе погоста Огреба (Эуряпяя) отошла к Швеции, название местности с тех времён стало Бьёрке (швед. Björkö), что было дословным переводом русского названия. На Берёзовых островах появился пост шведской морской охраны. В 1348 году там же, на островах, шведский король Магнус Эрикссон становился лагерем для похода на Орешек. В 1540 году указом короля Густава Вазы была проведена перепись населения для сбора налогов. На тот момент в Бьёрке было 100 домов: 50 на побережье и столько же — на островах. В самом селении Соукка на тот момент была приходская часовня, приписанная к Выборгу, а в 1575 году приход стал самостоятельным. Ещё одна кирха с колокольней была построена в конце XV века, но, согласно местной легенде, её сожгли разбойники, а колокол утопили.

На Карельском перешейке шведы активно насаждали свои язык и религию, что привело к оттоку карельского и русского населения. После заключения Столбовского мира отток приобрёл характер бегства — на протяжении XVII века в пределы Руси перебралось около 10 тысяч семей. На их место шведы переселяли финнов. В 1617 году королю на заседании Риксдага был представлен план постройки города в этом месте, который, однако, не был реализован. В 1640 году Бьёрке было подарено члену Риксрода Гансу Вахтмейстеру с учреждением одноимённого баронства, которое в скором времени было упразднено в ходе редукции, а земли снова отошли в казну. В 1706 году на мысе залива была построена первая кирха на материке (отчего мыс стал называться Киркониеми), для колокольни которой со дна подняли утопленный колокол старой кирхи.

Российская империя

В ходе Северной войны 30 апреля (11 мая) 1710 года русский флот под командованием Петра I, вице-адмирала Крюйса и контр-адмирала Боциса отошёл от Котлина и направился к Выборгу. По пути они сделали остановку у Берёзовых островов, поэтому после взятия города один из небольших островов архипелага, два залива и посёлок были названы Петровскими. В 1719 году, несмотря на то, что приобретение этих земель ещё не было закреплено договором, указом Сената на Большом Берёзовом острове был учреждён таможенный караул, а в 1720 году имение Бьёрке было пожаловано адмиралу Крюйсу в пожизненное владение. Ништадтский мирный договор 1721 года завершил войну и оставил эти земли за Россией; Бьёрке был включён в состав Выборской провинции Санкт-Петербургской губернии. В 1722 году таможенный караул на островах был подкреплён четырьмя пушками и командой из 20 человек, а на участке морского пути от Выборга до Бьёрке была учреждена лоцманская служба.

Согласно карте Выборгского уезда, составленной гравёром А. И. Ростовцевым в 1726 году, на Берёзовых островах насчитывалось как минимум 10 поселений, а всего в этих местах к середине XVIII века жило более 2000 жителей. В 1744 году, после ещё одной русско-шведской войны, Выборгская провинция и новоприсоединённые части Финляндии образовали Выборгскую губернию. В июне 1790 года в проливе Бьёркезунд состоялась первая часть Выборгского сражения.

В 1809 году, после русско-шведской «Финской» войны, по Фридрихсгамскому миру Россия получила от Швеции всю Финляндию, Аландские острова и восточную часть Остроботнии (Похьянмаа) в «вечное» владение Российской империи. На этих территориях было провозглашено Великое княжество Финляндское, куда в 1811 году вошла и Выборгская губерния. В 1817 году поместье Бьёрке снова вернулось в казну.

Крымская война 1854—1856 годов проходила практически на всех границах России, в том числе на Балтике. Осенью 1855 года по распоряжению графа Ридигера Бьёркезунд был перекрыт минами, на Берёзовых островах и возле Бьёрке (или Койвисто, как он назывался на финский манер) появились редуты и сторожевые посты. В 1856 году английская канонерская лодка безуспешно пыталась высадить в Бьёрке десант.

10 (23) июля 1905 года на рейд у Бьёрке встали императорская яхта «Полярная звезда» с Николаем II и «Гогенцоллерн» с германским императором Вильгельмом II на борту. День спустя на борту «Полярной звезды» двумя императорами был подписан секретный союзный договор. Этот договор был личной инициативой двух императоров, и подготовка к нему оставалась тайной для Министерства иностранных дел, которое было против сближения с Германией, так что к осени того же года договор был денонсирован. Также вместе с кайзерской яхтой к Бьёрке прибыл крейсер «Берлин», устроивший показательные артиллерийские учения для двух монархов.

К 1909 году встал вопрос о транспортной доступности Бьёрке. Первоначально планировалось построить железную дорогу от Перкъярви, но в итоге к лету 1915 года была построена ветка из Терийоки. Открыта для движения она была лишь 1 (14) ноября 1916 года.

Финляндия

31 декабря 1917 года (13 января 1918 года) советское правительство предоставило независимость Финляндии, и волость Бьёрке, которая к тому моменту стала называться Ко́йвисто (фин. Koivisto), вошла в её состав. В 1919 году, в рамках военной интервенции в России с разрешения финского правительства возле Койвисто была оборудована передовая база британского флота для поддержки действий Северо-западной и эстонской армий. Для этого 4 июня в пролив Бьёркезунд вошла британская эскадра. Также в Койвисто, в районе современного Морского переулка, разместилась база финских гидросамолётов.

Посёлок Койвисто был основан 1 января 1927 года согласно указу от 30 октября 1925 года, который гласил: «Согласно распоряжению министерства внутренних дел определяется, что эта территория волости Койвисто, которая включает целиком все деревни залива Коттерлахти, а также дома № 1, 2, 4, 5, 7 и 8 деревни Тервахартела, 1 января 1927 года отделяется от общины Койвисто в отдельную общину, преобразованную в посёлок Койвисто». При планировке посёлка Койвисто территорию деревни Тервахартела разбили на куски и частично присоединили к посёлку.

СССР

После Зимней войны, согласно Московскому мирному договору, город был присоединён к СССР и вошёл в состав Карело-Финской ССР. Во время войны (1941—1944) город был занят финскими войсками с 2 сентября 1941 по 18 июня 1944 гг. Московское перемирие в 1944 году и Парижский мирный договор между СССР и Финляндией (1947), согласно которым граница на Карельском перешейке возвращались к границе, установленной Московским мирным договором 1940 года, окончательно утвердили принадлежность Приморска.

1 октября 1948 года город был переименован в Приморск.

До 1987 г. Приморск стал режимной зоной в связи с находящимся поблизости испытательным полигоном «Энергия». Поэтому чтобы приехать в Приморск, нужен был пропуск.

Вот что рассказал об этом один из моих читателей:

В советское время недалеко от посёлка Ермилово находился испытательный центр, т.н. КБ "Энергомаш" -- испытывали ракетные двигатели, разные виды топлива. Разумеется, объект был секретный, поэтому Ермилово, Приморск и окрестности были закрытой зоной. Въезд разрешён был только для местных или по пропускам. На станции Ермилово в дизель-поезд (линию обслуживали Д1) входили пограничники и проверяли у пассажиров документы. В начале девяностых закрытую зону упразднили, а потом и испытательный центр закрылся.

Подробнее о ст Ермилово можно прочитать по ссылке

В публикации использованы материал с сайта

Зеленогорск СПб: История и современность

До новых встреч на лесных дорогах.