В довоенный период на станции Koivisto было внушительное здание вокзала, сложенное из камня. До наших дней оно не сохранилось.
Старый вокзал в скандинавском стиле был снесён в начале 1950-х годов.
Как оно выглядело, теперь можно судить только по старым открыткам.
В советское время вокзала в Приморске уже не было. Здание, показанное на фотографиях, представляет собой обычный жилой дом, но в нём оборудовано служебное помещение дежурного по станции Приморск. Поэтому на здании имеется вывеска с названием станции. Каких-либо устройств для обслуживания пассажиров (кроме конечно, посадочной платформы), на этой станции нет.
Фотографии Д. Веревкина, август 2008 г
История этого небольшого городка довольно интересная.
Примо́рск (историческое название до XIX века — Бьёрке, швед. Björkö, с 1920 по 1948 год Ко́йвисто, фин. Koivisto) — город (с 1940) в Выборгском районе Ленинградской области.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Археологические раскопки, проводившиеся в XX—XXI веках на территории Приморска и окрестностей, указывают на наличие нескольких стоянок позднего неолита. Также имеются находки, атрибутируемые к культуре ямочно-гребенчатой керамики, примерно второй половины IV тысячелетия до нашей эры.
В IX—X веках возле современного Приморска, на острове Равица, появился торговый пост, подчинённый Кореле. Там останавливались для пополнения припасов купцы, следовавшие по Пути из варяг в греки. К XII веку через эти места шла бойкая торговля. На близлежащих Берёзовых островах были построены склады, причём принадлежащие не только новгородцам и карелам, но и Ганзейскому союзу, а на материковой стороне пролива Бьёркезунд выросло несколько деревень. Первое документальное упоминание этих мест относится к 1268 году, когда ганзейские купцы попросили у новгородцев защиты на участке торгового пути от Берёзовского до устья Невы. И хоть тогда эти земли относились к Корельскому уезду Водской пятины, в договоре от 1270 года Ярослав Ярославич от имени Новгорода гарантировал ганзейским купцам защиту только до Кетлингена. К этому моменту основная торговля переместилась на берега бухты Катерлахти, где обосновалось некоторое количество русских ремесленников и карельских рыбаков и охотников. Там же были построены склады смолы и дёгтя, так что это место иногда даже называли посадом.
Шведское королевство
По Ореховскому миру 1323 года эта территория в составе погоста Огреба (Эуряпяя) отошла к Швеции, название местности с тех времён стало Бьёрке (швед. Björkö), что было дословным переводом русского названия. На Берёзовых островах появился пост шведской морской охраны. В 1348 году там же, на островах, шведский король Магнус Эрикссон становился лагерем для похода на Орешек. В 1540 году указом короля Густава Вазы была проведена перепись населения для сбора налогов. На тот момент в Бьёрке было 100 домов: 50 на побережье и столько же — на островах. В самом селении Соукка на тот момент была приходская часовня, приписанная к Выборгу, а в 1575 году приход стал самостоятельным. Ещё одна кирха с колокольней была построена в конце XV века, но, согласно местной легенде, её сожгли разбойники, а колокол утопили.
На Карельском перешейке шведы активно насаждали свои язык и религию, что привело к оттоку карельского и русского населения. После заключения Столбовского мира отток приобрёл характер бегства — на протяжении XVII века в пределы Руси перебралось около 10 тысяч семей. На их место шведы переселяли финнов. В 1617 году королю на заседании Риксдага был представлен план постройки города в этом месте, который, однако, не был реализован. В 1640 году Бьёрке было подарено члену Риксрода Гансу Вахтмейстеру с учреждением одноимённого баронства, которое в скором времени было упразднено в ходе редукции, а земли снова отошли в казну. В 1706 году на мысе залива была построена первая кирха на материке (отчего мыс стал называться Киркониеми), для колокольни которой со дна подняли утопленный колокол старой кирхи.
Российская империя
В ходе Северной войны 30 апреля (11 мая) 1710 года русский флот под командованием Петра I, вице-адмирала Крюйса и контр-адмирала Боциса отошёл от Котлина и направился к Выборгу. По пути они сделали остановку у Берёзовых островов, поэтому после взятия города один из небольших островов архипелага, два залива и посёлок были названы Петровскими. В 1719 году, несмотря на то, что приобретение этих земель ещё не было закреплено договором, указом Сената на Большом Берёзовом острове был учреждён таможенный караул, а в 1720 году имение Бьёрке было пожаловано адмиралу Крюйсу в пожизненное владение. Ништадтский мирный договор 1721 года завершил войну и оставил эти земли за Россией; Бьёрке был включён в состав Выборской провинции Санкт-Петербургской губернии. В 1722 году таможенный караул на островах был подкреплён четырьмя пушками и командой из 20 человек, а на участке морского пути от Выборга до Бьёрке была учреждена лоцманская служба.
Согласно карте Выборгского уезда, составленной гравёром А. И. Ростовцевым в 1726 году, на Берёзовых островах насчитывалось как минимум 10 поселений, а всего в этих местах к середине XVIII века жило более 2000 жителей. В 1744 году, после ещё одной русско-шведской войны, Выборгская провинция и новоприсоединённые части Финляндии образовали Выборгскую губернию. В июне 1790 года в проливе Бьёркезунд состоялась первая часть Выборгского сражения.
В 1809 году, после русско-шведской «Финской» войны, по Фридрихсгамскому миру Россия получила от Швеции всю Финляндию, Аландские острова и восточную часть Остроботнии (Похьянмаа) в «вечное» владение Российской империи. На этих территориях было провозглашено Великое княжество Финляндское, куда в 1811 году вошла и Выборгская губерния. В 1817 году поместье Бьёрке снова вернулось в казну.
Крымская война 1854—1856 годов проходила практически на всех границах России, в том числе на Балтике. Осенью 1855 года по распоряжению графа Ридигера Бьёркезунд был перекрыт минами, на Берёзовых островах и возле Бьёрке (или Койвисто, как он назывался на финский манер) появились редуты и сторожевые посты. В 1856 году английская канонерская лодка безуспешно пыталась высадить в Бьёрке десант.
10 (23) июля 1905 года на рейд у Бьёрке встали императорская яхта «Полярная звезда» с Николаем II и «Гогенцоллерн» с германским императором Вильгельмом II на борту. День спустя на борту «Полярной звезды» двумя императорами был подписан секретный союзный договор. Этот договор был личной инициативой двух императоров, и подготовка к нему оставалась тайной для Министерства иностранных дел, которое было против сближения с Германией, так что к осени того же года договор был денонсирован. Также вместе с кайзерской яхтой к Бьёрке прибыл крейсер «Берлин», устроивший показательные артиллерийские учения для двух монархов.
К 1909 году встал вопрос о транспортной доступности Бьёрке. Первоначально планировалось построить железную дорогу от Перкъярви, но в итоге к лету 1915 года была построена ветка из Терийоки. Открыта для движения она была лишь 1 (14) ноября 1916 года.
Финляндия
31 декабря 1917 года (13 января 1918 года) советское правительство предоставило независимость Финляндии, и волость Бьёрке, которая к тому моменту стала называться Ко́йвисто (фин. Koivisto), вошла в её состав. В 1919 году, в рамках военной интервенции в России с разрешения финского правительства возле Койвисто была оборудована передовая база британского флота для поддержки действий Северо-западной и эстонской армий. Для этого 4 июня в пролив Бьёркезунд вошла британская эскадра. Также в Койвисто, в районе современного Морского переулка, разместилась база финских гидросамолётов.
Посёлок Койвисто был основан 1 января 1927 года согласно указу от 30 октября 1925 года, который гласил: «Согласно распоряжению министерства внутренних дел определяется, что эта территория волости Койвисто, которая включает целиком все деревни залива Коттерлахти, а также дома № 1, 2, 4, 5, 7 и 8 деревни Тервахартела, 1 января 1927 года отделяется от общины Койвисто в отдельную общину, преобразованную в посёлок Койвисто». При планировке посёлка Койвисто территорию деревни Тервахартела разбили на куски и частично присоединили к посёлку.
СССР
После Зимней войны, согласно Московскому мирному договору, город был присоединён к СССР и вошёл в состав Карело-Финской ССР. Во время войны (1941—1944) город был занят финскими войсками с 2 сентября 1941 по 18 июня 1944 гг. Московское перемирие в 1944 году и Парижский мирный договор между СССР и Финляндией (1947), согласно которым граница на Карельском перешейке возвращались к границе, установленной Московским мирным договором 1940 года, окончательно утвердили принадлежность Приморска.
1 октября 1948 года город был переименован в Приморск.
До 1987 г. Приморск стал режимной зоной в связи с находящимся поблизости испытательным полигоном «Энергия». Поэтому чтобы приехать в Приморск, нужен был пропуск.
Вот что рассказал об этом один из моих читателей:
В советское время недалеко от посёлка Ермилово находился испытательный центр, т.н. КБ "Энергомаш" -- испытывали ракетные двигатели, разные виды топлива. Разумеется, объект был секретный, поэтому Ермилово, Приморск и окрестности были закрытой зоной. Въезд разрешён был только для местных или по пропускам. На станции Ермилово в дизель-поезд (линию обслуживали Д1) входили пограничники и проверяли у пассажиров документы. В начале девяностых закрытую зону упразднили, а потом и испытательный центр закрылся.
Подробнее о ст Ермилово можно прочитать по ссылке
В публикации использованы материал с сайта
До новых встреч на лесных дорогах.